Пост это не диета это очищение
Председатель Московского общества православных врачей, сопредседатель Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике при Московской патриархии, профессор медицины Александр Недоступ в интервью порталу «Интерфакс-Религия» рассказал о том, какую медицинскую пользу человеческому организму способен принести Великий пост при условии правильного к нему духовного отношения.
— В чем основная польза человеку от поста, с точки зрения православных докторов?
— Для православного врача очень важной представляется духовная сторона поста. Ведь православные признают, что природа человека представляет собой не только тело, но также и душу, и дух. Душа занята эмоциональными, интеллектуальными, логическими, волевыми проблемами, в то время как дух — это та часть души, которая призвана общаться с высшим миром.
Очень важно, что во время поста человек будет соблюдать не только пост телесный, не только воздержание от пищи, но и воздержание от некоторых поступков духовной жизни — гнева, очень буйных развлечений. Это нашло отражение и у великих учителей Церкви, говорящих: «поститесь, братия, телесно, поститесь и духовно». Духовный пост тоже очень важен, потому что все мы — верующие, неверующие — духовно, конечно, являемся больными людьми.
Мы можем быть душевно вполне здоровыми, логически четко мыслить, знать высшую математику, контролировать эмоции, но при этом дух у нас будет очень поврежден. Все мы этим страдаем — маловерием, отсутствием любви, — то есть качествами, которые измеряются уже по иным критериям, чем логическое мышление. Об этом очень подробно сказано в замечательной книге православного врача, святителя и исповедника Луки Войно-Ясенецкого «Дух, душа и тело».
— Почему, с медицинской точки зрения, может быть важным отказ от негативных чувств и мыслей, страстей, борьба с которыми должна происходить во время поста?
— Мы, православные медики, убеждены, что болезнь имеет происхождение не только чисто телесное, но и духовное, причем болезнь и телесная, и душевная. Верующий человек понимает, что болезнь как правило — это следствие греха, который присутствует в организме. Об этом можно рассказать даже без привлечения богословских аргументов. Предположим, человек совершил нехороший поступок — то, что со всеми нами происходит сплошь и рядом. При этом человек очень редко не сознает того, что совершил. Он может стремиться забыть свой проступок, загонять его в себя, стараться себя оправдать, но все-таки след от поступка обязательно останется, и человек будет носить это ощущение в себе. И когда это сознание застревает в мозгу, там, в коре головного мозга, создается, даже с чисто физиологической точки зрения, очаг раздражения, дискомфорта.
По законам индукции работы мозга, это раздражение распространяется также и вокруг, на близлежащие отделы, в первую очередь, на так называемую подкорку, которая находится под корой головного мозга и которая ведает деятельностью наших внутренних органов — сердца, сосудов, желудка и кишечника. Соответственно, это возбуждение переходит в подкорку, и оттуда импульсы начинают распространяться дальше. И вот вам, пожалуйста, — так и начинают возникать и язвенная болезнь, и гипертония, и астма, и все прочие недуги.
Все это близко и психосоматике Фрейда, и павловской теории. Но только Фрейд, как известно, яростный атеист, сводил все к половым инстинктам, все у него было однобоко. И Павлов также был атеист, хотя и рассматривал эти процессы на более высоком уровне. Верующие же люди считают, что физическая поврежденность имеет более глубокие внутренние причины, и в первую очередь это — совесть. Без понятия «совесть» никак не обойдешься, потому что именно она тревожит и будоражит человека. Есть такой афоризм, что совесть — это голос Бога, ведь человеку совершенно непонятно, откуда она берется.
— Можно ли в связи с этим сказать, что пост как просто ограничение в питании не имеет смысла?
— Да, обычно в светской прессе делается упор на диетическое значение поста, доказывается, что это очень полезно — временно перейти на такую облегченную пищу, растительные продукты, что это типа разгрузки, от которой люди вдобавок еще и худеют. Это, конечно, очень утилитарное отношение к посту. Ведь пост — это не разгрузочная диета, а нравственное очищение.
Православные поздравляют друг друга с началом поста именно потому, что понимают, что это — великие дни духовного очищения. Сейчас предстоят дни, когда Церковь особо призывает человека хранить духовную чистоту: особо любить людей, особо жертвовать собой, стараться делать добрые дела, не совершать не предписанных поступков. У каждого из нас есть свои страсти и страстишки, которым мы потакаем, потом каемся в них и снова их совершаем. Вот от этого очень важно воздержаться.
