Значение режима диеты ухода за соматическими больными
Уход за больными в стационаре осуществляется средним медицинским персоналом, а на дому — родственниками больного и медицинской сестрой.
Под уходом следует понимать: 1) создание и поддержание санитарно-гигиенической обстановки в палате и дома; 2) устройство удобной постели и содержание ее в чистоте; 3) гигиеническое содержание больного, оказание ему помощи во время туалета, приема пищи, физиологических и болезненных отправлений организма; 4) выполнение врачебных назначений; 5) организацию досуга больного; 6) поддержание в больном бодрого настроения ласковым словом и чутким отношением.
С уходом тесно связано и круглосуточное наблюдение за больным: за изменениями в проявлениях болезни, физическими отправлениями, настроением больного. О всех замеченных изменениях средний медицинский персонал сообщает врачу, помогая ему составить правильное представление о состоянии больного и правильно руководить лечением.
Своевременное распознавание болезни, хороший уход и назначение правильного лечения обеспечивают больному выздоровление.
При некоторых заболеваниях, в борьбе с которыми мы еще не располагаем достаточно эффективными средствами лечения, уход становится основным методом. В таких случаях обычно говорят, что больного не вылечили, а выходили.
При трехстепенной системе обслуживания больных в стационаре уходом занимаются медицинская сестра и санитарка. При этой системе санитарки, кроме уборки помещения, ответственности за белье, помогают медицинским сестрам раздавать пищу и кормить больных, они перекладывают больных, ставят им клизму, подают судно, занимаются туалетом больных и выполняют отдельные их просьбы. Медицинская сестра, обслуживая значительное число больных, не имеет возможности в должной мере осуществлять руководство работой санитарки, тем более что ей приходится часто отлучаться из отделения (ходить в аптеку, лабораторию, оформлять документацию и т. д.). В отсутствие сестры больные по всем вопросам обращаются к санитарке, и, таким образом, уход часто осуществляется медицински необразованными людьми. Понятно, что такая система вызывала недовольство больных и не удовлетворяла врачей.
В настоящее время те больницы, в которых была принята трехстепенная система обслуживания, перестраивают свою работу, вводя двухстепенную систему. При этом функции санитарки ограничиваются уборкой помещения, подачей суден, мытьем больных и помощью медицинским сестрам при перекладывании и транспортировке больных. Число санитарок сокращается, а число медицинских сестер в отделении соответственно увеличивается. Таким образом, на медицинских сестер ложится весь уход и выполнение врачебных назначений. Число больных, обслуживаемых одной сестрой, сокращается почти вдвое. По возможности сестра освобождается от необходимости отлучаться из отделения, так как пищу доставляют в отделение работники кухни, а медикаменты — работники аптеки и т. д. Внедрение двустепенной системы обслуживания больных во всех стационарах является крупным шагом вперед по пути повышения культуры медицинского обслуживания.
Чтобы осуществлять уход за больными и быть достойными помощниками врачей, средние медицинские работники должны владеть медицинскими знаниями в определенном объеме. Знания эти медицинские сестры, фельдшера, акушерки и другие представители среднего медицинского звена получают в медицинских училищах соответствующих профилей.
Историческая справка ухода за больными
Подготовка фельдшеров в России началась в 40-х годах XVII века. Она была направлена на удовлетворение потребностей армии. Вначале обучение осуществлялось индивидуально у заграничных врачей, работавших в России. По окончании учения лекарские ученики направлялись в полки для работы.
В 1706 г. была организована первая школа лекарей со сроком обучения 7лет. Она была рассчитана на 50 учеников. Однако возраставшие потребности заставили пойти в сторону некоторого снижения первоначальных требований и вместо фельдшеров стали готовить подлекарей из солдатских детей, умеющих читать и писать.
С середины XIX века на базе крупных больниц возникли четырехгодичные платные школы для фельдшеров. В них принимали окончивших 2 класса народной школы. Стипендиаты по окончании фельдшерской школы посылались на работу в отдаленные места страны на б лет. Наряду с этим продолжало существовать и индивидуальное ученичество, но прослушавшие курс для получения звания фельдшера должны были выдержать заключительный экзамен. В 1872 г. в Петербурге была открыта первая женская фельдшерско-акушерская школа. Организация этого учебного заведения была продиктована чисто экономическими соображениями: государству выгоднее было посылать на работу вместо двух лиц — фельдшера и акушерки — одну фельдшерицу-акушерку.
Однако, несмотря на четырехгодичный срок обучения, медицинская подготовка в те времена была недостаточной. Так, например, на III и IV курсах на акушерство и женские болезни отводилось по 6 часов в год, а на болезни новорожденных — по 1/2 часа.
