Лиза льюис особая диета для особых детей

Рацион питания особых детей: введение диеты и другие тонкости
Рацион питания любого ребенка, а, тем более, особого – это настоящий испытательный полигон для родителей. Опытным путем им предстоит установить, какие продукты питания вредны для их чада, а какие полезны, какие он ест с удовольствием, а от каких воротит нос.
Введение диеты – любой
будь то безглютеновая и безказеиновая (бгбк)
низкооксалатная
или GAPS диета
– требует от родителей кропотливости и осторожности
Ведь, вводя новые или убирая старые продукты, можно спровоцировать сильнейшие реакции организма
При аутизме, равно как и при других тяжелых детских болезнях, очень важно знать, с чего начать диету
А начать ее следует с четкого понимания того, что следовать этому особому рациону питания ребенка вам придется на все 100%, со всей строгостью, без отступлений и поблажек
Иначе ничего не получится
Организм просто не восстановится на такой «половинчатой» диете
А мучения ребенка, которому и так непросто живется, будут напрасны
Во всех красках представьте себе
как каждый кусочек вредного продукта становится прикормом для патогенных микробов
как они размножаются благодаря ему
как остатки этой пищи непереваренным комом лежат в кишечнике вашего ребенка, источая токсины, которые отравляют мозг
Вы должны иметь четкое представление о том, что именно происходит с малышом, когда вы делаете ему гастрономическую поблажку
Обратите внимание, после употребления каких продуктов ребенок ведет себя более, чем странно
хохочет без причины
скачет как угорелый
веселится
или же, наоборот, становится очень агрессивным
Здесь работает парадоксальная закономерность – чем лучше ребенку от какого-либо продукта, тем вреднее он для его организма
А потому все выявленные таким образом блюда следует бескомпромиссно исключать из его меню
Вы вводите диету для того, чтобы вылечить своего ребенка, дать возможность его кишечнику вновь стать целым, не протекающим , не раздраженным, а его кишечной флоре – здоровой
Наряду с диетой следует вводить поддерживающие продукты Тенториум, содержащие ферменты и пробиотики
Меняя к лучшему рацион питания своего ребенка, запаситесь терпением
Важно помнить, что организму нужно дать время окрепнуть и восстановиться
Положительные результаты от диеты могут появиться иногда не раньше чем через полгода после ее начала
А чтобы они закрепились, понадобится не меньше года
У некоторых детей-аутистов заметные улучшения на диете наступают лишь после 2-3-х лет ее строгого применения
Все дело в состоянии малыша на момент введения диеты
Зачастую в процессе обследования и дальнейшего восстановления может вылезти ряд совершенно неожиданных проблем, которые таились где-то глубоко в теле
Следует быть готовыми к любым «сюрпризам» такого рода
Также нужно принять и тот факт, что переходный период будет очень сложным
Ребенок, плотно «сидящий» на мучном и сладком и «кайфующий» от этого, так просто свои позиции не сдаст
Будут истерики, отказы, голодовки…
Реакция будет ОБЯЗАТЕЛЬНО
А вот ее отсутствие должно насторожить вас
Значит, где-то вы пропустили в рацион продукт с глютеном или казеином
Значит, вы идете неверным путем
Не отчаивайтесь, даже опытные мамы, чьи дети уже не один год сидят на диете бгбк, иногда допускают ошибки
Глютен может быть где угодно
Получив в свое распоряжение весьма ограниченный круг продуктов, вам придется стать самым лучшим кулинаром на свете, чтобы накормить своего особенного ребенка
И здесь вам пригодятся все ваши гастрономические таланты, вся ваша фантазия, весь ваш опыт
Если ребенок отказывается есть нужные для его здоровья продукты, маскируйте их
Например, делайте оладушки из каши, подмешивайте одно блюдо в другое, постепенно увеличивая дозу скрытого продукта
Среди родителей детей-аутистов это так и называется – имитация и подмешивание
Видео
В данном ролике приведены рецепты, помогающие выводить тяжелые металлы из организма аутичного ребенка
Однако — имейте в виду — их следует серьезно фильтровать, исходя из вашей текущей ситуации
Если малыш категорически отказывается от какого-либо продукта, не стоит насильно впихивать его
Отступите на какое-то время, выждите нужный момент – вкусовые рецепторы ребенка немного очистятся, кишечник подлечится и, возможно, вскоре он с удовольствием будет кушать то, что не хочет есть сейчас
Все случаи восстановления особых очень индивидуальны
Так и с диетой
Каждая мама должна лишь опытным путем, зачастую путем ошибок, установить, какие именно продукты подходят ее ребенку
Когда основные вредности ушли из рациона питания, следует внимательно отслеживать реакцию организма на разрешенные продукты
Это может быть сыпь, зуб, чесотка, насморк
Часто бывает и так, что во время диеты организм ребенка начинает реагировать так на те продукты, которые раньше принимал хорошо
Это очень благоприятный знак, который означает, что иммунная система малыша потихоньку начала восстанавливаться и уже может дать сигнал о том, что данный продукт организму не подходит
А раньше она просто не справлялась с потоком вредных веществ
И реагировала выборочно лишь на самые неудобоваримые
Так что, если вдруг есть неожиданные реакции, это прекрасный повод еще больше разгрузить организм ребенка, пересмотрев и почистив его рацион, сделав его еще более полезным
Обратите особое внимание на сою и другие бобовые, если вы оставили их в меню
Дело в том, что протеины сои очень похожи по своему строению на молочный белок казеин, который противопоказан особенным детям
Да и вообще все бобовые тяжело перевариваются, вызывая газообразования и вздутия
Не бойтесь оставить свое дитя без белка и других питательных веществ
Продукты пчеловодства Тенториум обеспечат организм всех необходимым
Ваша задача сейчас – сделать рацион ребенка максимально полезным, щадящим и при этом действительно вкусным, а не разнообразным
Десятки людей уже прошли через это, и никто еще не умер от недостатка бобов, мучного или сладостей в организме
Лучше идти от обратного – хорошенько очистить рацион от ребенка от всех сомнительных продуктов
Пусть их лучше будет меньше, но для кишечника малыша это будет качественная еда
Если вы не уверены, что тот или иной продукт принесет ему пользу или нормально усвоится организмом, не давайте!