— Что бы Вы ответили светским людям, которые утверждают, что пост вреден для здоровья?
— Надо не забывать, что Церковь не настолько жестока и эгоистична, чтобы заставлять всех людей поститься по тем правилам, которые были разработаны в монастырях в средние века. Эти правила поста очень тяжелы и трудны, поэтому Церковь снисходит к людям, когда им бывает трудно. Во-первых, для больных существуют многочисленные послабления, причем иногда до такой степени, что пост снимается совсем. Я однажды был свидетелем того, как одно высокое духовное лицо запретило поститься больной монахине, когда я сказал, что ей здоровье не позволяет поститься. А уж людям светским, которым это вдвойне трудно, безусловно, разрешаются послабления.
Вообще у церковных людей есть такое выражение: «рвение не по разуму». Надо понимать, что можно, а что нельзя. Детишек надо очень постепенно приучать к посту, конечно, давать молоко, которое им нужно для роста. Так же подходит и Церковь к этой проблеме: если человеку трудно дается пост, он чувствует большую раздражительность, начинаются телесные, голодные боли, он чувствует, что не может ни о чем думать, кроме как о еде, то духовник в меру своего разумения, конечно, ему позволит нарушить пост немного.
Теги: Пост – это не диета
Источник
На Масленицу, доедая пятый блин, можно успокаивать себя: впереди 7 недель Великого поста, и вот уж тогда я точно похудею. Но пост — это совсем не диета. Соблюдая пост, можно даже набрать вес, а не скинуть его. О том, какие опасности для фигуры таит в себе Великий пост и как его правильно соблюдать, чтобы действительно скинуть килограммы, «АиФ-Кухня» поговорил с диетологом Анной Ивашкевич:
Пост — это религиозная традиция временного воздержания, она включает в себя и отказ от определённых видов пищи. В первую очередь пост — это духовно-аскетическая практика.
Да, часто бывает, что люди начинают соблюдать пост, надеясь похудеть. И с удивлением обнаруживают через некоторое время, что они в итоге набрали вес. А вот для меня это вовсе не удивительно.
Дело всё в том, что, отказываясь от животной пищи, те, кто мечтает похудеть, не следят за количеством потребляемых калорий. Они думают, что раз в рационе нет мяса и молока, то можно есть без ограничений. Но это совсем не так.
Опасные продукты
Углеводы. Обычно в пост на первый план выходят макароны, каши, картофель. Пища, которая богата углеводами, причём зачастую простыми. И пища далеко не низкокалорийная. Если раньше мы ели 200 г гречки — и всё, то теперь можем есть её тоннами.
Хлеб. С растительным маслом, с солью, с баклажанной икрой. В пост мы употребляем очень много хлеба.
Фрукты. Во время поста люди часто едят очень много фруктов. Килограммами. Но это далеко не так безобидно, как кажется: во фруктах довольно много сахара.
Соленья. Если вы съели 1-2 огурчика за день, то всё в порядке. Но мы-то часто едим сразу полбанки. И получаем в результате задержку жидкости в тканях, отёки. Особенно это вредно, когда соленья употребляются вечером, на ночь. Именно так большая часть людей и делает: ест их на ужин. В результате утром встают с опухшим лицом.
Растительное масло. В обычное время мы его ограничиваем, когда же начинается пост, кладём в кашу сразу пару столовых ложек. Чтобы было повкуснее. Между тем в 100 г растительного масла может содержаться до 900 ккал. Масло нужно есть обязательно, но очень ограниченно: не более 1 чайной ложки на приём. И желательно, чтобы это было нерафинированное масло холодного отжима в сыром виде, то есть на нём не надо жарить.
Сухофрукты. Норма — 30 г сухофруктов в день. 1 черносливина — это 9 г. То есть надо съесть в день 3 штучки, максимум — 5. Мы же можем съесть в качестве перекуса двухсотграммовый пакетик с изюмом. Поздравляю, вы добавили 400-500 ккал к своему и так довольно калорийному рациону.
