Пост не диета а воздержание от греха
Как быть, если пост проходит, не оставляя в душе человека никакого следа? Можно ли свести воедино жизнь современного человека и церковную жизнь? На эти и другие вопросы отвечает епископ Обуховский Иона, руководитель Синодального молодежного отдела Украинской Православной Церкви, наместник Троицкого Ионинского монастыря в Киеве.
— Человек в очередной раз входит в пост и понимает, что пост проходит мимо, не оставляя следа: в очередной раз с мяса перешел на кашу, стал чаще ходить в храм. Но внутренне — никакого результата. Как сделать так, чтобы внутренне не пропустить Великий пост?
— Мне кажется, начиная поститься, и неофиты, и давно воцерковленные люди допускают схожие ошибки. Не нужно стараться во время поста стать «полностью святым» и кардинально изменить свою жизнь — это практически невозможно. Не зря же преподобный Серафим Саровский говорил: «Добродетель — не груша, ее сразу не съешь». Так что не надо ставить перед собой глобальных задач.
Можно присмотреться к себе, увидеть ту страсть, с которой нам по силам бороться, и в течение поста потрудиться над тем, чтобы искоренять ее. Допустим, мы знаем, что привыкли сидеть по вечерам или по ночам в социальных сетях. Тогда во время поста уместным будет ввести для себя мораторий на социальные сети.
Или человек привык осуждать, и это уже перешло у него в хроническую стадию. Тогда он должен стараться максимально себя контролировать, чтобы вовремя «затормозить», чтобы осудительное слово не сорвалось с языка.
Далее. У каждого человека есть какие-то свои «грешки», с которыми он никак не может расправиться. Мы знаем, что когда человек приходит в Церковь, то Господь по Своей благодати дает ему силы не повторять наиболее грубые, наиболее тяжкие грехи, которые еще называют смертными: убийство, воровство, блуд и тому подобные вещи. Поддерживаемый согревающей благодатью Божией, человек имеет силу удерживаться также и от многих грехов, которые вроде бы не столь тяжкие, но в совокупности так же нас тянут на дно и в бездну адову.
Но в свое время Господь эту благодать отнимает, чтобы человек научался сам стяжать ее, учился понуждать себя к несению креста, о котором говорится в Евангелии. И тут начинается самое трудное. Нужно жить, памятуя о том блаженном состоянии, которое было у нас, когда мы только воцерковлялись. Тогда мы как на крыльях летали, воздерживаться от греха для нас не составляло никакого труда. Нужно помнить об этом радостном, ангелоподобном состоянии и стремиться вернуть себя к тому чувству, которое мы имели при воцерковлении.
Нужно помнить, что сразу все не получится. По своему человеколюбию от многих грехов Господь не избавляет христианина. Почему? Чтобы человек имел подвиг, чтобы он не получил все задаром. Ведь как только мы в чем-то преуспеем, у нас тут же задирается нос, мы начинаем считать себя не такими, «как прочие человецы». Мы начинаем превозноситься. Во избежание этого, по слову Серафима Саровского, Господь людям, любящим Его, часто попускает впадать в какие-то тяжелые грехи, чтобы они не впали в еще больший грех — высокоумие.
Поэтому двигаться нужно шаг за шагом. Уже будет достижением, если получится в течение поста воздержаться от гнева, не осудить в двух из десяти случаев. Если мы сможем хотя бы половину постных дней провести без телевизора или социальных сетей, это уже будет результатом поста. И эта благая привычка рано или поздно обязательно выработается в нас и останется с нами уже на все время.
— На приготовление постных блюд человек тратит много времени и сил. Получается, что, понимая — Пост — это не про еду, все равно начинает воспринимать его именно с «гастрономической» точки зрения…
— Тут нужно в очередной раз себе напомнить общеизвестное замечание, что пост телесный — воздержание в пище — является только средством для достижения поста духовного. Настоящий пост — это воздержание от греха во всех проявлениях.