В 1913 г. в России числилось 29 986 фельдшеров и фельдшериц (на 25 433 гражданских врача), из которых
фельдшеров было 24 058, а фельдшериц — 5928. Самостоятельных фельдшерских пунктов было 4539.Примерно 1/3 всех больных обслуживалась фельдшерами.
Профессия медицинской сестры возникла также в связи с потребностями армии. В 1854 г. во время Крымской войны и обороны Севастополя по инициативе основоположника военно-полевой хирургии в России Н. И. Пирогова в Петербурге была учреждена первая в России и Европе Крестовоздвиженская община сестер милосердия. Н. И. Пирогов считал, что медицинская сестра должна быть хозяйкой в госпитале. Кроме ухода за ранеными и помощи врачам во время операций и перевязок, она следит за снабжением больных продовольствием, бельем и т. д. Так как во время осады Севастополя первые сестры милосердия зарекомендовали себя как ревностные помощники врача, проявили героизм и самоотверженность своей работе, потребность в них с каждым годом возрастала, в связи с чем стали открываться и другие общины. Так, в Петербурге по инициативе С. П. Боткина была открыта Община сестер милосердия св. Георгия, а затем Кауфманская община, а в Москве — Александрийская община «Утоли мои печали».
Во время русско-японской войны 1904—1905 гг. и первой мировой войны 1914—1918 гг. из-за недостатка общинных сестер была организована краткосрочная подготовка сестер-утешительниц.
В 1917 г. фактически прекратилось существование в России общества Красного Креста и общин сестер милосердия и приостановилась подготовка медицинских сестер. Молодая республика Советов ощущала острый недостаток в средних медицинских кадрах. Поэтому в 1918 г. было создано Советское общество Красного Креста и Красного Полумесяца и организованы школы медицинских сестер и одновременно с ними краткосрочные курсы медицинских сестер. В дальнейшем была упорядочена система подготовки среднего медицинского персонала, а также были установлены профили (фельдшер, акушерка, медицинская сестра, зубной врач, фармацевт и т. д.), сроки обучения и требования к поступающим. Уже работающим медицинским сестрам была предоставлена возможность повышения квалификации. Для окончивших краткосрочные курсы медицинских сестер были организованы вечерние училища, где они без отрыва от работы могли получить полное среднее медицинское образование. Отличникам, оканчивающим медицинские училища, предоставлялось право непосредственно после окончания училища поступить в медицинский институт.
Хорошо зарекомендовавшие себя средние медицинские работники принимались в первую очередь в вечерние медицинские институты для учебы без отрыва от работы.
Права и обязанности медицинской сестры
Круг обязанностей фельдшера достаточно широк, в особенности в отсутствие врача. Что же касается медицинской сестры, то обязанности ее ограничиваются выполнением врачебных назначений, уходом и наблюдением за больными, оказанием
первой доврачебной помощи и руководством младше медицинским персоналом.
Для выполнения своих обязанностей фельдшер и медицинская сестра должны обладать определенным объемом знаний и практическими навыками, которые они получают в процессе теоретического и практического обучения.
Статья на тему Значение ухода за больными
Источник
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие …………………………………………………………………….. 8
Глава 1. Общие вопросы ухода за больными……………………. ……………………………………………………………………………… 10
1.1. Уход за больными и его значение………………… 10
1.2. Организация ухода за больными………………….. 11
1.3. Деонтологические аспекты ухода за больными 13
Тестовые задачи………………………………………. 18
Глава 2. Медицинские учреждения и организация их работы…. 19
2.1. Основные типы лечебно-профилактических учреждений и принципы их работы …………….. •…. 19
2.2. Организация работы в стационаре (больнице) 21
2.2.1. Организация работы приемного отделения 21
2.2.2. Санитарная обработка больных…………… 23
2.2.3. Транспортировка больных………………….. 26
2.2.4. Организация работы терапевтического отделения …………………………………………….. 27
2.2.5. Санитарный режим больницы и его значение …………………………………………………. 31
Тестовые задачи………………………………… …………………………………………………. 35
Глава 3. Личная гигиена больного…………………………………… ……………………………………………………………………………… 37
3.1. Положение больного, устройство функциональной кровати ……………………………………………….. 37
3.2. Приготовление постели. Смена постельного и нательного белья. Подача судна и мочеприемника ………….38
3.3. Уход за кожей…………………………………………….. 40
3.4. Уход за волосами……………………………………….. 43
3.5. Уход за полостью рта………………………………….. 44
3.6. Уход за глазами …………………………………………. 44
