Значение режима диеты ухода за соматическими больными

Уход за больными в стационаре осуществляется средним медицинским персоналом, а на дому — родственниками больного и медицинской сестрой.

Под уходом следует понимать: 1) создание и поддержание санитарно-гигиенической обстановки в палате и дома; 2) устройство удобной постели и содержание ее в чистоте; 3) гигиеническое содержание больного, оказание ему помощи во время туалета, приема пищи, физиологических и болезненных отправлений организма; 4) выполнение врачебных назначений; 5) организацию досуга больного; 6) поддержание в больном бодрого настроения ласковым словом и чутким отношением.

С уходом тесно связано и круглосуточное наблюдение за больным: за изменениями в проявлениях болезни, физическими отправлениями, настроением больного. О всех замеченных изменениях средний медицинский персонал сообщает врачу, помогая ему составить правильное представление о состоянии больного и правильно руководить лечением.

Своевременное распознавание болезни, хороший уход и назначение правильного лечения обеспечивают больному выздоровление.

При некоторых заболеваниях, в борьбе с которыми мы еще не располагаем достаточно эффективными средствами лечения, уход становится основным методом. В таких случаях обычно говорят, что больного не вылечили, а выходили.

При трехстепенной системе обслуживания больных в стационаре уходом занимаются медицинская сестра и санитарка. При этой системе санитарки, кроме уборки помещения, ответственности за белье, помогают медицинским сестрам раздавать пищу и кормить больных, они перекладывают больных, ставят им клизму, подают судно, занимаются туалетом больных и выполняют отдельные их просьбы. Медицинская сестра, обслуживая значительное число больных, не имеет возможности в должной мере осуществлять руководство работой санитарки, тем более что ей приходится часто отлучаться из отделения (ходить в аптеку, лабораторию, оформлять документацию и т. д.). В отсутствие сестры больные по всем вопросам обращаются к санитарке, и, таким образом, уход часто осуществляется медицински необразованными людьми. Понятно, что такая система вызывала недовольство больных и не удовлетворяла врачей.

В настоящее время те больницы, в которых была принята трехстепенная система обслуживания, перестраивают свою работу, вводя двухстепенную систему. При этом функции санитарки ограничиваются уборкой помещения, подачей суден, мытьем больных и помощью медицинским сестрам при перекладывании и транспортировке больных. Число санитарок сокращается, а число медицинских сестер в отделении соответственно увеличивается. Таким образом, на медицинских сестер ложится весь уход и выполнение врачебных назначений. Число больных, обслуживаемых одной сестрой, сокращается почти вдвое. По возможности сестра освобождается от необходимости отлучаться из отделения, так как пищу доставляют в отделение работники кухни, а медикаменты — работники аптеки и т. д. Внедрение двустепенной системы обслуживания больных во всех стационарах является крупным шагом вперед по пути повышения культуры медицинского обслуживания.

Чтобы осуществлять уход за больными и быть достойными помощниками врачей, средние медицинские работники должны владеть медицинскими знаниями в определенном объеме. Знания эти медицинские сестры, фельдшера, акушерки и другие представители среднего медицинского звена получают в медицинских училищах соответствующих профилей.

Историческая справка ухода за больными

Подготовка фельдшеров в России началась в 40-х годах XVII века. Она была направлена на удовлетворение потребностей армии. Вначале обучение осуществлялось индивидуально у заграничных врачей, работавших в России. По окончании учения лекарские ученики направлялись в полки для работы.

В 1706 г. была организована первая школа лекарей со сроком обучения 7лет. Она была рассчитана на 50 учеников. Однако возраставшие потребности заставили пойти в сторону некоторого снижения первоначальных требований и вместо фельдшеров стали готовить подлекарей из солдатских детей, умеющих читать и писать.

