Сенсорная диета для детей с аутизмом
Сенсорная диета у детей
Сложная работа в направлении сенсорной интеграции призвана помочь детям, имеющим трудности с обработкой сенсорной информации (что некоторые специалисты именуют «расстройством сенсорной интеграции»), с помощью структурированного воздействия различных стимулов. Со временем мозг адаптируется, и дети начинают эффективнее обрабатывать стимулы и давать реакцию на них. Если у ребёнка имеются проблемы с обработкой сенсорной информации, то родителям может быть полезно узнать о таком новом типе терапии, он называется сенсорная диета.
Ребёнок и его сенсорная интеграция – сложный процесс, который должен контролироваться специально обученным специалистом в области эрготерапии. Постепенно эрготерапевт усложняет деятельность ребёнка. Смысл в том, что путём многократно повторяющихся действий нервная система ребёнка станет выдавать более организованную реакцию на ощущения и движения.
Дети с проблемами сенсорной обработки реагируют на окружающую среду несколькими способами. Несмотря на то, что каждый ребенок уникален, существует лишь несколько способов реакции на ввод сенсорной информации. Некоторые дети слишком остро реагируют на внешнюю стимуляцию и становятся подавленными и гиперактивными. Другие же заторможены. Некоторые малыши могут даже демонстрировать сочетание активных и заторможенных реакций, в зависимости от окружающей среды.
Что же такое сенсорная диета?
Сенсорная диета никоим образом не связана с едой. Это тщательно разработанная серия физических упражнений, выполняемых в специальной среде (например, сенсорной комнате), адаптированных для того, чтобы дать каждому ребёнку необходимый именно ему уровень сенсорной стимуляции. Сенсорные диеты могут быть применены в рамках достижения сенсорной интеграции. Завершение процедуры сенсорной диеты может помочь детям достичь того самого состояния, когда они станут более внимательными в школе, смогут освоить новые навыки и пообщаться с другими детьми. Гиперактивные дети станут более спокойными, а вялые, наоборот, активизируют свою деятельность.
Но не все дети способны определить, когда они не находятся в том самом, «правильном» состоянии. Будучи последовательным в реализации сенсорной диеты, специалист по эрготерапии помогает детям осознать своё «я» и постепенно прогрессировать.
Эрготерапевт подбирает программу занятий специально для каждого ребёнка, чтобы она соответствовала его потребностями и режиму дня. Программу занятий можно также выполнять и самостоятельно.
Пример сенсорной диеты
Сенсорная диета представляет собой комплекс мероприятий, специфичных для потребностей каждого ребёнка и зависит от его сенсорных проблем. Если, например, ребёнок вялый, трудновозбудимый, то его распорядок дня может включать:
- 20 прыжков
- подпрыгивание на мяче (20 раз)
- другие активные упражнения, например, игры в сухом бассейне
Ребёнок должен повторять эту схему заданное специалистом количество раз. Занятие длится 15-20 минут, а эффект от него продолжается несколько часов.
Какие действия могут быть включены в процедуру сенсорной диеты?
Чтобы это понять, необходимо проследить за ребёнком и понять, какой тип сенсорной информации он избегает. Это учитывается специалистом при составлении программы. Вот некоторые виды активности, которые используют для создания программ сенсорных диет:
- прыжки на месте или плавательные движения в сухом бассейне
- кувырки
- катание с боку на бок (можно также выполнять в сухом бассейне)
- катание на качелях, лежание в гамаке
- лазание по лестнице и катание с горок
- отжимания (можно от стены)
- подпрыгивание на мяче
- катание на животе (на мяче), вперёд и назад
- катание на мяче на спине, вперёд и назад
- упражнения с воздушно-пузырьковой колонной
- прослушивание спокойной музыки
Дома ребёнок может помогать родителям выполнять домашние дела, например, подметать, вытирать пыль, пылесосить и т. д.
Сенсорная диета также может включать в себя и другие мероприятия, которые направлены на решение конкретных вопросов сенсорной интеграции ребёнка. Существует множество различных методик. Но все они требуют специальной подготовки и без профессионального руководства их лучше не применять.
В дополнение к физической активности, сенсорная диета может также включать в себя и другой сенсорный опыт, который поможет ребёнку почувствовать себя в «том самом, нужном» состоянии здоровой активности. Всё это ребёнку способны обеспечить комплексные занятия в сенсорной комнате.
Источник
лаборатория сенсорной интеграции
- 28 мар. 2015 г.
- 3 мин. чтения
Пост обновлен 1 дек. 2018 г.