3.7. Уход за ушами и носом……………………………….. 45
Тестовые задачи…………………………………………. …………………………………………………………. 46
Глава 4. Питание больных………………………………………………… …………………………………………… 47
4.1. Основные принципы лечебного питания……….. 47
4.2. Организация питания и кормления больных 52
4.3. Искусственное питание……………………………….. 53
Тестовые задачи…………………………………………. …………………………………………………………. 56
Глава 5. Измерение температуры тела. Уход за лихорадящими больными.…………………………………………………….. 58
5.!. Термометрия………………………………………………. ………………………………………………………………. 58
5.2. Лихорадка, ее виды…………………………………….. 61
5.3. Особенности ухода за лихорадящими больными…………………………………………………………. 64
Тестовые задачи …………………………………….. …………………………………………………………. 67
Глава 6. Методы воздействия на кровообращение……………. ……………………………………………………………………………… 69
6.1. Холодные компрессы и пузырь со льдом……… 69
6.2. Согревающие компрессы, грелки и припарки 70
6.3. Горчичники и банки……………………………………. 72
6.4. Кровопускание и трудотерапия……………………. 74
6.5. Водолечение………………………………………………… 76
Тестовые задачи…………………………………………. …………………………………………………………. 77
Глава 7. Лекарственные средства и способы их применения……………………………79
7.1. Правила выписки, хранения и раздачи лекарственных средств …………………………………………………………………………….. 79
7.2. Способы введения лекарственных средств……. 8!
7.2.1. Инъекции …………………………………………. 83
7.2.2. Осложнения при инъекциях и их профилактики 93
Тестовые задачи………………………………… …………………………………………………. 95
Глава 8. Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов дыхания……………………………………………………. 97
8.!. Особенности наблюдения и ухода за больными при кашле, кровохарканье и легочном кровотечении ………………………………………………………….. 99
8.2. Наблюдение и уход за больными с дыхательной недостаточностью………………………………………. ……………………………………………………….. 102
8.3. Плевральная пункция………………………………….. 105
Тестовые задачи…………………………………………. …………………………………………………………. 106
Глава 9. Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов кровообращения……………………………………………………………….. 108
9.1. Исследование пульса………………………………….. 109
9.2. Измерение артериального давления …………….. 111
9.3. Наблюдение и уход за больными с болями в области сердца………………………………………………. 115
9.4. Наблюдение и уход за больными с недостаточностью кровообращения……………………………… !17
Тестовые задачи…………………………………………. …………………………………………………………. 12!
Глава 10. Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов пищеварения. ……………………………………………………………… 122
!0.1. Наблюдение и уход за больными при болях в животе и диспепсических расстройствах…… ………………………………………………………. 123
10.2. Наблюдение и уход за больными с желудочно-кишечным кровотечением…………………… ………………………………………………………. 126
10.3. Желудочное зондирование……………………….. 127
!0.4. Дуоденальное зондирование……………………… ……………………………………………………………… 132
10.5. Клизмы……………………………………………………. 134
10.6. Подготовка больных к рентгенологическим, эндоскопическим и ультразвуковым исследованиям органов пищеварения…………………… 138
Тестовые задачи……………………………………… 142
Глава 11. Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов мочевыделения……………………………………… 145
11.1. Диурез и его нарушения. Взятие мочи для лабораторных исследований……………………….. 146
11.2. Подготовка больных к инструментальным исследованиям мочевыделительной системы… 151
11.3. Особенности наблюдения и ухода за больными при некоторых заболеваниях почек……… 152
11.4. Наблюдение и уход за больными при задержке мочи…………………………………………………… 155
11.5. Наблюдение и уход за больными с недержанием мочи…………………………………………… 157
Тестовые задачи……………………………………… 158
Глава 12. Наблюдение и уход за больными с заболеваниями крови и кроветворных органов………………………… 160
12.1. Наблюдение и уход за больными с анемиями………………162
12.1.1. Определение групп крови и правила переливания крови………………………………….. 166
12.2. Наблюдение и уход за больными с гемобластозами…………………………………………………… ………………….. 169
Тестовые задачи……………………………………… ………………………………………………………. 171
Глава 13. Наблюдение и уход за больными с заболеваниями эндокринной системы…………………………………. 173
13.1. Наблюдение и уход за больными сахарным диабетом…………………………………………………. 174
13.2. Наблюдение и уход за больными с заболеваниями щитовидной железы………………………. 182
13.3. Наблюдение и уход за больными с ожирением 185
Тестовые задачи……………………………………… 186
Глава 14. Наблюдение и уход за больными пожилого и старческого возраста………………………………………………. 189
14.1. Особенности течения заболеваний в пожилом и старческом возрасте…………………………….. ……………………………………………………… 190
14.2. Особенности ухода за больными пожилого и старческого возраста……………………………….. ………………………………………………………. 192
Тестовые задачи………………………………………. ………………………………………………………. 197