Это золотое правило любой диеты
В список подозрительных продуктов попадает целый ряд допустимых
Они могут стать прекрасным кормом для грибков
яблоки
изюм
виноград
персики
абрикосы
дыни
бананы
апельсины и мандарины
сладкая паприка
картофель
Внимательно следите за реакцией организма на разрешенные крупы
рис
кукурузу
гречку
пшено
киноа
амарант
Какая-то из них может не пойти ребенку
Осторожно выбирайте сухофрукты, большинство из которых обработаны «химией»
Если вы заподозрили какой-то продукт в том, что он причиняет вред организму ребенка, откажитесь от него на какое-то время – примерно на неделю
Если за это время начнутся улучшения, продукт возвращать не стоит
Вы были правы
Если же качественных изменений в состоянии малыша не последовало, можно вновь попробовать дать этот продукт и посмотреть на реакцию организма
«Отдохнув» от определенного вида пищи, тело может принять ее хорошо, а может, наоборот, дать бурную реакцию
Очень часто говорится о том, что введение особой диеты сильно увеличивает расходы семьи
Однако здесь есть и доля лукавства
Очень много денег обычно уходит на различные «покупные» деликатесы, экзотические фрукты и овощи не по сезону, вредные сладости, морепродукты
Если ваша семья найдет возможность давать ребенку только домашнюю еду, бюджет не пострадает, а в ряде случаев расходы на питание даже могут сократиться, если, например, родители захотят поддержать малыша своим личным примером
Конечно, не всегда есть время и возможность готовить дома
В ряде случае, например, в путешествиях, можно пользоваться готовыми продуктами, на которых стоит маркировка – без глютена, без казеина, без сои
Итак, все ужасы переходного периода уже позади, рацион питания очищен от вредных продуктов, диета успешно введена, ребенок кушает все, что вы готовите
И вот именно на данном этапе следует подключить все запасы терпения
Как уже было сказано выше, положительный эффект обязательно будет, если вы все делали правильно, но вот когда
Как правило, через 3-6 месяцев, в той или иной последовательности, наступают следующие улучшения у детей-аутистов
Проходят вспышки агрессии
Нормализуется режим сна
Становится меньше капризов и истерик
Ребенок в целом становится более спокойным и вменяемым
Уходят проблемы со стулом
Ряд беспричинных страхов пропадает
Частично исчезают стимы
Без проблем принимается нормальная еда
У многих детей происходят значительные улучшения в развитии
появляется речь
контакт глаз
желание общаться с людьми
Как только вы отметите в поведении и состоянии ребенка эти улучшения или лишь некоторые из них, можно постепенно пробовать расширять его рацион
Это вовсе не значит, что теперь малышу дозволены все запрещенные продукты
Прежде всего, стоит проверить состояние ЖКТ, убедиться в том, что кишечник стал работать нормально
Вообще лучше растянуть это «удовольствие» и вводить новый продукт как во время прикорма младенца – микродозами
Как ввести в диету новый продукт
Выберите тот продукт, который вы планируете ввести
Не форсируйте события, лучше делать это раз в месяц
Сначала дайте ребенку небольшое количество нового продукта и внимательно посмотрите на реакцию организма
Если все прошло хорошо, спустя дня 3-4, можете повторить эксперимент, слегка увеличив дозу продукта
Повторяйте эту процедуру раза 3
Если все это время ребенок реагирует на новую пищу нормально, давайте ему данный продукт 3 дня подряд
Если и после этого все хорошо, значит, можно оставить этот продукт в рационе питания ребенка
Какую бы диету вы ни выбрали для своего особого ребенка, всегда помните, что это – основа восстановления
А потому отношение к питанию малыша должно быть очень серьезным
Улучшения все равно будут, рано или поздно, а это значит, что любые ваши усилия по восстановлению ребенка не пропадут зря
Важно!
В статье про анализы описан способ, с помощью которого можно узнать, что стоит оставить в рационе Вашего ребенка, а что лучше исключить из него, помимо глютена и казеина
Можно сделать анализ на пищевую непереносимость и не мучиться месяцами на ротации, исключая и добавляя какие-то продукты
Терпения вам! Все получится!
