Трактат о диете при острых болезнях

Гиппократ. Афоризмы
Большое значение придавал диетотерапии Гиппократ – величайший из врачей древности. Кстати, великим его признавали и современники, что бывает далеко не всегда. Его последователь Гален называл Гиппократа «божественным», а один благочестивый византийский монах-историограф так выразил свое восхищение мудростью Гиппократа: «Что сказал Гиппократ, то сказал сам бог».
Обратимся же к афоризмам Гиппократа[29], касающимся питания.
«Диета легкая и слишком строгая в болезнях продолжительных всегда опасна, но бывает опасна и в острых болезнях в том случае, где она неуместна. С другой стороны, крайне скудная диета бывает трудна. Так точно бывает трудно и переполнение, доходящее до крайности».
«При скудной диете больные допускают погрешности в ней и через это еще более получают вреда, ибо всякая ошибка, допускаемая в этом случае, делается гораздо более тяжелою при диете скудной, чем при несколько более питательной. Поэтому даже для людей здоровых бывает опасна весьма скудная, вымеренная и точная диета, потому что они более трудно переносят допускаемые здесь погрешности. Итак, в силу этого скудная и точная диета в большинстве случаев менее надежна, чем несколько более полная и питательная».
«Следует также рассчитать в отношении больного, в силах ли он при своей диете выдержать высшую точку болезни – и он ли прежде ослабеет и не выдержит при своей диете или прежде уступит и ослабеет болезнь».
«Старики весьма легко переносят пост; во вторую очередь – люди взрослые, труднее – люди молодые, а всех труднее – дети, и из этих последних – те, которые отличаются слишком большой живостью».
«Дети, которые еще растут, имеют весьма много врожденной теплоты и поэтому нуждаются в весьма обильной пище; в противном случае тело их истощается. Но у стариков остается мало теплоты; поэтому они довольствуются малым питанием, ибо от избытка последнего теплота легко бы исчезла. Через это самое лихорадки у стариков не так остры, ибо тело у них холодное».
«Зимою и весною желудки по природе бывают самые теплые и сон – самый продолжительный. Поэтому в эти времена года пищу надо употреблять в большем количестве, ибо чем больше врожденной теплоты, тем больше требуется питания; доказательством служат люди молодого возраста и атлеты».
«Жидкая пища полезна для всех страждущих лихорадкою, и особенно для детей и для тех, которые к ней привыкли».
«Также надо смотреть, кому полезно предлагать пищу раз в день или дважды и в большем или меньшем количестве или по частям. Нужно также сообразоваться и с привычкой каждого, и со временем года, и с местностью, и с возрастом».
«Ни насыщение, ни голод и ничто другое не хорошо, если переступает меру природы».
«Всякое тело, истощенное в течение продолжительного времени, должно укрепляться пищею медленно, а истощение за короткий срок требует и укрепления скорого».
«Если тело не очищено, то чем более будешь его питать, тем более будешь ему вредить».
«Легче насытиться питьем, чем пищей».
«У кого во время юности желудок был слабый, у тех к старости он делается крепким. И, наоборот, у кого в юности желудок был крепкий, у тех в старости он расслабляется».
«Питье вина утоляет голод».
«Худой признак, если у хорошо питающегося после болезни тело не поправляется».
«Во всех болезнях лучше, чтобы были толще те части тела, которые находятся около пупка и нижней части живота; напротив, худой знак, если эти части очень тонки и сухощавы. Это последнее также опасно и при очищениях на низ».
«Полезнее избирать и питье, и пищу, менее хорошие по качеству, но более приятные, чем лучшие по качеству, но неприятные».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
Источник
Великое наследие
Гиппократа
Гиппократ, возможно, был первым, кто рассматривал лечение как комплексный процесс, который учитывает не только текущее состояние пациента, но и перенесенные ранее заболевания. Гиппократ учил, что врач должен быть очень внимателен к состоянию больного в целом.
Обращать внимание стоило не только на внешние проявления болезни, такие как температура тела, кашель, газы, рвота или кровотечения, но и на эмоциональное состояние больного.
В обследовании пациента Гиппократ использовал методы, которые до сих пор применяются в медицине. Перкуссия и грудной и брюшной полостей была хорошо известна великому врачу, также как и ощупывание внутренних органов. Гиппократ применял и прослушивание работы внутренних органов. Все методы подробно описаны в Корпусе.
Также новаторской была идея великого врача, что при лечении следует учитывать привычки питания, возраст и стиль жизни пациента.
Гиппократ выделял периоды течения болезней, указывая, что самыми опасными являются кризисные моменты, после которых наступает либо смерть, либо выздоровление больного. Хотя это предположение основывалось на ошибочном учении о четырех основных жидкостях в организме, оно было основано на точных наблюдениях.