Под «сенсорной диетой» принято понимать содержательный план занятий, упражнений и т.п. для насыщения ребенка сенсорными стимулами по всем модальностям, опираясь при этом на понимание иерархии сенсорной интеграции в процессе развития ребенка. Интеграция сенсорных ощущений осуществляется на уровне нейрофизиологического процесса центральной нервной системы. При этом интеграция обозначает объединение двух или нескольких функций, или процесс объединения, который упорядочивает и организует многообразные впечатления, создает предпосылки для успешного приспособления к окружающей среде.
Как отечественные, так и западные специалисты выделяют два основных типа детей: недостаточно активных, которых нужно постоянно подбадривать, тормошить, стимулировать к деятельности, у большинства из них встречаются разного рода сенсорные защиты; и излишне активных, находящихся в постоянном поиске новых ощущений с одновременной неспособностью их качественно обрабатывать. При этом в разное время дня, в зависимости от состояния здоровья и других факторов эти два состояния у детей могут пересекаться.
Соблюдение сенсорной диеты позволяет:
научиться модулировать ощущения, поступающие из внешнего мира, а следовательно оптимизировать ответные реакции организма ребенка на поступившие ощущения;
улучшить показатели внимания и познавательной активности ребенка;
ограничить сенсорный поиск и уменьшить количество аутостимуляций (мы не произвольностью запрещаем ребенку, например, с аутизмом, “стимиться”, а предлагаем ему альтернативный способ успокоения и саморегуляции);
развивать адаптивные способности нервной системы;
сократить силу и частоту истерик у ребенка.
Чаще всего у детей встречаются нарушения модуляции тактильных ощущений. Поэтому мы начнем знакомить читателей именно с упражнений на стимуляцию тактильного восприятия. Прежде чем выбрать одну из ниже приведенных активностей, проанализируйте: ваш ребенок чаще стремится к новым тактильным ощущениям, избегает их или не замечает. В зависимости от этого, посоветуйтесь со специалистом по сенсорной интеграции или опытным путем подберите подходящую активность.
1. Будите ребенка по утрам, проводя по его телу: жесткой мочалкой или люфой, колючим можжевеловым массажером или приятной кистью из силиконизированного волоса. У нас имеется набор для тактильного ввода. Ни в коем случае не щекотать! Растирания желательны каждые 2-3 часа и особенно полезны перед нелюбимыми процедурами и режимными моментами.
2. Регулярно занимайтесь игровыми массажиками с ребенком. Это могут буть массажики под песни Е. Железновой.
3. Разнообразьте техники рисования: рисовать можно варереньем, свежими ягодами, лепестками цветов, скрабом для тела, фруктами в гуаше, ногами и другими частями тела.
4. Больше играйте с соленым тестом. Из него можно готовить пирог, на нем оставлять следы, готовить пиццу и пирожки, засовывая в него мелкие пуговицы.
5. Купите для ребенка различные кремы и муссы для тела, скрабы, лосьоны с легко открывающимися баночками, позвольте ему устроить дома «салон красоты».
6. Установите дома песочницу (это может быть настольный деревянный поднос, тазик или огромный надувной бассейн, стол для песочной терапии) и перенесите большинство игр в нее. Для песочной терапии используйте различные по фактуре фигурки.
7. Используйте разнообразные сенсорные коробки. Подробный перечень сенсорных коробок тут.
8. Разложите на полу маленькие подушки, разнофактурные мешочки и устройте «переправу» через реку или болото, когда нужно идти, наступая на мешочек.
9. Позволяйте ребенку играть с вашими шейными платками и палантинами.
10. Расстелите в детской комнате разнофактурные коврики (например, в Икее много недорогих вариантов) и подушек.
11. Установите в досягаемости ребенка комнатные цветы с фактурными листочками и разрешите ему использовать их в качестве декораций для игр.
12. Приготовьте домашний лимонад с газированной водой, чтобы дать ребенку ощутить «пузырьки во рту».
13. Ежедневно создавайте «чудесные мешочки» и исследовательские коробки, из которых ребенку нужно вытаскивать предметы на ощупь. Собирайте в них необычные предметы, сделанные из разных материалов.
14. Найдите где-нибудь чистую траву, гальку, шишку и пр. природный ландшафт и ходите по нему босиком.
15. Наливайте ребенку во время купания половину бутылки пены для ванны для игры с ней.
16. Чаще играйте с желе и льдом, готовьте их, добавляя в них мелкие игрушки в процессе приготовления.
17. Используйте после банных процедур разнофактурные полотенца.
18. Готовьте послания, записки, подарки детям, заворачивая их в разную по фактуре бумагу и ткань.
19. Наполните детскую комнату тактильными игрушками.
20. Используйте разные мячики для игр: резиновые, вязанные, свалянные из шерсти и пр.