С середины XIX века на базе крупных больниц возникли четырехгодичные платные школы для фельдшеров. В них принимали окончивших 2 класса народной школы. Стипендиаты по окончании фельдшерской школы посылались на работу в отдаленные места страны на б лет. Наряду с этим продолжало существовать и индивидуальное ученичество, но прослушавшие курс для получения звания фельдшера должны были выдержать заключительный экзамен. В 1872 г. в Петербурге была открыта первая женская фельдшерско-акушерская школа. Организация этого учебного заведения была продиктована чисто экономическими соображениями: государству выгоднее было посылать на работу вместо двух лиц — фельдшера и акушерки — одну фельдшерицу-акушерку.

Однако, несмотря на четырехгодичный срок обучения, медицинская подготовка в те времена была недостаточной. Так, например, на III и IV курсах на акушерство и женские болезни отводилось по 6 часов в год, а на болезни новорожденных — по 1/2 часа.

В 1913 г. в России числилось 29 986 фельдшеров и фельдшериц (на 25 433 гражданских врача), из которых

фельдшеров было 24 058, а фельдшериц — 5928. Самостоятельных фельдшерских пунктов было 4539.Примерно 1/3 всех больных обслуживалась фельдшерами.

Профессия медицинской сестры возникла также в связи с потребностями армии. В 1854 г. во время Крымской войны и обороны Севастополя по инициативе основоположника военно-полевой хирургии в России Н. И. Пирогова в Петербурге была учреждена первая в России и Европе Крестовоздвиженская община сестер милосердия. Н. И. Пирогов считал, что медицинская сестра должна быть хозяйкой в госпитале. Кроме ухода за ранеными и помощи врачам во время операций и перевязок, она следит за снабжением больных продовольствием, бельем и т. д. Так как во время осады Севастополя первые сестры милосердия зарекомендовали себя как ревностные помощники врача, проявили героизм и самоотверженность своей работе, потребность в них с каждым годом возрастала, в связи с чем стали открываться и другие общины. Так, в Петербурге по инициативе С. П. Боткина была открыта Община сестер милосердия св. Георгия, а затем Кауфманская община, а в Москве — Александрийская община «Утоли мои печали».

Читайте также:  Правильная диета при диабете второго типа

Во время русско-японской войны 1904—1905 гг. и первой мировой войны 1914—1918 гг. из-за недостатка общинных сестер была организована краткосрочная подготовка сестер-утешительниц.

В 1917 г. фактически прекратилось существование в России общества Красного Креста и общин сестер милосердия и приостановилась подготовка медицинских сестер. Молодая республика Советов ощущала острый недостаток в средних медицинских кадрах. Поэтому в 1918 г. было создано Советское общество Красного Креста и Красного Полумесяца и организованы школы медицинских сестер и одновременно с ними краткосрочные курсы медицинских сестер. В дальнейшем была упорядочена система подготовки среднего медицинского персонала, а также были установлены профили (фельдшер, акушерка, медицинская сестра, зубной врач, фармацевт и т. д.), сроки обучения и требования к поступающим. Уже работающим медицинским сестрам была предоставлена возможность повышения квалификации. Для окончивших краткосрочные курсы медицинских сестер были организованы вечерние училища, где они без отрыва от работы могли получить полное среднее медицинское образование. Отличникам, оканчивающим медицинские училища, предоставлялось право непосредственно после окончания училища поступить в медицинский институт.

Хорошо зарекомендовавшие себя средние медицинские работники принимались в первую очередь в вечерние медицинские институты для учебы без отрыва от работы.

Права и обязанности медицинской сестры

Круг обязанностей фельдшера достаточно широк, в особенности в отсутствие врача. Что же касается медицинской сестры, то обязанности ее ограничиваются выполнением врачебных назначений, уходом и наблюдением за больными, оказанием

первой доврачебной помощи и руководством младше медицинским персоналом.

Для выполнения своих обязанностей фельдшер и медицинская сестра должны обладать определенным объемом знаний и практическими навыками, которые они получают в процессе теоретического и практического обучения.