Несмотря на то, что в те времена было запрещено вскрытие трупов, хирургия находилась на очень высоком уровне. В трактатах «О суставах» и «О переломах» Гиппократ приводит детальное описание хирургических операций. Древние хирурги использовали достаточно эффективные инструменты, а способы перевязок, разработанные в то время, с успехом применяются и сегодня.
Еще одним трудом Гиппократ заложил основы современной диетологии. В трактате «О диете при острых болезнях» великий врач описал несколько режимов питания, состав которых находится в зависимости от характера заболевания. Гиппократ учил, что больным необходимо правильное питание, даже при лихорадочных состояниях.
Особого упоминания заслуживает заслуга Гиппократа в описании типов темперамента человека. Основываясь на ошибочных предположениях о природе происхождения темпераментов, великий врач древности, тем не менее, очень точно описал четыре основных типа: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. В современной медицине аналогичное деление темпераментов применяется для обозначения типов высшей нервной деятельности.
Учения Гиппократа затрагивают не только способы врачевания, но и вопросы медицинской этики.
Наряду с трудолюбием, серьезностью и непрерывным повышением квалификации, в трудах Гиппократа неоднократно указывалось на необходимость быть чутким, умеющим наладить с больным доверительные отношения и хранить врачебную тайну.
Когда умер Гиппократ, тот момент ему было, вероятно, более 90 лет, может быть даже 104 года. С тоски зрение современной мерки в то время этот возраст считается самим высоким. Очевидно, «отец медицины» сам жил в соответствии с принципами, которые исповедовал, и поэтому обладал крепким здоровьем. Жители города Ларисса очень гордились тем, что величайший врач того времени жил в их городе до своей смерти.
Дошедший до нас Гиппократов корпус («Гиппократов сборник») содержит около 70 отдельных сочинений, хотя ясно, что некоторые из них – части некогда единых трудов. Собрание содержит как собственные сочинения Гиппократа, так и творения других авторов, написанные в разное время. Высказывались предположения, что корпус представляет собой скорее остатки медицинской библиотеки, чем работы авторов, принадлежавших к одной школе. Некоторые из сочинений свидетельствуют о развитой научной мысли и мастерстве клинических наблюдений и потому считаются более «подлинными», чем остальные.
Во всех литературных произведениях ярко высвечивается гениальная наблюдательность Гиппократа и логичность умозаключений. Все выводы его основаны на тщательных наблюдениях и строго проверенных фактах, из обобщения которых как бы сами собой вытекали и заключения. Точное предсказание течения и исхода болезни, основанное на изучении аналогичных случаев и примеров, составило Гиппократу при жизни широкую славу.
К 5 веке до нашей эры относится трактат О древней медицине, в котором обсуждается проблема обучения искусству врачевания. Его автор отвергает объяснение заболевания взаимодействием натурфилософских «основных качеств» (теплое, холодное, влажное, сухое), указывает на значение диеты и роль определенных «соков» организма. Он подчеркивает, что медицина имеет дело скорее с относительными, чем с абсолютными факторами: что полезно для одного, может оказаться вредным для другого, или то, что полезно в одно время, может быть вредным в другое.
Трактат О воздухах, водах и местностях – поистине «золотая книга», занявшая прочное место в истории науки. Автор – опытный практик, на примерах аргументированно и доказательно приступает к рассмотрению влияния на общее состояние здоровья трех факторов окружающей среды. Во-первых, болезни или предрасположенность к болезням могут быть вызваны погодными условиями, например, очень жарким летом или дождливой зимой. Во-вторых, в качестве факторов, влияющих на здоровье, рассматриваются местные климатические условия – преобладающее направление ветров, ориентация города относительно сторон света. В-третьих, на качество воды здесь указывается как на одну из непосредственных причин ряда заболеваний; даются советы, каким источникам отдавать предпочтение. Вторая часть сочинения посвящена разнообразному влиянию климатических условий на формирование национальных типов. При этом автор выказывает глубокое знание негреческих народов, особенно кочевников-скифов, населявших южные территории современных Украины и России.
В сочинении, известном под названием Эпидемии, дано описание течения болезней. Только 1 и 3 книги считаются «подлинными», остальные пять, по-видимому, принадлежат двум позднейшим подражателям Гиппократа. В Эпидемиях приведена общая статистика заболеваний и предпринята попытка соотнести ее с климатическими условиями. Указаний о лечении здесь мало, но четко прослеживается осознание того, что анализ частных случаев заболеваний может привести к установлению общих закономерностей.