Орехи. Очень калорийный продукт. Дневная норма — 15-20 г орехов в день. В пост мы часто их добавляем в каши, салаты, перекусываем. И легко выходим за 100 г. А грецкие орехи — это около 600 ккал на 100 г.
Растительное молоко. Капучино на соевом молоке, каша — на кокосовом. Это всё постная история. Но кокосовое молоко очень жирное. И оно плохо усваивается. Следовательно, не даёт ощущения сытости, а калорийность при этом довольно высокая. Такая же история и с другими видами бобового или орехового молока.
Инсулин и уровень сахара в крови
В пост мы часто увлекаемся простыми углеводами, продуктами, которые резко повышают уровень сахара в крови. Организм вырабатывает инсулин, и происходит резкий спад уровня сахара. Как результат — яркое, сильное чувство голода. Этот эффект дают сухофрукты, белый хлеб, шлифованный рис. Даже свежевыжатые соки. Ими многие любят завтракать в пост. Но через 20 минут после такого завтрака вас накроет ужасное чувство голода. Благодаря этому чувству вы съедите не маленькую порцию каши, как собирались, а в два раза больше. Поэтому в пост особенно нужно избегать продуктов, содержащих простые сахара.
Чувство голода
Оно обязательно будет. Ведь вы отказались от привычного рациона. В первую очередь чувство сытости нам приносят жиры. Потом — углеводы, только в последнюю очередь — белки. Поэтому переход на постное питание так сложен.
В первое время может даже наблюдаться апатия, сонливость, вялость. Если вы переживёте этот момент, появится чувство эйфории, радости от своих свершений. Но если ваш пост затянется дольше 40-50 дней, то может вновь появиться апатия, раздражительность. Так наша нервная система может реагировать на отсутствие животных жиров и белков.
Стоит предупредить, что пост усиливает все хронические заболевания. Особенно аккуратными следует быть женщинам. Если у вас были проблемы с гормональным фоном, наблюдался дисбаланс, анемия, например, то пост может усилить эти проблемы. Поэтому соблюдать его нужно аккуратно и консультироваться с врачом.
Как правильно соблюдать пост
Чтобы не набрать вес и действительно оздоровиться во время длинного поста, нужно соблюдать простые правила:
— Обязательно, особенно в первые дни, ввести в рацион продукты, богатые растительным белком: бобовые, гречку.
— Добавлять растительные масла, но только по 1 чайной ложке за приём пищи.
— Есть орехи тоже важно, но совсем понемногу.
— Есть рыбу, когда это разрешено, хотя и неплохо съедать немного рыбы в первые дни. Но имейте в виду, что важно не переедать: 100 г за один приём пищи, не более.
— Съедать по паре ломтиков чёрного шоколада в день. В нём есть какао-масло, оно очень полезно.
— Предпочитать белому хлебу и шлифованному рису продукты из муки грубого помола и необдирные крупы.
— Выбрать витаминный комплекс. Весной легко простудиться, а из-за нехватки животной пищи противостоять вирусам сложнее.
Выход из поста
Вы постились 7 недель, терпели чувство голода, отсидели на страшной диете. Так вам, по крайней мере, кажется. Наступает Пасха. И можно есть всё. Первая мысль: оторваться. Хочу предупредить, что выход из поста — очень важная задача. Нельзя сразу съедать много яиц, тем более сваренных вкрутую. Яйца трудно перевариваются. Лучше начинать с яиц всмятку. Кулич — это сладкая углеводная бомба, можно съесть только маленький кусочек. Можно посмотреть, как постятся и выходят из поста монахи. Они не объедаются в пост, у них всего 1 трапеза в день, у них нет такого, чтобы они объелись и в первый день Пасхи. Они съедают совсем чуть-чуть, а практически все пасхальные угощения раздают нуждающимся.
Источник
Пост — это не разгрузочная диета
Председатель Московского общества православных врачей, сопредседатель Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике при Московской патриархии, профессор медицины Александр Недоступ в интервью порталу «Интерфакс-Религия» рассказал о том, какую медицинскую пользу человеческому организму способен принести Великий пост при условии правильного к нему духовного отношения.
— В чем основная польза человеку от поста, с точки зрения православных докторов?