Понятно, что «сытое брюхо к молитве глухо». И потому воздержание от той пищи, которая утучняет, делает человека ленивым, необходимо. Но нужно понимать, что пост без Евхаристии, без покаяния, без исповеди — это не более чем диета. Не надо думать, что, лишая себя каких-то определенных продуктов питания, мы этим угождаем Господу. Это — не пост, не воздержание от греха, не борьба со своими страстями, а только диета, которая является одним из проявлений заботы о своем теле, одним из проявлений гордыни, потому что человек стремится попостившись похудеть, постройнеть и так далее. Такой метод к Богу не приближает.
— Не теряется ли аскетический смысл, если воцерковленный человек покупает дорогие морепродукты, заказывает постную еду в кафе и ресторанах?
— Дело в том, что все-таки морепродукты — это уже в некоторой степени изыски, и по карману далеко не каждому человеку. Тем более, в глубинке.
Также важно помнить, что поститься нужно в той традиции, которая сложилась именно в Русской Церкви. А у нас о том, чтобы во время поста нести какие-то сверхрасходы, речь не идет.
Вообще для человека опасно жить по принципу «сам себе режиссер». Изучив несколько книг, сконструировав для себя какие-то определенные рамки поведения, он начинает считать, что может таким образом приблизиться к Богу. Не нужно обольщаться. Это все равно, что человеку, имеющему хроническую болезнь, лечиться по Большой медицинской энциклопедии. Результат предсказуем.
Без духовника, который знает состояние человека, знает все движения его души, все особенности его характера, на мой взгляд, нормально поститься для христиан невозможно. Ни поститься, ни вообще жить по-христиански.
— Во время Великого поста мы стараемся чаще исповедоваться. Минимум — раз в неделю, а ведь хочется и на Литургию Преждеосвященных Даров попасть… Как тогда готовиться к исповеди? Невозможно же так часто искренне переживать покаяние.
— Нельзя доверять своим субъективным ощущениям и думать: «У меня сейчас есть покаяние, а в какой-то момент у меня его не будет. Если я буду реже исповедоваться, мне будет лучше. И, наоборот, если я буду чаще исповедоваться, значит, смогу глубже осознать Причастие». Все это будет неправильно.
Правильно причащаться и исповедоваться — так, как скажет ваш духовник, который знает лично вас, который знает вашу душу. Опять же, если провести параллели с медициной, то одно и то же заболевание у разных людей лечится различными способами. Всегда учитывается возраст человека, наличие других хронических заболеваний, совместимость с тем или иным лекарством. В соответствии с этим и назначается лечение. Так же не существует универсальных советов, которые подходили бы всем без исключения православным христианам.
Конечно, есть истина, которую Господь явил в Евангелии. Есть учение Святых отцов. Но все это применять к себе по своему разумению крайне опасно и может привести совершенно к непредсказуемым духовным травмам. Поэтому лучше не доверяться своим субъективным ощущениям и советоваться с духовником.
Тем более, сейчас нет проблемы найти духовника. Возможно, это было сложно в советское время, когда священников было крайне мало.
— Что вы посоветуете читать во время Великого поста?
— Я бы посоветовал найти переводы великопостных богослужебных песнопений, канонов, стихир и тому подобного. Или купить книгу, которая называется «Постная Триодь», и хотя бы некоторые песнопения из нее каждый день прочитывать. Они настраивают на молитвенно-покаянное состояние. Как говорил Феофан Затворник, человеку, который внимательно читает «Постную Триодь», уже не нужны никакие другие богословские книги.
А в остальном каждому человеку подходит что-то свое. Повторяю, лучше посоветоваться со своим духовником, который знает вас хорошо, знает особенности вашего характера, знает, что вы, как православный христианин, из себя представляете.
— Принято говорить, что современному человеку тяжело поститься. Особенно жителям больших городов, которые жалуются на то, что трудно сочетать ритм рабочей жизни и литургической, порой кажется, что они вообще существуют параллельно… Как можно выйти из этой параллельности?