Глава 15. Асептика и антисептика………………………………….. 199
15.1. Пути инфицирования и принципы асептики 199
15.2. Виды и способы антисептики……………………. 201
15.3. Асептика в работе операционного блока…… 202
15.4. Личная гигиена персонала операционного блока………………………………………………………. 206
15.5. Асептика в хирургическом отделении……….. 208
15.6. Асептика при подготовке больного к операции …………………………………………………………. 208
15.7. Асептика в работе перевязочных………………. 209
15.8. Асептика в работе манипуляционного кабинета…………………………………………………………. 212
15.9. Асептика в реанимационном отделении…….. 213
Тестовые задачи………………………………………. ………………………………………………………. 214
Глaвa 16. Основы предоперационной подготовки и послеоперационного ухода……………………………………………….. 215
16.1. Наблюдение и уход за больными в предоперационном периоде…………………………………. 215
16.2. Наблюдение и уход за больными в послеоперационном периоде…………………………………. 220
16.2.1. Уход и наблюдение за послеоперационными ранами…………. 222
16.2.2. Наблюдение за функциями дыхательной системы………………………………….. 225
16.2.3. Наблюдение за функциями сердечнососудистой системы ……………………… 226
16.2.4. Наблюдение за функциями пищеварительной системы……………………………. 228
16.2.5. Наблюдение за функциями мочевыделительной системы………………………… 231
Тестовые задачи……………………………. 231
Глава 17. Наблюдение и уход за больными с острыми хирургическими заболеваниями органов брюшной полости.
А. М. Хохлов, С. М. Муравьев…………………………… 234
17.1. Определение понятия «острый живот»…… 234
17.2. Наблюдение и уход за больными с острыми воспалительными заболеваниями органов брюшной полости на диагностическом этапе 236
17.3. Наблюдение и уход за больными после оперативных вмешательств на органах брюшной полости…………………………………………………… 238
Тестовые задачи……………………………………… 241
Глава 18. Уход за травматологическими больными.
A.M.Хохлов, А. С. Суховеров………………………………………………………………………….. 242
18.1. Уход за больными с переломами костей……. 243
18.2. Уход за больными с повреждениями черепа 249
18.3. Уход за больными с закрытыми повреждениями мягких тканей ……………………………….. 251
Тестовые задачи……………………………………… ………………………………………………………. 252
Глава 19. Уход за умирающими больными. Реанимационные мероприятия и первая помощь при некоторых неотложных состояниях…….. 253
19.1. Процесс умирания, его периоды………………. 253
19.2. Реанимационные отделения и принципы их работы…………………………………………………….. 255
19.3. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца…………………………………………………….. 258
19.4. Реанимационные мероприятия и первая помощь при отравлениях…………………………….. 262
19.5. Реанимационные мероприятия и первая помощь при утоплении……………………………….. 267
19.6. Реанимационные мероприятия и первая помощь при тепловом и солнечном ударе, электротравме………………………………………… 268
19.7. Первая помощь и уход за больными при радиационном поражении…………………………… 271
19.8. Констатация смерти и правила обращения с трупом……………………………………………………. 272
Тестовые задачи………………………………………. 273
Ответы к тестовым задачам………………………………………………… 277
Приложение………………………………………………………………………. 279
Предметный указатель……………………………………………………….. 283
Светлой памяти
А. Л. Гребенева
посвящается
ПРЕДИСЛОВИЕ
После включения в программу подготовки студентов медицинских институтов учебной дисциплины «Общий уход за больными» А.Л.Гребенев и А.А.Шептулин подготовили учебное пособие «Основы общего ухода за больными», которое вышло в свет в 1990 г. Пособие очень быстро разошлось и получило положительную оценку преподавателей и студентов. Однако авторы, являясь терапевтами, рассматривали в указанном издании преимущественно общие вопросы и различные аспекты ухода за больными терапевтического профиля. Специального учебного пособия по уходу за хирургическими больными для студентов медицинских институтов не существовало, что не могло не затруднять преподавание этого предмета.
В настоящем виде пособие «Основы общего ухода за больными» значительно расширено и переработано по сравнению с предыдущим изданием. В нем получили освещение такие важные вопросы, как асептика в работе хирургического отделения, операционного блока, манипуляционного кабинета и перевязочных, наблюдение и уход за больными в предоперационном и послеоперационном периодах (послеоперационные раны, состояние органов дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и мочевыделительной систем), наблюдение и уход за больными с острыми хирургическими заболеваниями органов брюшной полости на диагностическом этапе и после оперативных вмешательств, уход за больными с переломами костей, повреждениями черепа, закрытыми повреждениями мягких тканей.