— Для православного врача очень важной представляется духовная сторона поста. Ведь православные признают, что природа человека представляет собой не только тело, но также и душу, и дух. Душа занята эмоциональными, интеллектуальными, логическими, волевыми проблемами, в то время как дух — это та часть души, которая призвана общаться с высшим миром.
Очень важно, что во время поста человек будет соблюдать не только пост телесный, не только воздержание от пищи, но и воздержание от некоторых поступков духовной жизни — гнева, очень буйных развлечений. Это нашло отражение и у великих учителей Церкви, говорящих: «поститесь, братия, телесно, поститесь и духовно». Духовный пост тоже очень важен, потому что все мы — верующие, неверующие — духовно, конечно, являемся больными людьми.
Мы можем быть душевно вполне здоровыми, логически четко мыслить, знать высшую математику, контролировать эмоции, но при этом дух у нас будет очень поврежден. Все мы этим страдаем — маловерием, отсутствием любви, — то есть качествами, которые измеряются уже по иным критериям, чем логическое мышление. Об этом очень подробно сказано в замечательной книге православного врача, святителя и исповедника Луки Войно-Ясенецкого «Дух, душа и тело».
— Почему, с медицинской точки зрения, может быть важным отказ от негативных чувств и мыслей, страстей, борьба с которыми должна происходить во время поста?
— Мы, православные медики, убеждены, что болезнь имеет происхождение не только чисто телесное, но и духовное, причем болезнь и телесная, и душевная. Верующий человек понимает, что болезнь как правило — это следствие греха, который присутствует в организме. Об этом можно рассказать даже без привлечения богословских аргументов. Предположим, человек совершил нехороший поступок — то, что со всеми нами происходит сплошь и рядом. При этом человек очень редко не сознает того, что совершил. Он может стремиться забыть свой проступок, загонять его в себя, стараться себя оправдать, но все-таки след от поступка обязательно останется, и человек будет носить это ощущение в себе. И когда это сознание застревает в мозгу, там, в коре головного мозга, создается, даже с чисто физиологической точки зрения, очаг раздражения, дискомфорта.
По законам индукции работы мозга, это раздражение распространяется также и вокруг, на близлежащие отделы, в первую очередь, на так называемую подкорку, которая находится под корой головного мозга и которая ведает деятельностью наших внутренних органов — сердца, сосудов, желудка и кишечника. Соответственно, это возбуждение переходит в подкорку, и оттуда импульсы начинают распространяться дальше. И вот вам, пожалуйста, — так и начинают возникать и язвенная болезнь, и гипертония, и астма, и все прочие недуги.
Все это близко и психосоматике Фрейда, и павловской теории. Но только Фрейд, как известно, яростный атеист, сводил все к половым инстинктам, все у него было однобоко. И Павлов также был атеист, хотя и рассматривал эти процессы на более высоком уровне. Верующие же люди считают, что физическая поврежденность имеет более глубокие внутренние причины, и в первую очередь это — совесть. Без понятия «совесть» никак не обойдешься, потому что именно она тревожит и будоражит человека. Есть такой афоризм, что совесть — это голос Бога, ведь человеку совершенно непонятно, откуда она берется.
— Можно ли в связи с этим сказать, что пост как просто ограничение в питании не имеет смысла?
— Да, обычно в светской прессе делается упор на диетическое значение поста, доказывается, что это очень полезно — временно перейти на такую облегченную пищу, растительные продукты, что это типа разгрузки, от которой люди вдобавок еще и худеют. Это, конечно, очень утилитарное отношение к посту. Ведь пост — это не разгрузочная диета, а нравственное очищение.
Православные поздравляют друг друга с началом поста именно потому, что понимают, что это — великие дни духовного очищения. Сейчас предстоят дни, когда Церковь особо призывает человека хранить духовную чистоту: особо любить людей, особо жертвовать собой, стараться делать добрые дела, не совершать не предписанных поступков. У каждого из нас есть свои страсти и страстишки, которым мы потакаем, потом каемся в них и снова их совершаем. Вот от этого очень важно воздержаться.
— Что бы Вы ответили светским людям, которые утверждают, что пост вреден для здоровья?