Статья на тему Значение ухода за больными

Источник

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие …………………………………………………………………….. 8

Глава 1. Общие вопросы ухода за больными……………………. ……………………………………………………………………………… 10

1.1. Уход за больными и его значение………………… 10

1.2. Организация ухода за больными………………….. 11

1.3. Деонтологические аспекты ухода за больными 13

Тестовые задачи………………………………………. 18

Глава 2. Медицинские учреждения и организация их работы…. 19

2.1. Основные типы лечебно-профилактических уч­реждений и принципы их работы …………….. •…. 19

2.2. Организация работы в стационаре (больнице) 21

2.2.1. Организация работы приемного отделения 21

2.2.2. Санитарная обработка больных…………… 23

2.2.3. Транспортировка больных………………….. 26

2.2.4. Организация работы терапевтического от­деления …………………………………………….. 27

2.2.5. Санитарный режим больницы и его зна­чение …………………………………………………. 31

Тестовые задачи………………………………… …………………………………………………. 35

Глава 3. Личная гигиена больного…………………………………… ……………………………………………………………………………… 37

3.1. Положение больного, устройство функциональ­ной кровати ……………………………………………….. 37

3.2. Приготовление постели. Смена постельного и нательного белья. Подача судна и мочеприем­ника ………….38

3.3. Уход за кожей…………………………………………….. 40

3.4. Уход за волосами……………………………………….. 43

3.5. Уход за полостью рта………………………………….. 44

3.6. Уход за глазами …………………………………………. 44

3.7. Уход за ушами и носом……………………………….. 45

Тестовые задачи…………………………………………. …………………………………………………………. 46

Глава 4. Питание больных………………………………………………… …………………………………………… 47

4.1. Основные принципы лечебного питания……….. 47

4.2. Организация питания и кормления больных 52

4.3. Искусственное питание……………………………….. 53

Тестовые задачи…………………………………………. …………………………………………………………. 56

Глава 5. Измерение температуры тела. Уход за лихорадящи­ми больными.……………………………………………………..  58

5.!. Термометрия………………………………………………. ………………………………………………………………. 58

5.2. Лихорадка, ее виды…………………………………….. 61

5.3. Особенности ухода за лихорадящими больными…………………………………………………………. 64

Тестовые задачи …………………………………….. …………………………………………………………. 67

Глава 6. Методы воздействия на кровообращение……………. ……………………………………………………………………………… 69

6.1. Холодные компрессы и пузырь со льдом……… 69

6.2. Согревающие компрессы, грелки и припарки 70

6.3. Горчичники и банки……………………………………. 72

6.4. Кровопускание и трудотерапия……………………. 74

6.5. Водолечение………………………………………………… 76

Тестовые задачи…………………………………………. …………………………………………………………. 77

Глава 7. Лекарственные средства и способы их применения……………………………79

7.1. Правила выписки, хранения и раздачи лекарст­венных средств …………………………………………………………………………….. 79

7.2. Способы введения лекарственных средств……. 8!

7.2.1. Инъекции …………………………………………. 83

7.2.2. Осложнения при инъекциях и их профи­лактики 93

Тестовые задачи………………………………… …………………………………………………. 95

Глава 8. Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов дыхания……………………………………………………. 97

8.!. Особенности наблюдения и ухода за больны­ми при кашле, кровохарканье и легочном кро­вотечении ………………………………………………………….. 99

8.2. Наблюдение и уход за больными с дыхатель­ной недостаточностью………………………………………. ……………………………………………………….. 102

8.3. Плевральная пункция………………………………….. 105

Тестовые задачи…………………………………………. …………………………………………………………. 106

Читайте также:  Диета при повышенном общим белком в крови

Глава 9. Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов кровообращения……………………………………………………………….. 108

9.1. Исследование пульса………………………………….. 109

9.2. Измерение артериального давления …………….. 111

9.3. Наблюдение и уход за больными с болями в об­ласти сердца………………………………………………. 115

9.4. Наблюдение и уход за больными с недостаточ­ностью кровообращения……………………………… !17

Тестовые задачи…………………………………………. …………………………………………………………. 12!