Узнайте больше о бесплатных программах восстановления для аутизма, ДЦП и эпилепсии по принципам биомеда и натуропатии с диетой, включающей в себя натуральные продукты Тенториум
План семинаров ЗДЕСЬ
Продукты пчеловодства Тенториум восстанавливают каждую клеточку организма естественным путем по принципам биомедицинской коррекции организмаОни насыщают организм необходимыми ферментами, витаминами и микроэлементами
Также есть продукция, с помощью которой токсины после медикаментозного лечения без проблем выведутся из организмаОтказ от ответственности
Информация, представленная в этой статье, предназначена только для информирования читателя
Она не может быть заменой для консультации профессиональным медицинским работником
Источник
Ìîäíûé äèàãíîç
 ïîñëåäíåå âðåìÿ îá àóòèçìå ìíîãî ãîâîðÿò è ïèøóò. Æóðíàëèñòû ëþáÿò âûõîäèòü íà ïóáëèêó ñ ÿðêèìè ïàðàäîêñàëüíûìè ãèïîòåçàìè: àóòèçì ýòî ïðîãðåññèðóþùåå çàáîëåâàíèå âñåãî ÷åëîâå÷åñòâà, ïëàòà çà ðàçîáùåííîñòü, çà îòêàç îò æèâîé èíòåðàêòèâíîñòè, çà ïåðåíîñ ñîöèàëüíîé æèçíè â êîìïüþòåðíûå ñåòè. Ïñèõîëîãè íåðåäêî óòâåðæäàþò, ÷òî àóòèçì ýòî âîîáùå íå áîëåçíü, à íåêîå ñîñòîÿíèå îòñòðàíåíèÿ, óõîäà â ñåáÿ, êîòîðîå ëþáÿùèå ðîäèòåëè ïðè óñëîâèè, ÷òî îíè äåéñòâèòåëüíî ïðàâèëüíî ëþáÿò ðåáåíêà ñïîñîáíû ïðåîäîëåòü òåïëîòîé ñâîåé äóøè è áåçóñëîâíûì ïðèÿòèåì. Ïñèõèàòðû ñ÷èòàþò àóòèçì ïñèõè÷åñêèì çàáîëåâàíèåì, è äî ñèõ ïîð åùå ìîæíî âñòðåòèòü ìíåíèå, ÷òî ýòî íå ÷òî èíîå, êàê äåòñêàÿ øèçîôðåíèÿ.
Åñëè âàø èíòåðåñ ê àóòèçìó íå ïðàçäíûé, åñëè âû õîòèòå ðàçîáðàòüñÿ â ýòîì ÿâëåíèè, òî âûõîä îäèí «ó÷èòü ìàò÷àñòü». Äëÿ ïûòëèâîãî óìà áûòîâàÿ ôàêòóðà àóòèçìà è åãî ôèçèîëîãè÷åñêèå îñíîâû ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé îáúåêò êóäà áîëåå çàõâàòûâàþùèé, ÷åì ãóìàíèòàðíûå àáñòðàêöèè âðîäå «äåòåé èíäèãî», «èíîïëàíåòÿí», «ëþäåé äîæäÿ» èëè «ïðîòîòèïà ÷åëîâåêà áóäóùåãî».
Íà ñàìîì äåëå
Íà ñàìîì äåëå, äî ñèõ ïîð íåò îäíîçíà÷íûõ íàó÷íûõ äàííûõ, îáúÿñíÿþùèõ ïðîèñõîæäåíèå àóòèçìà. Áîëåå òîãî, åñëè ðàññìîòðåòü ñîâîêóïíîñòü èññëåäîâàíèé, ñâÿçûâàþùèõ åãî ñ ðàçíîîáðàçíûìè ôèçèîëîãè÷åñêèìè ôàêòîðàìè, îòíîñÿùèìèñÿ ê ñôåðàì ãåíåòèêè, èììóíîëîãèè, áèîõèìèè, íåâðîëîãèè, ãàñòðîýíòåðîëîãèè, ýíäîêðèíîëîãèè, åñëè äîáàâèòü ê íèì ìíîãîîáðàçèå âíåøíèõ ôàêòîðîâ, êîòîðûå ìîãëè ñûãðàòü íåãàòèâíóþ ðîëü âî âðåìÿ âíóòðèóòðîáíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà è â ïåðèîä ìëàäåí÷åñòâà, òî íåâîëüíî ïðèõîäèøü ê âûâîäó î òîì, ÷òî, ñêîðåå âñåãî, ýòî çàáîëåâàíèå âîçíèêàåò ïî ñîâîêóïíîñòè íåñêîëüêèõ ïðè÷èí, ïîâëåêøèõ çà ñîáîé ðàññòðîéñòâî, ïðè÷åì íå èñêëþ÷åíî, ÷òî â êàæäîì êîíêðåòíîì ñëó÷àå ó àóòèçìà ìîæåò áûòü ñâîå ñî÷åòàíèå è âíóòðåííèõ ïðåäïîñûëîê, è âíåøíèõ òðèããåðîâ.
Ëå÷åíèå
 Ðîññèè è â ðÿäå äðóãèõ ñòðàí (íàïðèìåð, âî Ôðàíöèè) àóòèçì ñ÷èòàåòñÿ ïñèõè÷åñêèì çàáîëåâàíèåì, â ÑØÀ îíî ïðîõîäèò ïî ëèíèè íåâðîëîãèè. Íà ñàìîì äåëå, ñòðîãîãî ðàçãðàíè÷åíèÿ ìåæäó äâóìÿ âåòâÿìè íåò, è òà, è äðóãàÿ ðàáîòàþò ñ ïàöèåíòàìè, ó êîòîðûõ òàê èëè èíà÷å ñòðàäàåò öåíòðàëüíàÿ íåðâíàÿ ñèñòåìà.