Существенной переработке подверглись также другие главы пособия. В них включены сведения, касающиеся современных методов инструментальной диагностики (суточное монитори-рование артериального давления, внутрижелудочного рН и др.), сделаны необходимые уточнения и дополнения с учетом появившихся в арсенале врача новых лекарственных препаратов и методов лечения.
Совместная работа сотрудников кафедр пропедевтики внутренних болезней и общей хирургии Московской медицинской академии им.И.М.Сеченова над совершенствованием пособия и его дополнением, начавшаяся еще при жизни А.Л.Гребенева, была завершена уже после его безвременной кончины. Новое издание пособия является данью уважения светлой памяти этого замечательного человека.
Заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней ММ А им. И.М.Сеченова академик РАМН В.Т.ИВАШКИН
Заведующий кафедрой общей хирургии ММЛ им. И. М. Сеченова академик РАМН В.К.ГОСТИЩЕВ
* * *
Авторы надеются, что в условиях постоянного совершенствования диагностических и лечебных методов расширенное и дополненное издание пособия поможет студентам медицинских вузов лучше овладеть непростыми навыками ухода за больными различного профиля, и с благодарностью примут все замечания и пожелания, направленные на его улучшение.
Глава 1
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ УХОДА ЗА БОЛЬНЫМИ
Уход за больными и его значение
В повседневной жизни под уходом за больными (сравните — ухаживать, заботиться) обычно понимают оказание больному помощи в удовлетворении им различных потребностей. К ним относятся еда, питье, умывание, движение, освобождение кишечника и мочевого пузыря. Уход подразумевает также создание больному оптимальных условий пребывания в стационаре или дома — тишины и покоя, удобной и чистой постели, свежего нательного и постельного белья и т.д. В таком объеме уход осуществляют, как правило, младший медицинский персонал, а также родственники больного.
В медицине понятие «уход за больными» трактуется более широко. Здесь он выделяется в самостоятельную дисциплину и представляет собой целую систему мероприятий, включающих в себя правильное и своевременное выполнение различных лечебных назначений (например, введение лекарств с помощью инъекций, постановка банок, горчичников и т.д.), проведение некоторых диагностических манипуляций (сбор мочи, кала, мокроты для анализа, желудочное и дуоденальное зондирование и др.), подготовку к определенным исследованиям (рентгенологическим, эндоскопическим и т.д.), наблюдение за состоянием больного (в том числе за системами дыхания, кровообращения), оказание больному первой доврачебной помощи (промывание желудка, помощь при обмороке, рвоте, кашле, удушье, желудочно-кишечном кровотечении, искусственное дыхание и непрямой массаж сердца и др.), ведение необходимой медицинской документации. Многие из названных манипуляций выполняют медицинские сестры, а некоторые (например, внутривенные инъекции, катетеризация мочевого пузыря) и врачи.
В данной главе рассматриваются лишь вопросы общего ухода за больными, осуществляемого независимо от характера заболевания. Особенности специального ухода (например, за новорожденными детьми, за больными хирургического, стоматологического Профиля и т.д.) изучают в соответствующих курсах.
За рубежом понятию «уход за больными» соответствует термин «сестринское дело», который определяется Международным советом сестер как система мероприятий по оказанию помощи больному в выполнении всех видов деятельности, связанных с восстановлением здоровья. Кроме того, для характеристики мероприятий по уходу за больными за рубежом часто используется понятие «сестринский процесс». Согласно определению, содержащемуся в документах Европейского регионального бюро ВОЗ (1987), «содержание сестринского дела состоит в уходе за человеком, и то, каким образом осуществляется этот уход, представляет собой суть сестринского процесса».
Значение ухода за больными трудно переоценить. Нередко успех лечения и прогноз заболевания всецело определяются качеством ухода. Так, можно безукоризненно выполнить сложную операцию, добиться значительного восстановления поврежденных двигательных функций конечностей после перенесенного нарушения мозгового кровообращения или полного сращения костных отломков после тяжелого перелома, но затем потерять больного из-за прогрессирования застойных воспалительных явлений в легких, возникших в результате его длительного вынужденного неподвижного положения в постели, из-за пролежней, образовавшихся вследствие плохого ухода.
Таким образом, уход | за ( | Зольными | является | обязательной |
составной частью всего | процесса | лечения, | влияющей в | |
немалой степени на | его | эффективность. |
Источник