— Расскажу из своего опыта. Я воцерковлялся, когда учился в медицинском институте. Это были последние годы советской власти. Еще вроде бы господствовала коммунистическая идеология, но уже намечалась серьезная в религиозном отношении оттепель.
Я ни от кого не скрывал, что хожу в храм, что пощусь. Все знали, почему во время постов в столовой я беру стакан компота и кусок хлеба. Никаких вопросов не возникало, потому что человек, который исповедует открыто свою веру, не стесняется ее, не прячется, не двоедушничает, вызывает только уважение.
Увы, приходится встречать людей с двойным, тройным дном. На работе он один, на учебе другой, в семье — третий. С одними друзьями он ведет себя так, а с другими совсем по-иному, в храме вообще полностью преображается. Такие люди мало у кого вызывают уважение, почтение и, на мой взгляд, это самый яркий случай антипроповеди. Все-таки христианин должен быть христианином во всех случаях своей жизни, и вести себя по-христиански во всех ситуациях.
А разговоры о том, что горожанам тяжело поститься, кроме разве что улыбки ничего не вызывают.
Почти все мы вышли, что называется, из простого народа: мало среди нас потомков аристократов или дворян. Мы знаем, как жили, трудились люди на земле, на заводах. Это был тяжелейший труд, и все равно верующие находили возможность поститься. А ведь тогда не было супермаркетов, не было изобилия продуктов…
Так что когда говорят: «Как нам в городе тяжело! Экология плохая, мы устаем и не можем нормально поститься», — это не более чем неискренние оправдания своего греха.
Или вот совсем недавно молодой человек говорит мне: «У меня нет сил каждый вечер читать вечерние молитвы. Я устаю, и когда начинаю молиться, у меня слипаются глаза». Спрашиваю: «Скажите, чем вы занимаетесь, когда приходите домой?» В ответ слышу: «Сначала ем, потом сажусь за компьютер, часа на два…». Конечно, пока на письма ответишь, пока посмотришь, что пишут в социальных сетях, полайкаешь записи друзей в фейсбуке, на вечерние молитвы уже никаких сил не остается.
Человеку нужно начать дисциплинировать себя, понуждать. Ведь по-славянски известное правило Евангелия звучит: «Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают е» (Мф.11:12). То есть Царствие Божие силою берется, и употребляющие усилие восхищают его. Когда человек перестанет потакать себе, перестанет плыть по течению, а начнет хоть как-то противостоять притягательности греха, только тогда он сможет пусть чуть-чуть, но преуспеть.
Источник
Пост — это не разгрузочная диета
Председатель Московского общества православных врачей, сопредседатель Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике при Московской патриархии, профессор медицины Александр Недоступ в интервью порталу «Интерфакс-Религия» рассказал о том, какую медицинскую пользу человеческому организму способен принести Великий пост при условии правильного к нему духовного отношения.
— В чем основная польза человеку от поста, с точки зрения православных докторов?
— Для православного врача очень важной представляется духовная сторона поста. Ведь православные признают, что природа человека представляет собой не только тело, но также и душу, и дух. Душа занята эмоциональными, интеллектуальными, логическими, волевыми проблемами, в то время как дух — это та часть души, которая призвана общаться с высшим миром.
Очень важно, что во время поста человек будет соблюдать не только пост телесный, не только воздержание от пищи, но и воздержание от некоторых поступков духовной жизни — гнева, очень буйных развлечений. Это нашло отражение и у великих учителей Церкви, говорящих: «поститесь, братия, телесно, поститесь и духовно». Духовный пост тоже очень важен, потому что все мы — верующие, неверующие — духовно, конечно, являемся больными людьми.
Мы можем быть душевно вполне здоровыми, логически четко мыслить, знать высшую математику, контролировать эмоции, но при этом дух у нас будет очень поврежден. Все мы этим страдаем — маловерием, отсутствием любви, — то есть качествами, которые измеряются уже по иным критериям, чем логическое мышление. Об этом очень подробно сказано в замечательной книге православного врача, святителя и исповедника Луки Войно-Ясенецкого «Дух, душа и тело».