— Надо не забывать, что Церковь не настолько жестока и эгоистична, чтобы заставлять всех людей поститься по тем правилам, которые были разработаны в монастырях в средние века. Эти правила поста очень тяжелы и трудны, поэтому Церковь снисходит к людям, когда им бывает трудно. Во-первых, для больных существуют многочисленные послабления, причем иногда до такой степени, что пост снимается совсем. Я однажды был свидетелем того, как одно высокое духовное лицо запретило поститься больной монахине, когда я сказал, что ей здоровье не позволяет поститься. А уж людям светским, которым это вдвойне трудно, безусловно, разрешаются послабления.
Вообще у церковных людей есть такое выражение: «рвение не по разуму». Надо понимать, что можно, а что нельзя. Детишек надо очень постепенно приучать к посту, конечно, давать молоко, которое им нужно для роста. Так же подходит и Церковь к этой проблеме: если человеку трудно дается пост, он чувствует большую раздражительность, начинаются телесные, голодные боли, он чувствует, что не может ни о чем думать, кроме как о еде, то духовник в меру своего разумения, конечно, ему позволит нарушить пост немного.
Источник
Великий пост – самое ответственное, красивое и поучительное время в православном календаре. Он начинается Прощёным воскресеньем, когда мы у всех просим прощения и всех прощаем, а заканчивается Светлым Христовым воскресеньем. Между этими двумя праздниками сорок восемь дней исправления, очищения и духовного подвига.
К нам в редакцию пришло несколько десятков писем с вопросами о Великом посте. Самый распространённый из них: как правильно поститься? Об этом мы спросили настоятеля Прихода в честь Казанской иконы Божией Матери отца Дмитрия Соболевского.
– Время Великого поста – это в первую очередь время духовного очищения, – ответил нашим читателям отец Дмитрий. – В эти дни верующие должны особенно стремиться делать добрые дела, исполнять заповеди, жить духовной жизнью. Питание здесь стоит на последнем месте. Ведь если человек не трудится над своей душой, а просто отказывает себе в привычной пище, то пост превращается в диету, которая никакого отношения к духовности не имеет.
Одно из главных условий Великого поста – это стремление к чистоте души, которая приходит через покаяние, поэтому в церкви есть таинства исповеди и причастия. И в эти семь недель поста лучше исповедоваться и причащаться несколько раз.
Как правильно поступить
Уже который год я пытаюсь поститься, но как правило весь пост не могу выдержать. Подскажите: лучше строго соблюдать пост столько, сколько могу, или всё-таки делать послабления, но держаться все семь недель?
М. В о й т е н к о, Азов
– Здесь нужно выяснить причину того, почему человек не может выдержать весь пост. Это физическая немощь, сложная поездка по службе, беременность? Всё это решается в индивидуальном порядке. Человек должен объяснить свою ситуацию священнику, а батюшка уже подскажет ему, как правильно поступить. Но часто немощные люди постятся первую и последнюю недели поста, хотя опять-таки не нужно забывать, что пост – это не только воздержание от животной пищи, – ответил отец Дмитрий Соболевский.
“Бог и намерение лобзает”
Святые отцы во время поста совершали настоящие духовные подвиги. А современного человека, особенно мирянина, со всех сторон подстерегают соблазны. Как же всё-таки вести благочестивую жизнь во время поста?
А. К р и в е н ч у к, Ростов
– У каждого человека жизнь индивидуальна, поэтому единого рецепта нет. Но самое главное – стремление человека к соблюдению заповедей. Человек может и оступаться, падать, но он должен не унывать, а подниматься и вновь идти этой сложной дорогой. И Господь, видя усердия человека, приемлет их. Ведь есть даже такое выражение: “Бог и намерение лобзает”, – говорит настоятель Прихода в честь Казанской иконы Божией Матери отец Дмитрий Соболев.ский. – Двери в духовную жизнь всегда открыты перед человеком, поэтому не стоит считать, что раньше было проще совершать духовные подвиги. В каждом времени были свои трудности, и тот, кто хочет духовно очиститься, это сделает. Ведь Бог неизменен. Меняется наше отношение к Его благодати, а это уже полностью зависит от нас.
Православный календарь
Великий пост длится семь недель (48 дней) и делится на четыре части:
Четыредесятница (со 2 марта по 11 апреля) напоминает нам о 40 днях, которые Иисус Христос провёл в пустыне, подготавливаясь к проповеди. Поэтому и мы во время поста подготавливаемся к Пасхе и христианской жизни вообще молитвой и борьбой с нашей греховностью.