Íåâðîëîãè÷åñêèé äèàãíîç ñòàâÿò â òîì ñëó÷àå, åñëè áîëåçíü èìååò ÿðêî âûðàæåííûå ôèçè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ (äâèãàòåëüíûå íàðóøåíèÿ, ðàññòðîéñòâà çðåíèÿ è ðå÷è, áîëè), ïñèõè÷åñêèé åñëè ïðîáëåìà «â ãîëîâå», ò. å. íàðóøåíû ýìîöèîíàëüíàÿ è êîãíèòèâíàÿ (ïîçíàâàòåëüíàÿ) ñôåðû. Åñòü òàêàÿ ìåäèöèíñêàÿ øóòêà: íåâðîëîãè çàáðàëè ñåáå âñå òî, ÷òî ìîæíî ëå÷èòü, à ÷òî íå ëå÷èòñÿ îòäàëè ïñèõèàòðàì. È âñå áû íè÷åãî, ïóñòü áû àóòèçì îñòàâàëñÿ â ïîëå ïñèõèàòðèè, åñëè áû è âðà÷è, è ðîäèòåëè ïàöèåíòîâ íå çàáûâàëè î òîì, ÷òî íàóêà è ïðàêòèêà íå ñòîÿò íà ìåñòå, è òî, ÷òî åùå â÷åðà ñ÷èòàëîñü íåèçëå÷èìûì, ñåãîäíÿ ëå÷èòñÿ.
Íóæíî ñðàçó îãîâîðèòüñÿ, ÷òî â Ðîññèè äèàãíîç «àóòèçì» êàê òàêîâîé îòñóòñòâóåò. Ó íàñ åñòü «ðàííèé äåòñêèé àóòèçì» (ÐÄÀ) è «ñèíäðîì Àñïåðãåðà». ÐÄÀ ñòàâÿò äåòÿì, íî ïî äîñòèæåíèþ èìè ñîâåðøåííîëåòèÿ ýòîò äèàãíîç ñíèìàþò, çàìåíÿÿ íà äðóãîé, êîòîðûé êàæåòñÿ íàèáîëåå ïîäõîäÿùèì ëå÷àùåìó ïñèõèàòðó. Ñàìîå óäèâèòåëüíîå, ÷òî è «ñèíäðîì Àñïåðãåðà» èìåòü âçðîñëîìó ÷åëîâåêó â íàøåé ñòðàíå òîæå íå ïîëàãàåòñÿ, õîòÿ âî âñåì ìèðå ýòîò äèàãíîç ïðèçíàí è øèðîêî èñïîëüçóåòñÿ.
Ïåðâûå ïðèçíàêè
Êàê ïðàâèëî, ðîäèòåëè íà÷èíàþò âîëíîâàòüñÿ ïî ïîâîäó ðàçâèòèÿ ñâîåãî ðåáåíêà, êîãäà åãî âîçðàñò ïðèáëèæàåòñÿ ê äâóì ãîäàì. Äî ýòîãî ëþáûå îòñòàâàíèÿ è îòêëîíåíèÿ ìîæíî îáúÿñíèòü èíäèâèäóàëüíûìè îñîáåííîñòÿìè ìàëûøà, è ìîæíî íàäåÿòüñÿ, ÷òî îíè ïîñòåïåííî ñãëàäÿòñÿ. Ê äâóõëåòíåìó æå âîçðàñòó îáû÷íûé ðåáåíîê, êàê ïðàâèëî, îâëàäåâàåò ïðîñòåéøèìè íàâûêàìè, íî äàæå êîãäà ýòîãî íå ïðîèñõîäèò, îí âñå-òàêè ïîíèìàåò, ÷åãî îò íåãî õîòÿò âçðîñëûå. Òî æå ñàìîå è ñ ÿçûêîì: åñëè è íå ãîâîðèò åùå ñàì, òî ïîíèìàåò îáðàùåííóþ ê íåìó ðå÷ü âïîëíå ïðèëè÷íî, î ÷åì ìîæíî ñóäèòü ïî åãî ðåàêöèÿì.
Ïîïûòàåìñÿ ïåðå÷èñëèòü ñòðàííîñòè â ðàçâèòèè è ïîâåäåíèè ðåáåíêà, âûçûâàþùèå ó ðîäèòåëåé îïàñåíèÿ:
ðåáåíîê íå ñìîòðèò â ãëàçà;
ãîâîðèò î ñåáå â òðåòüåì (îí) èëè âî âòîðîì (òû) ëèöå;
âñå âðåìÿ ïîâòîðÿåò ñëîâà, ôðàçû;
ðåáåíîê íà÷èíàë ãîâîðèòü ïåðâûå ñëîâà, íî ðå÷ü ïðîïàëà;
íå ïðîèçíîñèò ñëîâà, ìû÷èò;
íå èíòåðåñóåòñÿ èãðóøêàìè, ðîâåñíèêàìè, íå èãðàåò ñ äðóãèìè äåòüìè;
ðåáåíîê îòñòðàíåí, èãíîðèðóåò ìàìó, íå ðåàãèðóåò íà ïðîñüáû, íå îòêëèêàåòñÿ íà ñâîå èìÿ;
òðÿñåò ãîëîâîé, ðóêàìè, ðàñêà÷èâàåòñÿ;
õîäèò íà íîñî÷êàõ;
ãðûçåò ïàëüöû, ðóêè;
áüåò ñåáÿ ïî ëèöó;
ó ðåáåíêà èñòåðèêè, ïðèñòóïû àãðåññèè;
áîèòñÿ íåçíàêîìûõ/ ÷óæèõ;
ïóãàåòñÿ çâóêîâ, âçäðàãèâàåò;
áîèòñÿ ñâåòà, âñå âðåìÿ âûêëþ÷àåò åãî.
Åñëè êàêèå-òî èç ýòèõ ÷åðò ïðèñóùè âàøåìó ðåáåíêó, ýòî ñîâñåì íå îáÿçàòåëüíî àóòèçì. Îäíàêî îçàáîòèòüñÿ ñòîèò.
Åñòü òàêîé êîðîòêèé äèàãíîñòè÷åñêèé òåñò, ñîñòîÿùèé èç òðåõ âîïðîñîâ:
Ñìîòðèò ëè âàø ðåáåíîê â òó æå ñòîðîíó, ÷òî è âû, êîãäà âû ïûòàåòåñü ïðèâëå÷ü åãî âíèìàíèå ê ÷åìó-òî èíòåðåñíîìó?