Глава 10. Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов пищеварения. ……………………………………………………………… 122

!0.1. Наблюдение и уход за больными при болях в животе и диспепсических расстройствах…… ………………………………………………………. 123

10.2. Наблюдение и уход за больными с желудоч­но-кишечным кровотечением…………………… ………………………………………………………. 126

10.3. Желудочное зондирование……………………….. 127

!0.4. Дуоденальное зондирование……………………… ……………………………………………………………… 132

10.5. Клизмы……………………………………………………. 134

10.6. Подготовка больных к рентгенологическим, эндоскопическим и ультразвуковым исследо­ваниям органов пищеварения…………………… 138

Тестовые задачи……………………………………… 142

Глава 11. Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов мочевыделения……………………………………… 145

11.1Диурез и его нарушения. Взятие мочи для ла­бораторных исследований……………………….. 146

11.2. Подготовка больных к инструментальным ис­следованиям мочевыделительной системы… 151

11.3. Особенности наблюдения и ухода за больны­ми при некоторых заболеваниях почек……… 152

11.4. Наблюдение и уход за больными при задерж­ке мочи…………………………………………………… 155

11.5. Наблюдение и уход за больными с недер­жанием мочи…………………………………………… 157

Тестовые задачи……………………………………… 158

Глава 12. Наблюдение и уход за больными с заболеваниями крови и кроветворных органов………………………… 160

12.1. Наблюдение и уход за больными с анемиями………………162

12.1.1. Определение групп крови и правила пе­реливания крови………………………………….. 166

12.2. Наблюдение и уход за больными с гемобластозами…………………………………………………… ………………….. 169

Тестовые задачи……………………………………… ………………………………………………………. 171

Глава 13. Наблюдение и уход за больными с заболевания­ми эндокринной системы…………………………………. 173

13.1. Наблюдение и уход за больными сахарным диабетом…………………………………………………. 174

13.2. Наблюдение и уход за больными с заболева­ниями щитовидной железы………………………. 182

13.3. Наблюдение и уход за больными с ожирени­ем 185

Тестовые задачи……………………………………… 186

Глава 14. Наблюдение и уход за больными пожилого и стар­ческого возраста………………………………………………. 189

14.1. Особенности течения заболеваний в пожилом и старческом возрасте…………………………….. ……………………………………………………… 190

14.2. Особенности ухода за больными пожилого и старческого возраста……………………………….. ………………………………………………………. 192

Тестовые задачи………………………………………. ………………………………………………………. 197

Глава 15. Асептика и антисептика………………………………….. 199

15.1. Пути инфицирования и принципы асептики 199

15.2. Виды и способы антисептики……………………. 201

15.3. Асептика в работе операционного блока…… 202

15.4. Личная гигиена персонала операционного блока………………………………………………………. 206

15.5. Асептика в хирургическом отделении……….. 208

15.6. Асептика при подготовке больного к опера­ции …………………………………………………………. 208

15.7. Асептика в работе перевязочных………………. 209

15.8. Асептика в работе манипуляционного каби­нета…………………………………………………………. 212

15.9. Асептика в реанимационном отделении…….. 213

Тестовые задачи………………………………………. ………………………………………………………. 214

Глaвa 16. Основы предоперационной подготовки и послеопера­ционного ухода……………………………………………….. 215

16.1. Наблюдение и уход за больными в предопе­рационном периоде…………………………………. 215

16.2. Наблюдение и уход за больными в послеопе­рационном периоде…………………………………. 220

16.2.1. Уход и наблюдение за послеоперацион­ными ранами…………. 222

16.2.2. Наблюдение за функциями дыхатель­ной системы………………………………….. 225

16.2.3. Наблюдение за функциями сердечно­сосудистой системы ……………………… 226

16.2.4. Наблюдение за функциями пищевари­тельной системы……………………………. 228

16.2.5. Наблюдение за функциями мочевыделительной системы………………………… 231

Тестовые задачи……………………………. 231

Глава 17. Наблюдение и уход за больными с острыми хирурги­ческими заболеваниями органов брюшной полости.