— Почему, с медицинской точки зрения, может быть важным отказ от негативных чувств и мыслей, страстей, борьба с которыми должна происходить во время поста?
— Мы, православные медики, убеждены, что болезнь имеет происхождение не только чисто телесное, но и духовное, причем болезнь и телесная, и душевная. Верующий человек понимает, что болезнь как правило — это следствие греха, который присутствует в организме. Об этом можно рассказать даже без привлечения богословских аргументов. Предположим, человек совершил нехороший поступок — то, что со всеми нами происходит сплошь и рядом. При этом человек очень редко не сознает того, что совершил. Он может стремиться забыть свой проступок, загонять его в себя, стараться себя оправдать, но все-таки след от поступка обязательно останется, и человек будет носить это ощущение в себе. И когда это сознание застревает в мозгу, там, в коре головного мозга, создается, даже с чисто физиологической точки зрения, очаг раздражения, дискомфорта.
По законам индукции работы мозга, это раздражение распространяется также и вокруг, на близлежащие отделы, в первую очередь, на так называемую подкорку, которая находится под корой головного мозга и которая ведает деятельностью наших внутренних органов — сердца, сосудов, желудка и кишечника. Соответственно, это возбуждение переходит в подкорку, и оттуда импульсы начинают распространяться дальше. И вот вам, пожалуйста, — так и начинают возникать и язвенная болезнь, и гипертония, и астма, и все прочие недуги.
Все это близко и психосоматике Фрейда, и павловской теории. Но только Фрейд, как известно, яростный атеист, сводил все к половым инстинктам, все у него было однобоко. И Павлов также был атеист, хотя и рассматривал эти процессы на более высоком уровне. Верующие же люди считают, что физическая поврежденность имеет более глубокие внутренние причины, и в первую очередь это — совесть. Без понятия «совесть» никак не обойдешься, потому что именно она тревожит и будоражит человека. Есть такой афоризм, что совесть — это голос Бога, ведь человеку совершенно непонятно, откуда она берется.
— Можно ли в связи с этим сказать, что пост как просто ограничение в питании не имеет смысла?
— Да, обычно в светской прессе делается упор на диетическое значение поста, доказывается, что это очень полезно — временно перейти на такую облегченную пищу, растительные продукты, что это типа разгрузки, от которой люди вдобавок еще и худеют. Это, конечно, очень утилитарное отношение к посту. Ведь пост — это не разгрузочная диета, а нравственное очищение.
Православные поздравляют друг друга с началом поста именно потому, что понимают, что это — великие дни духовного очищения. Сейчас предстоят дни, когда Церковь особо призывает человека хранить духовную чистоту: особо любить людей, особо жертвовать собой, стараться делать добрые дела, не совершать не предписанных поступков. У каждого из нас есть свои страсти и страстишки, которым мы потакаем, потом каемся в них и снова их совершаем. Вот от этого очень важно воздержаться.
— Что бы Вы ответили светским людям, которые утверждают, что пост вреден для здоровья?
— Надо не забывать, что Церковь не настолько жестока и эгоистична, чтобы заставлять всех людей поститься по тем правилам, которые были разработаны в монастырях в средние века. Эти правила поста очень тяжелы и трудны, поэтому Церковь снисходит к людям, когда им бывает трудно. Во-первых, для больных существуют многочисленные послабления, причем иногда до такой степени, что пост снимается совсем. Я однажды был свидетелем того, как одно высокое духовное лицо запретило поститься больной монахине, когда я сказал, что ей здоровье не позволяет поститься. А уж людям светским, которым это вдвойне трудно, безусловно, разрешаются послабления.