Подобного рода исследования привели к развитию нового направления медицинской науки, а именно прогноза. Самое известное из прогностических произведений корпуса – Афоризмы. Начало первого афоризма общеизвестно, хотя мало кто знает его продолжение, как и то, что он взят из Гиппократова корпуса: «Жизнь коротка, искусство [т.е. наука] огромно, случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен делать все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности». Другое хорошо известное изречение также впервые встречается в Афоризмах: «В самых сильных болезнях нужны и средства самые сильные, точно применяемые». Но чаще всего здесь обобщаются наблюдения чисто медицинского характера: «Беспричинная усталость указывает на болезнь»; «Когда пищу потребляют в излишнем количестве, это ведет к болезни, о чем явно свидетельствует излечение»; «Лучше, чтобы лихорадка наступала после конвульсий, чем конвульсии – после лихорадки».
Вероятно, Афоризмы – это не специальное сочинение, а собрание ценных наблюдений и советов из более ранних сочинений. В некоторых афоризмах подробно описано все течение болезни, и изучающие медицину, несомненно, находили их весьма полезными.
Учение о «критических днях» появляется уже в Афоризмах, а затем многократно встречается по всему корпусу. Благодаря клиническим наблюдениям обнаружилось, что при некоторых заболеваниях обострения происходят через приблизительно одинаковые промежутки времени после начала болезни. Особенно хорошо это прослеживалось в возвратных лихорадках при малярии. Принципу критических дней, которые определяют течение болезни в сторону улучшения или ухудшения, была дана обобщенная формулировка; особенно важным считался период в семь дней.
Сочинения Гиппократова корпуса придают огромное значение соблюдению правильного режима (греч. «диета»), под которым понимается не только диета в современном смысле, но и весь образ жизни больного.
Трактат О режиме – самое раннее сочинение по профилактической медицине – посвящен не только восстановлению здоровья в случае заболевания, но и его сохранению с помощью правильного режима.
Знаменитый трактат О режиме при острых болезнях, по-видимому, создан в косской школе, так как в нем критикуются воззрения медицинской школы в близлежащем греческом городе Книде. В косской медицине делается упор на индивидуальный подход к больному и приспособление лечения к его особенностям; специалисты книдской школы предписывали определенное лечение всякому больному.
Знания физиологии в этот период находились в зачаточном состоянии. Хотя о существовании кровеносных сосудов было хорошо известно, считалось, что по ним движется не только кровь, но и другие субстанции, функции сердца и различие между венами и артериями были неизвестны. Слово «артерия» применялось, но обозначало любые крупные сосуды, а также, например, трахеи. В частности, считалось, что кровеносные сосуды переносят воздух, жизненная функция которого признавалась, ко всем частям тела.
Автор сочинения О священной болезни (эпилепсии) использует эту идею для того, чтобы объяснить начало эпилептического припадка как результат закупоривания кровеносных сосудов флегмой. Он пишет: «Тот воздух, который идет в легкие и кровеносные сосуды, заполняя полости тела и мозг, и тем самым доставляет разумение и приводит конечности в движение». Хотя это представление и кажется примитивным, в нем трудно не увидеть предвосхищения современных знаний о процессе насыщения крови кислородом и его связи с сознанием и мышечной деятельностью.
Труднее всего было объяснить, как усваивается организмом пища, превращаясь в ткани, кровь, кость и т.п. Самым распространенным было следующее объяснение: пища, например, хлеб, содержит мельчайшие невидимые частички всех тканей организма, они отделяются друг от друга, а потом тело их соответствующим образом накапливает.
Каких бы взглядов ни придерживались сами практикующие последователи Гиппократа, общественное мнение отрицательно относилось к вскрытию трупов. Поэтому анатомия была известна главным образом благодаря изучению ран и травм.
В корпусе имеется ряд работ по хирургии, в основном посвященных ранам различных видов. Два сочинения, О переломах и О суставах, возможно, являются частями одного большого труда, полный текст которого утрачен. Раздел О суставах, посвященный вправлению вывихов, где подробно описывается знаменитая «скамья Гиппократа», вполне возможно, восходит непосредственно к истокам греческой медицины.
Самый знаменитый хирургический трактат О ранах головы известен точным описанием черепных швов и поразительной рекомендацией производить трепанацию черепа (вскрытие и удаление части кости черепа) во всех случаях контузии или трещины.
Гинекология и акушерство также не обойдены молчанием в корпусе, они рассматриваются в ряде сочинений, например, в трактатах О женских болезнях, О болезнях девушек, О семимесячном плоде, О восьмимесячном плоде. Эти трактаты демонстрируют обширные знания. Среди сочинений по акушерству есть трактат О рассечении плода в матке, по которому виден уровень профессионального мастерства врачей гиппократовой школы.