А. М. Хохлов, С. М. Муравьев…………………………… 234

17.1. Определение понятия «острый живот»…… 234

17.2. Наблюдение и уход за больными с остры­ми воспалительными заболеваниями органов брюшной полости на диагностическом этапе 236

17.3. Наблюдение и уход за больными после опе­ративных вмешательств на органах брюшной полости…………………………………………………… 238

Тестовые задачи……………………………………… 241

Глава 18. Уход за травматологическими больными.

A.M.Хохлов, А. С. Суховеров………………………………………………………………………….. 242

18.1. Уход за больными с переломами костей……. 243

18.2. Уход за больными с повреждениями черепа 249

18.3. Уход за больными с закрытыми поврежде­ниями мягких тканей ……………………………….. 251

Тестовые задачи……………………………………… ………………………………………………………. 252

Глава 19. Уход за умирающими больными. Реанимационные ме­роприятия и первая помощь при некоторых неотлож­ных состояниях……..  253

19.1. Процесс умирания, его периоды………………. 253

19.2. Реанимационные отделения и принципы их работы…………………………………………………….. 255

19.3. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца…………………………………………………….. 258

19.4. Реанимационные мероприятия и первая по­мощь при отравлениях…………………………….. 262

19.5. Реанимационные мероприятия и первая по­мощь при утоплении……………………………….. 267

19.6. Реанимационные мероприятия и первая по­мощь при тепловом и солнечном ударе, электротравме………………………………………… 268

19.7. Первая помощь и уход за больными при ра­диационном поражении…………………………… 271

19.8. Констатация смерти и правила обращения с трупом……………………………………………………. 272

Тестовые задачи………………………………………. 273

Ответы к тестовым задачам………………………………………………… 277

Приложение………………………………………………………………………. 279

Предметный указатель……………………………………………………….. 283

Светлой памяти

А. Л. Гребенева

посвящается

ПРЕДИСЛОВИЕ

После включения в программу подготовки студентов медицин­ских институтов учебной дисциплины «Общий уход за боль­ными» А.Л.Гребенев и А.А.Шептулин подготовили учебное пособие «Основы общего ухода за больными», которое вышло в свет в 1990 г. Пособие очень быстро разошлось и получило положительную оценку преподавателей и студентов. Однако авторы, являясь терапевтами, рассматривали в указанном из­дании преимущественно общие вопросы и различные аспекты ухода за больными терапевтического профиля. Специального учебного пособия по уходу за хирургическими больными для студентов медицинских институтов не существовало, что не могло не затруднять преподавание этого предмета.

Читайте также:  Диета без желчного пузыря и какие ждут последствия

В настоящем виде пособие «Основы общего ухода за боль­ными» значительно расширено и переработано по сравнению с предыдущим изданием. В нем получили освещение такие важ­ные вопросы, как асептика в работе хирургического отделе­ния, операционного блока, манипуляционного кабинета и перевязочных, наблюдение и уход за больными в предопера­ционном и послеоперационном периодах (послеоперационные раны, состояние органов дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и мочевыделительной систем), наблюдение и уход за больными с острыми хирургическими заболевания­ми органов брюшной полости на диагностическом этапе и после оперативных вмешательств, уход за больными с пере­ломами костей, повреждениями черепа, закрытыми повреж­дениями мягких тканей.

Существенной переработке подверглись также другие главы пособия. В них включены сведения, касающиеся современных методов инструментальной диагностики (суточное монитори-рование артериального давления, внутрижелудочного рН и др.), сделаны необходимые уточнения и дополнения с учетом по­явившихся в арсенале врача новых лекарственных препаратов и методов лечения.

Совместная работа сотрудников кафедр пропедевтики внут­ренних болезней и общей хирургии Московской медицинской академии им.И.М.Сеченова над совершенствованием пособия и его дополнением, начавшаяся еще при жизни А.Л.Гребенева, была завершена уже после его безвременной кончины. Новое издание пособия является данью уважения светлой памяти этого замечательного человека.

Заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней ММ А им. И.М.Сеченова академик РАМН В.Т.ИВАШКИН

Заведующий кафедрой общей хирургии ММЛ им. И. М. Сеченова академик РАМН В.К.ГОСТИЩЕВ

* * *

Авторы надеются, что в условиях постоянного совершенство­вания диагностических и лечебных методов расширенное и дополненное издание пособия поможет студентам медицинс­ких вузов лучше овладеть непростыми навыками ухода за боль­ными различного профиля, и с благодарностью примут все замечания и пожелания, направленные на его улучшение.

Глава 1

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ УХОДА ЗА БОЛЬНЫМИ

Уход за больными и его значение

В повседневной жизни под уходом за больными (сравните — ухаживать, заботиться) обычно понимают оказание больному помощи в удовлетворении им различных потребностей. К ним относятся еда, питье, умывание, движение, освобождение кишечника и мочевого пузыря. Уход подразумевает также со­здание больному оптимальных условий пребывания в стацио­наре или дома — тишины и покоя, удобной и чистой посте­ли, свежего нательного и постельного белья и т.д. В таком объ­еме уход осуществляют, как правило, младший медицинский персонал, а также родственники больного.

В медицине понятие «уход за больными» трактуется более широко. Здесь он выделяется в самостоятельную дисциплину и представляет собой целую систему мероприятий, включающих в себя правильное и своевременное выполнение различных лечебных назначений (например, введение лекарств с помо­щью инъекций, постановка банок, горчичников и т.д.), про­ведение некоторых диагностических манипуляций (сбор мочи, кала, мокроты для анализа, желудочное и дуоденальное зон­дирование и др.), подготовку к определенным исследованиям (рентгенологическим, эндоскопическим и т.д.), наблюдение за состоянием больного (в том числе за системами дыхания, кро­вообращения), оказание больному первой доврачебной помо­щи (промывание желудка, помощь при обмороке, рвоте, каш­ле, удушье, желудочно-кишечном кровотечении, искусствен­ное дыхание и непрямой массаж сердца и др.), ведение необ­ходимой медицинской документации. Многие из названных манипуляций выполняют медицинские сестры, а некоторые (например, внутривенные инъекции, катетеризация мочевого пузыря) и врачи.

В данной главе рассматриваются лишь вопросы общего ухо­да за больными, осуществляемого независимо от характера за­болевания. Особенности специального ухода (например, за но­ворожденными детьми, за больными хирургического, стома­тологического Профиля и т.д.) изучают в соответствующих курсах.

За рубежом понятию «уход за больными» соответствует термин «сестринское дело», который определяется Международным советом сестер как система мероприятий по оказанию помощи больному в выполнении всех видов деятельности, связанных с восстановлением здоровья. Кроме того, для характеристики мероприятий по уходу за больными за рубежом часто используется понятие «сестринский про­цесс». Согласно определению, содержащемуся в документах Европей­ского регионального бюро ВОЗ (1987), «содержание сестринского дела состоит в уходе за человеком, и то, каким образом осуществляется этот уход, представляет собой суть сестринского процесса».

Значение ухода за больными трудно переоценить. Нередко успех лечения и прогноз заболевания всецело определяются качеством ухода. Так, можно безукоризненно выполнить слож­ную операцию, добиться значительного восстановления по­врежденных двигательных функций конечностей после пере­несенного нарушения мозгового кровообращения или полного сращения костных отломков после тяжелого перелома, но затем потерять больного из-за прогрессирования застойных воспалительных явлений в легких, возникших в результате его длительного вынужденного неподвижного положения в пос­тели, из-за пролежней, образовавшихся вследствие плохого ухода.

Таким образом, уходза (Зольнымиявляетсяобязательной
составной частью всегопроцессалечения,влияющей в
немалой степени наегоэффективность. 

Источник