Óêàçûâàåò ëè ðåáåíîê íà ÷òî-òî, ÷òîáû ïðèâëå÷ü âàøå âíèìàíèå, íî íå ñ öåëüþ ïîëó÷èòü æåëàåìîå, à äëÿ òîãî, ÷òîáû ðàçäåëèòü ñ âàìè èíòåðåñ ê ïðåäìåòó?
Èãðàåò ëè îí ñ èãðóøêàìè, èìèòèðóÿ äåéñòâèÿ âçðîñëûõ? (Íàëèâàåò ÷àé â èãðóøå÷íóþ ÷àøå÷êó, óêëàäûâàåò êóêëó ñïàòü, íå ïðîñòî êàòàåò ìàøèíêó òóäà-ñþäà, à âåçåò â ãðóçîâèêå êóáèêè íà ñòðîéêó).
Åñëè íà âñå òðè âîïðîñà îòâåò îòðèöàòåëüíûé, ó ðîäèòåëåé 23-ëåòíåãî ðåáåíêà åñòü îñíîâàíèÿ ïîêàçàòü åãî ñïåöèàëèñòó. Åñëè æå íàîáîðîò, ïîëîæèòåëüíûé, òî, ñêîðåå âñåãî, çàäåðæêà â ðàçâèòèè ðå÷è è îñâîåíèè íàâûêîâ èìååò äðóãóþ ïðè÷èíó, íå àóòèçì.
Ïîâåäåíèå ìàëåíüêîãî àóòèñòà
Àóòèçì ýòî ïðåæäå âñåãî íàðóøåíèå êîììóíèêàòèâíîé ôóíêöèè, êîíòàêòà ðåáåíêà ñ îêðóæàþùèìè åãî ëþäüìè. Ðåáåíîê æèâåò â ìèðå çðèòåëüíûõ îáðàçîâ, çâóêîâ, òàêòèëüíûõ îùóùåíèé, íî ïðè ýòîì âïå÷àòëåíèÿ äëÿ íåãî ñàìîöåííû, îí íå ñòðåìèòñÿ ïîäåëèòüñÿ èìè ñ ìàìîé èëè ïàïîé, êîòîðûå âûïîëíÿþò äëÿ íåãî èñêëþ÷èòåëüíî èíñòðóìåíòàëüíóþ ôóíêöèþ, ÿâëÿÿñü èñòî÷íèêàìè ïèùè, òåïëà, êîìôîðòà. Äëÿ òàêèõ äåòåé õàðàêòåðíû ïîâòîðÿþùèåñÿ, íàâÿç÷èâûå äåéñòâèÿ: êòî-òî ÷àñàìè êðóòèò âñå ïîïàäàþùèåñÿ ïîä ðóêó âåðòÿùèåñÿ ïðåäìåòû, îò ìàëåíüêîãî ìÿ÷èêà äî êðûøêè áîëüøîé êàñòðþëè, íàáëþäàåò çà ëüþùåéñÿ èç êðàíà âîäîé, êòî-òî âûñòðàèâàåò â ðÿä ìàøèíêè èëè êóáèêè, êòî-òî èãðàåò ñ íèòî÷êîé, íàêðó÷èâàÿ åå íà ïàëåö èëè òðÿñÿ åþ ïåðåä ãëàçàìè. Îíè ìîãóò äîëãî êðóæèòüñÿ íà îäíîì ìåñòå èëè êðóãàìè õîäèòü ïî êîìíàòå íà öûïî÷êàõ.
×àñòî ìàëåíüêèå àóòèñòû ÷ðåçâû÷àéíî ìóçûêàëüíû: îíè ïîëó÷àþò ÿâíîå íàñëàæäåíèå îò ëþáèìûõ ìóçûêàëüíûõ ïðîèçâåäåíèé, ìåëîäèé è äàæå îòäåëüíûõ çâóêîâ. Òðåõëåòíèé ðåáåíîê ìîæåò ñîâåðøåííî ðàâíîäóøíî ïðîéòè ìèìî ðîâåñíèêà ñ äèñòàíöèîííî óïðàâëÿåìîé ìàøèíêîé, íî ïðèéòè â íåîïèñóåìûé âîñòîðã ïðè çâóêå áîÿ ÷àñîâ íà ñîáîðå.
Ìàëåíüêèé àóòèñò âûãëÿäèò óâåðåííûì è íåçàâèñèìûì. Ãóëÿÿ, îí èäåò îäèí, ñîïðîòèâëÿåòñÿ ïîïûòêå âçÿòü åãî çà ðóêó, è òîëüêî èñïóãàâøèñü ÷åãî-òî, íàïðèìåð, áîëüøîé ñîáàêè, ïðÿ÷åòñÿ çà âçðîñëîãî. Íî è ñòðàõè åãî íå âñåãäà îáúÿñíèìû ñ òî÷êè çðåíèÿ îáû÷íîé ëîãèêè: îí áîèòñÿ ïûëåñîñà, åãî ïóãàþò øóìíûå, ëþäíûå ìåñòà, íî, êàê ïðàâèëî, îí íå îñîçíàåò îïàñíîñòè, ñâÿçàííîé ñ âûñîòîé èëè ñ äâèæåíèåì òðàíñïîðòà, ìîæåò âûñêî÷èòü íà ïðîåçæóþ ÷àñòü è äàæå óëå÷üñÿ ïîïåðåê.