Рекомендуем обратить внимание:
Игровой набор “Лекарства”
250,00 ₽
Игра
“Угадай прикосновение”
400,00 ₽
Сенсорные баночки
300,00 ₽
Слайм 130 гр
200,00 ₽
Контейнер для сенсорных коробок 9Л/18Л
400,00/600,00 ₽
Просмотров: 2,791Комментариев: 0
Источник
-
11. 05. 2016
Санкт-петербургская школа №46 относится к так называемым коррекционным школам восьмого вида. Здесь учатся дети с нарушениями интеллекта. В отличие от многих других учебных заведений такого рода школа №46 не просто берет учеников с самыми тяжелыми нарушениями, но и готовит их к учебе в обычной школе. Завуч Людмила Иванова и эксперты фонда «Обнаженные сердца» рассказали о том, как американские методы работают на российской почве
— Вы уже семь лет занимаетесь обучением детей с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями. Как получилось, что вы — единственная школа в Санкт-Петербурге, которая берется за образование детей, которые до этого считались не обучаемыми?
— Все началось с инициативы одной семьи, в которой был ребенок с очень тяжелой формой аутизма. В городе не было ни одного образовательного учреждения, которое согласилось бы принять девочку — она ведь даже в класс не могла зайти. Так что ее семья начала вкладывать деньги в обучение специалистов, чтобы они могли работать с самыми тяжелыми детьми с расстройствами аутистического спектра и разными интеллектуальными нарушениями. Первые два года эту программу спонсировал частный донор, а потом мы попали и в программу фонда «Обнаженные сердца».
— Расскажите про основные методики, которые позволяют вовлекать в процесс обучения детей с такими серьезными нарушениями.
— Мы используем поведенческие подходы. Для каждого ребенка, который приходит в нашу школу, мы собираем данные, анализируем причины его поведения, изучаем навыки коммуникации и социального поведения и составляем программу индивидуального развития.
Людмила Иванова, завуч школы №46Фото: Алексей Лощилов для ТД
Также для детей с расстройствами аутистического спектра очень важно структурировать обучение в школе, пространство, время и деятельность. Структура во многом основывается на визуальной поддержке. Мы составляем различные расписания: расписание на день, на урок, отдельных заданий внутри урока, даже расписание перемен. Педагогам понятно, чем занять ребенка во время урока, а вот когда ребенок выходит на перемену, начинается самое сложное — потому что он предоставлен сам себе.
Перемены тоже специально организованы: в коридорах есть батуты, на которых можно прыгать
Поэтому перемены тоже специально организованы: в коридорах есть батуты, на которых можно прыгать, телевизоры: ребята танцуют, учат части тела и так далее. Также мы много работаем над альтернативной и аугментативной коммуникацией и сенсорной интеграцией.
— Что это за направления?
— Альтернативная и аугментативная коммуникация рассчитаны на детей, которые пока не говорят. Методов много — например, система PECS (коммуникационная система обмена изображениями), которую мы используем, когда невербальный ребенок не умеет просить. Обычно начинаем с еды, так как это самый сильный мотиватор. Например, если ребенок хочет сок, мы его спрашиваем: «Ты хочешь пить?».
Рома занимается в зале сенсорной интеграции
Фото: Алексей Лощилов для ТД
Он не может ответить, поэтому мы предлагаем ему дать нам карточку, и тогда он получит свой сок. Когда он научится просить, мы можем работать с коммуникативной картой. По этой карте педагог спрашивает что-то у ребенка, а он, нажимая на определенные картинки, отвечает. В последнее время вместо книг с картинками мы стали использовать планшеты, в которые устанавливаются специальные программы. Это здорово упрощает ситуацию: карта выглядит необычно, а планшет не вызывает лишних вопросов. К тому же он сам синтезирует речь и сопровождающему ребенка взрослому не приходится «проговаривать» то, что ребенок показывает на коммуникативной карте.
Если ребенок хочет сок, мы его спрашиваем: «Ты хочешь пить?» Он не может ответить, поэтому мы предлагаем ему дать нам карточку
Многие дети с аутизмом испытывают трудности в восприятии и обработке сенсорной информации — звуков, запахов, прикосновений. Поэтому мы назначаем ребенку «сенсорную диету». В этом нам помогает специальный зал сенсорной интеграции, где есть качели, различные крутящиеся подвесы, мячики и другие приспособления.
Расписание ДимыФото: Алексей Лощилов для ТД
— Когда вы начали внедрять эти методики, были ли какие-то препятствия?
—Иногда нам говорили: «Зачем вы берете американские методики? Надо брать русские!» Но для нас главное, чтобы методики помогали детям и отвечали требованиям современной науки. Когда эксперты фонда «Обнаженные сердца» показали нам, как эти методики работают в Америке, мы тоже сначала сомневались: «Ну это же в Америке, а у нас, в России, как это получится?» Но в итоге мы просто начали пробовать и уже через полгода увидели первые результаты.