Вообще у церковных людей есть такое выражение: «рвение не по разуму». Надо понимать, что можно, а что нельзя. Детишек надо очень постепенно приучать к посту, конечно, давать молоко, которое им нужно для роста. Так же подходит и Церковь к этой проблеме: если человеку трудно дается пост, он чувствует большую раздражительность, начинаются телесные, голодные боли, он чувствует, что не может ни о чем думать, кроме как о еде, то духовник в меру своего разумения, конечно, ему позволит нарушить пост немного.
Источник
Великий пост – самое ответственное, красивое и поучительное время в православном календаре. Он начинается Прощёным воскресеньем, когда мы у всех просим прощения и всех прощаем, а заканчивается Светлым Христовым воскресеньем. Между этими двумя праздниками сорок восемь дней исправления, очищения и духовного подвига.
К нам в редакцию пришло несколько десятков писем с вопросами о Великом посте. Самый распространённый из них: как правильно поститься? Об этом мы спросили настоятеля Прихода в честь Казанской иконы Божией Матери отца Дмитрия Соболевского.
– Время Великого поста – это в первую очередь время духовного очищения, – ответил нашим читателям отец Дмитрий. – В эти дни верующие должны особенно стремиться делать добрые дела, исполнять заповеди, жить духовной жизнью. Питание здесь стоит на последнем месте. Ведь если человек не трудится над своей душой, а просто отказывает себе в привычной пище, то пост превращается в диету, которая никакого отношения к духовности не имеет.
Одно из главных условий Великого поста – это стремление к чистоте души, которая приходит через покаяние, поэтому в церкви есть таинства исповеди и причастия. И в эти семь недель поста лучше исповедоваться и причащаться несколько раз.
Как правильно поступить
Уже который год я пытаюсь поститься, но как правило весь пост не могу выдержать. Подскажите: лучше строго соблюдать пост столько, сколько могу, или всё-таки делать послабления, но держаться все семь недель?
М. В о й т е н к о, Азов
– Здесь нужно выяснить причину того, почему человек не может выдержать весь пост. Это физическая немощь, сложная поездка по службе, беременность? Всё это решается в индивидуальном порядке. Человек должен объяснить свою ситуацию священнику, а батюшка уже подскажет ему, как правильно поступить. Но часто немощные люди постятся первую и последнюю недели поста, хотя опять-таки не нужно забывать, что пост – это не только воздержание от животной пищи, – ответил отец Дмитрий Соболевский.
“Бог и намерение лобзает”
Святые отцы во время поста совершали настоящие духовные подвиги. А современного человека, особенно мирянина, со всех сторон подстерегают соблазны. Как же всё-таки вести благочестивую жизнь во время поста?
А. К р и в е н ч у к, Ростов
– У каждого человека жизнь индивидуальна, поэтому единого рецепта нет. Но самое главное – стремление человека к соблюдению заповедей. Человек может и оступаться, падать, но он должен не унывать, а подниматься и вновь идти этой сложной дорогой. И Господь, видя усердия человека, приемлет их. Ведь есть даже такое выражение: “Бог и намерение лобзает”, – говорит настоятель Прихода в честь Казанской иконы Божией Матери отец Дмитрий Соболев.ский. – Двери в духовную жизнь всегда открыты перед человеком, поэтому не стоит считать, что раньше было проще совершать духовные подвиги. В каждом времени были свои трудности, и тот, кто хочет духовно очиститься, это сделает. Ведь Бог неизменен. Меняется наше отношение к Его благодати, а это уже полностью зависит от нас.
Православный календарь
Великий пост длится семь недель (48 дней) и делится на четыре части:
Четыредесятница (со 2 марта по 11 апреля) напоминает нам о 40 днях, которые Иисус Христос провёл в пустыне, подготавливаясь к проповеди. Поэтому и мы во время поста подготавливаемся к Пасхе и христианской жизни вообще молитвой и борьбой с нашей греховностью.
Лазарева суббота
(11 апреля). В этот день вспоминается воскрешение Иисусом Христом своего умершего друга Лазаря на четвёртый день после его смерти. Это чудо было одним из величайших чудес Господа, которое свидетельствовало о божественном Его всемогуществе и Его владычестве над смертью.
Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье (12 апреля). Христиане вспоминают торжественный вход Иисуса в Иерусалим и вступление Его на путь крестных страданий.
Страстная седмица (с 13-го по 18 апреля) – это последняя неделя Великого поста. Эта неделя (точнее 6 дней) посвящена воспоминаниям страданий, смерти на кресте и погребения Иисуса Христа. Этот период траурный, и поэтому одеяния в церкви бывают чёрные. Все дни Страстной седмицы называются Великими: Великий понедельник, Великий вторник и т. д.
Что можно есть
Великий пост – самый строгий из всех православных постов. В эти дни нельзя курить, пить алкогольные напитки, а также употреблять в пищу продукты животного происхождения. К ним относятся мясо, рыба, молоко, яйца и продукты на их основе: сдобный хлеб, конфеты, булочки, майонез и др.
В Великий пост разрешается только растительная пища: фрукты, овощи, сухофрукты, соления, орехи, грибы, каши на воде, чёрный и серый хлеб. Два раза за сорок дней поста – в празд.ник Благовещения Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье разрешается есть рыбу.
В первую и последнюю недели пост самый строгий. В Чистый понедельник принято полное воздержание от пищи. В пятницу первой недели можно есть только коливо (варёную пшеницу, подслащённую мёдом или сахаром).
В остальное время (понедельник, среда, пятница) сухоедение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом.
Кому можно не поститься
Сорокадневное воздержание от скоромной пищи здоровому человеку вреда не наносит.
Но церковь разрешает не поститься больным, престарелым и тем, кто не питался регулярно в течение года (например, малоимущие семьи). На отказ от поста верующие обычно получают разрешение у батюшки. А если такой возможности нет, подумайте, не принесёт ли пост вред вашему здоровью. Ведь человек, сознательно вредящий своему здоровью, совершает смертный грех.
КСТАТИ
Издревле на Руси в период поста отменялись привычные увеселения, пеклись хлебы-тужики (“тужу по изобильной пище”). Повседневную посуду для еды заменяли “постовой”, сделанной из глины.
Постные рецепты
Борщ с фасолью и грибами
Фасоль залить водой и варить до готовности. В фасолевый отвар добавить нарезанные картофель, капусту и заранее обжаренные на растительном масле грибы. Далее ввести пассированные свёклу, морковь, томатную пасту, лук и специи. Приправить по вкусу солью, сахаром, соком лимона. Дать настояться 15 – 20 минут. Подавать борщ, посыпав его мелко нарезанной зеленью укропа и зелёного лука, лучше с горячими пампушками.
Пампушки с чесноком
Для теста: 360 г пшеничной муки, 3/4 стакана воды, 10 г дрожжей, 20 г сахара, 30 г растительного масла, 3 дольки чеснока, 80 г хлебного кваса для чесночной заправки, щепотка соли. В тёплой воде развести дрожжи, соль, сахар, добавить масло и муку, замесить тесто и оставить для брожения. Готовое тесто разделить на куски массой примерно по 25 г, закатать шарики, уложить на противень, смазанный маслом, дать пампушкам подойти и выпекать при температуре 180 – 210ОС. Чесночную заправку готовят так. В толчёный чеснок добавляют соль, растительное масло и квас. Всё равномерно перемешивают, затем полученной чесночной заправкой поливают свежевыпеченные пампушки.
Овощная шаурма
В лаваш завернуть корейскую морковку, квашеную капусту, обжаренные грибы, морскую капусту, огурцы. Компоненты начинки группируйте на свой вкус. Завёрнутый лаваш с двух сторон обжарить на растительном масле.
Материалы полосы подготовила Светлана Ломакина
Смотрите также:
- Что можно, а что нельзя делать на Благовещение? →
- Что можно и что нельзя делать на Рождество? →
- Освящённая верба – святыня →
Источник