В разделе О сновидениях, которым завершается сочинение О режиме, автор оставляет в стороне вопрос о том, действительно ли вещие сны посылаются небесами, чтобы предостеречь государства или отдельных людей, и согласен оставить исследование этой проблемы профессиональным толкователям снов. Он лишь отмечает, что многие сны – результат определенных состояний организма. Толкователи ничего не могут с ними поделать, единственное, что им остается – посоветовать видящему сны молиться. «Молитва, – допускает автор фрагмента, – это хорошо, но, взывая к помощи богов, человек должен взять часть ноши на себя».
Гиппократу приписывают чаще всего следующее сочинение: “О воздухе, воде и местности”, “Прогностика”, “Диета в острых болезнях”, “Эпидемии”, “Афоризмы”, “Вправление сочленений”, “Переломы”, “Раны головы”, “О ветрах”, хирургические трактаты “О суставах”, “О переломах”. К этому списку работ нужно будет добавить несколько сочинений этического направления: “Клятва”, “Закон”, “О враче”, “О благоприличном поведении”, “Наставления”, которые в конце V и начале IV века до нашей эры превратят научную медицину Гиппократа в медицинский гуманизм.
Труды Гиппократа являются, вероятно, наиболее исчерпывающим обзором медицинских знаний c V века до нашей эры.
Источник
Мне нравится, чтобы на всякое искусство мы устремляли своё внимание. В самом деле, какие операции производятся правильно и красиво, каждую из них надо делать правильно и красиво; которые имеют нужду в скорости, те – скоро; которые требуют чистоты – чисто и которые можно делать рукою без боли, эти как можно больше следует делать без боли, и всё другое в этом роде следует доводить до лучшего…
Но я наибольше одобрил бы того врача, который в острых болезнях, от силы которых большинство людей умирает, ведёт себя далеко лучше прочих. Эти острые болезни, насколько их древние выразили именами, суть: плеврит, перипневмония, френит, горячка и другие близкие болезни, лихорадки которых в общем непрерывны…
***
Простые люди недостаточно различают тех, которые в этих болезнях далеко превосходят других, и являются скорее хвалителями или порицателями каких-нибудь особенных лечений. В самом деле, великим доказательством того, что простые люди совершенно не имеют никакого понятия о болезнях этого рода и не знают, как с ними надо обходиться, служит вот что: не врачи кажутся скорее всего врачами в болезнях этого рода, ибо легко изучить названия всего того, что обыкновенно даётся страдающим ими. Если кто назовёт птизану (ячменный отвар), или то или другое вино, или меликрат (медовый напиток), то простым людям кажется, что все врачи говорят одно и то же, как лучшие, так и худшие. Но здесь дело не так обстоит, а напротив: в этих именно болезнях больше всего отличаются одни врачи от других.
Мне кажется, что наиболее достойно изложения всё то, что неизвестно врачам и в то же время важно для познания, и всё то, что приносит великую пользу или великий вред. Неизвестны даже такие вещи: по какой именно причине в острых болезнях некоторые врачи весь свой век дают непроцеженные ячменные отвары и думают, что они правильно лечат; а другие прежде всего заботятся о том, чтобы никоим образом больной не съел ячменного зёрнышка, думая, что от этого последует большой вред, но, процедивши через полотенце, предлагают только сок ячменя; а некоторые не предписывают ни густого отвара, ни ячменного сока…
***
Птизана, или ячменный отвар, кажется мне, справедливо предпочитается при упомянутых острых болезнях пред всеми хлебными кушаньями, и я хвалю тех, которые предпочитают его, ибо он имеет слизь лёгкую, непрерывную, приятную и скользкую, умеренно влажную, не возбуждающую жажду, и лёгко выделяется, если требуется и это; он не имеет ничего вяжущего, не причиняет неприятного расстройства и не вздувается в желудке. […] Но вначале не дóлжно предлагать ни большего количества, ни слишком густого отвара, но сколько следует сообразно привычке больного и чтобы не было большого опорожнения сосудов…
***
Но дóлжно, чтобы отвар ячменя был приготовлен из самого лучшего ячменя и как можно лучше сварен, и это в особенности в том случае, если ты хочешь употреблять не одну жидкость, ибо к прочим добрым качествам его присоединяется также следующее: скользкость отвара производит то, что съеденный ячмень нимало не вредит, так как нигде не зацепляется и не замедляется проход по направлению к груди. Прекрасно сваренный отвар бывает наиболее скользким, наименьше возбуждает жажду, наилегче переваривается и есть самый лёгкий, а во всех этих качествах и имеется нужда…
Источник