— Чем эти методы принципиально отличались от тех, которые вы использовали раньше?
— Это абсолютно другой подход. Например, как готовят логопедов в наших университетах? Им говорят, что надо работать над звукопроизношением. Да, может быть, нужно работать над звукопроизношением с детьми, у которых уже есть речь. А с детьми, у которых пока нет речи, нет смысла тянуть губки и цокать язычком — они могут заговорить только, если мы дадим им возможность общаться, а это мы можем сделать только при помощи средств альтернативной и аугментативной коммуникации. И мы уже видим это. Мальчик, который раньше совсем не говорил, через какое-то время может попросить еду в столовой с помощью коммуникативной карты, а затем и самостоятельно.
Руслан на уроке
Фото: Алексей Лощилов для ТД
— Помимо зала сенсорной интеграции и батутов в коридорах обучение устроено как в обычной школе?
— Да, организационный процесс устроен так же. Дети приходят к девяти часам, все предметы идут по учебному плану: рисование, ритмика, музыка, география, окружающий мир и дальше по списку. Единственное отличие — все предметы мы даем, применяя эти методики.
— Как вы думаете, ваши дети смогли бы учиться в обычной школе?
— Да, в Санкт-Петербурге есть опыт создания ресурсных классов (отдельное помещение в общеобразовательной школе для учеников с нарушениями развития. — ТД), и четыре ребенка из нашей школы успешно перешли туда. Кроме того, в нашей школе были случаи, когда ученики сначала поступали в класс для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, а потом переводились на более легкую программу. То есть они смогли учиться в классе, где уже 15 человек детей, а не семь, и только один педагог. Все благодаря структурированию и визуальной поддержке.
Цифры на полу для игр по улучшению пространственной ориентацииФото: Алексей Лощилов для ТД
— Можно ли использовать ваши методы в общеобразовательных школах, чтобы запустить там программу инклюзивного образования?
— Эти методы будут работать и в обычной школе. Все зависит от желания педагога, администрации школы и от родителей класса, которые должны принять ребенка с аутизмом или другой формой интеллектуальных нарушений.
Они должны принять этого ребенка и полюбить его, потому что главное в нашей работе — это любовь. Если педагог относится к ребенку с уважением и любовью, у него все получится.
Святослав Довбня, детский невролог, эксперт фонда «Обнаженные сердца»
Нет ни одного ребенка, который не мог бы учиться в обычной школе — все зависит от того, насколько служба сопровождения готова обеспечивать его индивидуальные потребности. Мы знаем по опыту западных коллег, что инклюзивные программы возможны в принципе для всех. Но если ставить вопрос: «Сколько детей с тяжелыми нарушениями коммуникации и поведенческими трудностями сейчас могут быть включены в программу обычной школы?» — ответ будет: «Нисколько». В обычной школе классы переполнены, нет никаких знаний о том, что такое аутизм и другие ментальные нарушения, учитель не знаком с поведенческими стратегиями и методами развития коммуникации. Если эти стратегии дать в обычную школу, добавить в классы дополнительные руки и обеспечить поддержку со стороны службы сопровождения, там смогли бы учиться дети с нарушениями развития.
Елисей
Фото: Алексей Лощилов для ТД
Сейчас очень сильно изменился закон об образовании. Формально школа №46 больше не специальная школа. То есть, если ей дать обычную образовательную лицензию, можно получить очень хорошее место. Опыт США и Великобритании показывает, что конкурс в инклюзивные школы такого рода среди нейротипичных детей богатых родителей очень высок, потому что и обучение, и психологический климат там лучше. Это наше будущее, к которому мы, надеюсь, придем.
Читайте также
«Мы должны научиться жить с такими людьми бок о бок»
Наталья Водянова рассказала Андрею Лошаку о том, что случилось в кафе «Фламинго» и как правильно реагировать на людей с аутизмом
Татьяна Морозова, клинический психолог, эксперт фонда «Обнаженные сердца»
Раньше считалось, что аутизм — очень редкий диагноз. Поэтому учителя, психологи, врачи, логопеды не знают, что делать с такими детьми — их этому никто не учил. Такие дети раньше сидели дома, а сейчас они приходят в школу. Нужны законодательные и методические изменения, потому что детей с интеллектуальными нарушениями нельзя учить по устаревшим общеобразовательным программам. У них должна быть возможность учиться разными темпами по различным предметам. Но это не означает, что ребенка нужно держать отдельно, на домашнем образовании, потому что помимо математики и химии ему нужно овладеть умением быть членом общества.
Источник