Êàê ïðàâèëî, îí ïðåñåêàåò ïîïûòêè ìàòåðè óñïîêîèòü åãî, ïðèëàñêàòü, îáíÿòü, îòïèõèâàÿ åå îò ñåáÿ. ×òî è ãîâîðèòü î ôèçè÷åñêèõ êîíòàêòàõ ñ ïîñòîðîííèìè ëþäüìè, âðà÷îì èëè ïàðèêìàõåðîì, íàïðèìåð. Ìåäèöèíñêèé îñìîòð èëè ñòðèæêà ñòàíîâÿòñÿ ñòðåññîì äëÿ âñåõ ó÷àñòíèêîâ ïðîöåññà èç-çà áóðíîãî ñîïðîòèâëåíèÿ. Íàêîðìèòü òîæå ïðîáëåìà. Ðåáåíîê íàñòîëüêî èçáèðàòåëåí â åäå, ÷òî ïîðîé åãî ðàöèîí ñîñòîèò âñåãî èç òðåõ-÷åòûðåõ áëþä (íàïðèìåð, òâîðîã, êàøà, áàíàí), âñå îñòàëüíîå áåçîãîâîðî÷íî îòâåðãàåòñÿ.
Ìàëåíüêîãî àóòèñòà î÷åíü ñëîæíî óãîâîðèòü ïðåðâàòü çàíÿòèå, åñëè îí ÷åì-òî óâëå÷åí, óáåäèòü ïîïðîáîâàòü ÷òî-òî íîâîå, à ðîäèòåëüñêèå âîëåâûå äåéñòâèÿ (ñíÿòü ñ êà÷åëåé, óâåñòè äîìîé ñ ïðîãóëêè, íàêîðìèòü, óñàäèòü íà ãîðøîê) âûçûâàþò áóðíóþ èñòåðèêó, à ïîðîé è àãðåññèþ.
Íåéðîòèïè÷íûå (òî åñòü íå èìåþùèå îòêëîíåíèé â ðàçâèòèè) äåòè ñ óäîâîëüñòâèåì èìèòèðóþò äåéñòâèÿ âçðîñëûõ. Äåâî÷êà áåðåò ðàñ÷åñêó è ïðîâîäèò åþ ïî ãîëîâå; ãëÿäÿ íà ìàìó, ïîñëå åäû âûòèðàåò ðîò ñàëôåòêîé, ñíèìàåò òðóáêó òåëåôîíà è ÷òî-òî ãîâîðèò. Òðåõëåòíèé ìàëü÷èê êðóòèòñÿ âîçëå äåëàþùåãî óðîêè áðàòà-ïåðâîêëàññíèêà, è åñëè äàòü åìó êàðàíäàø è áóìàãó, ñ óäîâîëüñòâèåì íà÷íåò ÷èðêàòü. Âñëåä çà ìàìîé ãîäîâàëûé ðåáåíîê ãëàäèò óïàâøåãî ñ äèâàíà ïëþøåâîãî ìèøêó, æàëåÿ åãî ñíà÷àëà ëèøü ôîðìàëüíî, íî ïîñòåïåííî ïðîíèêàÿñü ýìîöèîíàëüíûì ñîäåðæàíèåì äåéñòâèÿ. Èìèòàöèÿ ýòî ýâîëþöèîííûé ìåõàíèçì, ëåæàùèé â îñíîâå îáó÷åíèÿ ñîöèàëüíî-íåîáõîäèìûì íàâûêàì è ñîöèàëüíîé ïîääåðæêå. Èìèòèðóÿ, ðåáåíîê ïîäàåò íàì ñèãíàë ãîòîâíîñòè ê óñâîåíèþ íàâûêîâ, ôîðìàëüíûõ äåéñòâèé, êîòîðûå ïîñòåïåííî íàïîëíÿþòñÿ ñîöèàëüíî-çíà÷èìûì ñîäåðæàíèåì.
Àóòè÷íûå äåòè è èõ ðîäèòåëè îêàçûâàþòñÿ â çàìêíóòîì êðóãå: ðåáåíîê íå èìèòèðóåò ïîðîé äàæå ñàìûõ ïðîñòûõ, îáû÷íûõ äåéñòâèé, ìàìà íå ïîëó÷àåò ñèãíàëà ãîòîâíîñòè, íàâûê íå ðàçâèâàåòñÿ. Êîãäà ðîäèòåëè ñïîõâàòûâàþòñÿ è íà÷èíàþò ñðî÷íî ó÷èòü ðåáåíêà òîìó, ÷òî åãî ðîâåñíèêè óæå äàâíî îñâîèëè (åñòü ëîæêîé, ïîëüçîâàòüñÿ ãîðøêîì, íàäåâàòü íîñêè), èõ âîëåâûå äåéñòâèÿ, êàê ïðàâèëî, âûçûâàþò ó ðåáåíêà àêòèâíîå íåïðèÿòèå: âî-ïåðâûõ, ó íåãî îòñóòñòâóåò ìîòèâ (ñòàíäàðòíàÿ ñèñòåìà ïîîùðåíèé/íàêàçàíèé ñ òàêèì ðåáåíêîì íå ðàáîòàåò); âî-âòîðûõ, îí õî÷åò êàê ìîæíî ñêîðåå âåðíóòüñÿ ê çàíÿòèþ, ïðèíîñÿùåìó åìó ãëóáîêîå óäîâëåòâîðåíèå íàïðèìåð, îòêðûâàòü è çàêðûâàòü ÿùèêè ïèñüìåííîãî ñòîëà èëè øêàôà, õëîïàòü äâåðüìè, â ñîòûé ðàç ðàññìàòðèâàòü êàðòèíêè â ëþáèìîé êíèæêå.