Лазарева суббота
(11 апреля). В этот день вспоминается воскрешение Иисусом Христом своего умершего друга Лазаря на четвёртый день после его смерти. Это чудо было одним из величайших чудес Господа, которое свидетельствовало о божественном Его всемогуществе и Его владычестве над смертью.
Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье (12 апреля). Христиане вспоминают торжественный вход Иисуса в Иерусалим и вступление Его на путь крестных страданий.
Страстная седмица (с 13-го по 18 апреля) – это последняя неделя Великого поста. Эта неделя (точнее 6 дней) посвящена воспоминаниям страданий, смерти на кресте и погребения Иисуса Христа. Этот период траурный, и поэтому одеяния в церкви бывают чёрные. Все дни Страстной седмицы называются Великими: Великий понедельник, Великий вторник и т. д.
Что можно есть
Великий пост – самый строгий из всех православных постов. В эти дни нельзя курить, пить алкогольные напитки, а также употреблять в пищу продукты животного происхождения. К ним относятся мясо, рыба, молоко, яйца и продукты на их основе: сдобный хлеб, конфеты, булочки, майонез и др.
В Великий пост разрешается только растительная пища: фрукты, овощи, сухофрукты, соления, орехи, грибы, каши на воде, чёрный и серый хлеб. Два раза за сорок дней поста – в празд.ник Благовещения Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье разрешается есть рыбу.
В первую и последнюю недели пост самый строгий. В Чистый понедельник принято полное воздержание от пищи. В пятницу первой недели можно есть только коливо (варёную пшеницу, подслащённую мёдом или сахаром).
В остальное время (понедельник, среда, пятница) сухоедение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом.
Кому можно не поститься
Сорокадневное воздержание от скоромной пищи здоровому человеку вреда не наносит.
Но церковь разрешает не поститься больным, престарелым и тем, кто не питался регулярно в течение года (например, малоимущие семьи). На отказ от поста верующие обычно получают разрешение у батюшки. А если такой возможности нет, подумайте, не принесёт ли пост вред вашему здоровью. Ведь человек, сознательно вредящий своему здоровью, совершает смертный грех.
КСТАТИ
Издревле на Руси в период поста отменялись привычные увеселения, пеклись хлебы-тужики (“тужу по изобильной пище”). Повседневную посуду для еды заменяли “постовой”, сделанной из глины.
Постные рецепты
Борщ с фасолью и грибами
Фасоль залить водой и варить до готовности. В фасолевый отвар добавить нарезанные картофель, капусту и заранее обжаренные на растительном масле грибы. Далее ввести пассированные свёклу, морковь, томатную пасту, лук и специи. Приправить по вкусу солью, сахаром, соком лимона. Дать настояться 15 – 20 минут. Подавать борщ, посыпав его мелко нарезанной зеленью укропа и зелёного лука, лучше с горячими пампушками.
Пампушки с чесноком
Для теста: 360 г пшеничной муки, 3/4 стакана воды, 10 г дрожжей, 20 г сахара, 30 г растительного масла, 3 дольки чеснока, 80 г хлебного кваса для чесночной заправки, щепотка соли. В тёплой воде развести дрожжи, соль, сахар, добавить масло и муку, замесить тесто и оставить для брожения. Готовое тесто разделить на куски массой примерно по 25 г, закатать шарики, уложить на противень, смазанный маслом, дать пампушкам подойти и выпекать при температуре 180 – 210ОС. Чесночную заправку готовят так. В толчёный чеснок добавляют соль, растительное масло и квас. Всё равномерно перемешивают, затем полученной чесночной заправкой поливают свежевыпеченные пампушки.
Овощная шаурма
В лаваш завернуть корейскую морковку, квашеную капусту, обжаренные грибы, морскую капусту, огурцы. Компоненты начинки группируйте на свой вкус. Завёрнутый лаваш с двух сторон обжарить на растительном масле.
Материалы полосы подготовила Светлана Ломакина
Смотрите также:
- Что можно, а что нельзя делать на Благовещение? →
- Что можно и что нельзя делать на Рождество? →
- Освящённая верба – святыня →
Источник