Ðå÷ü è îáùåíèå
Ðå÷ü ó àóòèñòîâ ïîÿâëÿåòñÿ, êàê ïðàâèëî, ïîçæå îáû÷íûõ ñðîêîâ, íî äåëî äàæå íå ñòîëüêî â ñðîêàõ, ñêîëüêî â åå ñïåöèôèêå. Ïåðâûì ñëîâîì àóòè÷íîãî ðåáåíêà, êàê ïðàâèëî, áûâàåò íå «ìàìà», «ïàïà», èëè «äàé» (òðàäèöèîííàÿ òðèàäà íåéðîòèïè÷íîãî ðåáåíêà), à, íàïðèìåð, «ãàçîíîêîñèëêà», òî åñòü íàçâàíèå îáúåêòà, êîòîðûé ïî êàêèì-òî ïðè÷èíàì ïðîèçâåë îñîáåííîå âïå÷àòëåíèå, è ÷àùå âñåãî ýòî ïðåäìåò íåæèâîé (â ñêîáêàõ çàìåòèì, ÷òî ðàçëè÷àòü æèâîå è íåæèâîå àóòèñòû ó÷àòñÿ ïîçæå íåéðîòèïèêîâ). Êîãäà ìàëåíüêèé àóòèñò ïåðåõîäèò îò îòäåëüíûõ ñëîâ ê ïðåäëîæåíèÿì, îíè òîæå íîñÿò ñêîðåå íàçûâíîé õàðàêòåð. Ðåáåíêó íðàâèòñÿ ïîâòîðÿòü íàçâàíèÿ, êóñêè òåêñòà èç ñòèõîâ èëè ðåêëàìû, ÷àñòî îí íå ïîíèìàåò ñìûñëà ïðîèçíîñèìûõ ïðåäëîæåíèé. Çíàÿ íóæíûå ñëîâà, îí íå ìîæåò îáðàòèòüñÿ ñ ïðîñüáîé è íå âñåãäà ïîíèìàåò ïðîñüáû, îáðàùåííûå ê íåìó. Âñòðå÷àÿ íîâîãî ÷åëîâåêà, îí äîëãî ðàññìàòðèâàåò åãî âíåøíîñòü è â ýòî âðåìÿ ñîâåðøåííî íå âîñïðèíèìàåò îáðàùåííûå ê íåìó ñëîâà. Ìàëåíüêèé àóòèñò íå óìååò îáùàòüñÿ â äèàëîãå. Íå çàäàåò âîïðîñîâ ñàì, íå ìîæåò îòâåòèòü íà âîïðîñ, ïîâòîðÿÿ åãî çà ñîáåñåäíèêîì. «Êàê òåáÿ çîâóò?» «Êàê òåáÿ çîâóò?» «Òû íå ïîâòîðÿé, òû îòâå÷àé!» «Òû íå ïîâòîðÿé, òû îòâå÷àé!» è òàê äàëåå. Òàêîå ÿâëåíèå íàçûâàåòñÿ ýõîëàëèåé. Ðåáåíîê íå óïîòðåáëÿåò ìåñòîèìåíèå «ÿ», ãîâîðÿ î ñåáå «íå õî÷åøü åõàòü íà òðàìâàå» èëè «îí áóäåò ñìîòðåòü ìóëüòèê». Ðå÷ü, êàê ïðàâèëî, ðàçâèâàåòñÿ, è ýõîëàëèÿ ìîæåò ïðîéòè ê 45, èíîãäà ê 78 ãîäàì, íî ìîæåò çàäåðæàòüñÿ âñåðüåç è íàäîëãî. Êàê ýòî íè ïå÷àëüíî, íî ÷àñòü àóòèñòîâ òàê è íå îñâàèâàåò óñòíóþ ðå÷ü, õîòÿ ñî âðåìåíåì ó÷èòñÿ ïîëüçîâàòüñÿ àëüòåðíàòèâíûìè ìåòîäàìè êîììóíèêàöèè.
Ýõîëàëèÿ íåêîíòðîëèðóåìîå àâòîìàòè÷åñêîå ïîâòîðåíèå ñëîâ, óñëûøàííûõ â ÷óæîé ðå÷è. Ðå÷ü ïî-íàñòîÿùåìó íå àíàëèçèðóåòñÿ ñ òî÷êè çðåíèÿ å¸ çíà÷åíèÿ, îíà òîëüêî õðàíèòñÿ â ïàìÿòè è âïîñëåäñòâèè ðåïðîäóöèðóåòñÿ. Ýõîëàëèÿ õàðàêòåðíà äëÿ äåòåé è âçðîñëûõ, ñòðàäàþùèõ ðàçëè÷íûìè ïñèõè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè, íî âñòðå÷àåòñÿ è ó íîðìàëüíî ðàçâèâàþùèõñÿ äåòåé êàê îäèí èç ðàííèõ ýòàïîâ ñòàíîâëåíèÿ ðå÷è. Îòëè÷èå ìåæäó íåéðîòèïè÷íûìè äåòüìè è äåòüìè ñ àóòèçìîì ñîñòîèò â òîì, ÷òî â ïîñëåäíåé ãðóïïå ýõîëàëèÿ ñîõðàíÿåòñÿ â òå÷åíèå ìåñÿöåâ è äàæå ëåò.
Êîãäà äèàãíîç ïîñòàâëåí
×òî ìîãóò ñäåëàòü ðîäèòåëè äëÿ ñâîåãî ðåáåíêà, ïîëó÷èâøåãî äèàãíîç «ðàííèé äåòñêèé àóòèçì»? ×òî ïðîèñõîäèò ñ àóòè÷íûì ðåáåíêîì ïî ìåðå âçðîñëåíèÿ? Êàê îáùåñòâó îòíîñèòüñÿ ê àóòèñòàì è àóòèçìó?
Ïðè äîëæíîì ðîäèòåëüñêîì âíèìàíèè àóòè÷íûå äåòè íå ñòîÿò íà ìåñòå; îíè ðàçâèâàþòñÿ èëè, êàê ãîâîðÿò âðà÷è, «äàþò ïîëîæèòåëüíóþ äèíàìèêó». Ñóùåñòâóåò öåëûé ðÿä ìåòîäîâ âîñïèòàíèÿ è îáó÷åíèÿ, ðàçðàáîòàííûõ öåëåíàïðàâëåííî äëÿ àóòè÷íûõ äåòåé, è çäåñü ÷ðåçâû÷àéíî ìíîãî çàâèñèò îò êâàëèôèêàöèè ñïåöèàëèñòîâ, êîòîðûå áóäóò ñ ðåáåíêîì ðàáîòàòü, è ãîòîâíîñòè ðîäèòåëåé ê ñàìîîòâåðæåííîìó òðóäó ïî ðåàáèëèòàöèè ðåáåíêà.
Îáñëåäîâàíèÿ è ïðåïàðàòû
Ðîäèòåëÿì ìàëåíüêîãî àóòèñòà íå èçáåæàòü âèçèòà ê ïñèõèàòðó. Ïðåäïèñàíèÿ ñïåöèàëèñòà, êàê ïðàâèëî, âêëþ÷àþò ñòàíäàðòíûé íàáîð: ïðèåì ìåäèêàìåíòîâ (ñðåäè êîòîðûõ îáû÷íî ïðèñóòñòâóåò íîîòðîïíûé ïðåïàðàò äëÿ ñòèìóëÿöèè ìîçãîâîé äåÿòåëüíîñòè è íåéðîëåïòèê â êà÷åñòâå êîððåêòîðà ïîâåäåíèÿ) è çàíÿòèÿ ñ ëîãîïåäîì, äåôåêòîëîãîì è ïñèõîëîãîì. Ê ñîæàëåíèþ, íå âñåãäà ðîäèòåëè ïîíèìàþò, ÷òî ïðîïèñàííûå ëåêàðñòâà íå ÿâëÿþòñÿ â ïîëíîì ñìûñëå ñëîâà ëå÷åíèåì. Òàáëåòîê îò àóòèçìà íå ñóùåñòâóåò. Íåéðîëåïòèêè, àíòèäåïðåññàíòû, è ïðî÷èå ïñèõîòðîïíûå ïðåïàðàòû êóïèðóþò òàêèå ñèìïòîìû, êàê èçëèøíÿÿ âîçáóäèìîñòü, ãèïåðàêòèâíîñòü, àãðåññèâíîñòü, íî íå èçëå÷èâàþò îò íèõ. Ïðè ýòîì âñå ïðåïàðàòû äàííîãî ïëàíà îáëàäàþò íåãàòèâíûìè ïîáî÷íûìè ýôôåêòàìè. Ïñèõèàòð ìîæåò íàçíà÷èòü èññëåäîâàíèÿ ãîëîâíîãî ìîçãà, ñîñóäîâ øåè è ãîëîâû (ýëåêòðîýíöåôàëîãðàììó, äîïïëåðîãðàôèþ, êîìïüþòåðíóþ òîìîãðàôèþ).
Ñåíñîðíûå ïåðåãðóçêè è ñåíñîðíàÿ èíòåãðàöèÿ
Íè ïñèõèàòðû, íè íåâðîëîãè, êàê ïðàâèëî, íå îáñóæäàþò ñ ðîäèòåëÿìè âî âñåõ ïîäðîáíîñòÿõ , õîòÿ îíî ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç ãëàâíûõ ñîñòàâëÿþùèõ àóòèñòè÷åñêîãî ðàññòðîéñòâà. Ñèãíàë, âîñïðèíèìàåìûé ðåáåíêîì ñ íîðìàëüíûì ñëóõîì, çðåíèåì, òàêòèëüíîé ôóíêöèåé, íåâåðíî ïðåîáðàçóåòñÿ ïî õîäó ïåðåäà÷è åãî â ìîçã è ïîñòóïàåò â èñêàæåííîì âèäå: ïðèêîñíîâåíèå îïðåäåëåííîãî òèïà òêàíè ê òåëó ìîæåò âûçûâàòü áîëåâîå îùóùåíèå, è íàîáîðîò, óäàð èëè áîëåçíåííûé äëÿ îáû÷íîãî ÷åëîâåêà óêóñ íàñåêîìîãî íå ïðè÷èíÿòü áîëè.  ñóïåðìàðêåòå, â ïàðêå àòòðàêöèîíîâ èëè íà ïðàçäíèêå, êîãäà ìíîãî øóìà, äâèæåíèÿ, ÿðêîãî îñâåùåíèÿ è êðàñî÷íûõ îáúåêòîâ, ó àóòèñòà ìîæåò âîçíèêíóòü ñîñòîÿíèå ñåíñîðíîé ïåðåãðóçêè, êîòîðîå íåðåäêî âûëèâàåòñÿ â èñòåðèêó. Îäíàêî äëÿ òàêèõ äåòåé õàðàêòåðíî è ÷óâñòâî ñåíñîðíîãî ãîëîäà: ïîòðåáíîñòü â îïðåäåëåííûõ îùóùåíèÿõ çàñòàâëÿåò èõ âîñïðîèçâîäèòü îäíè è òå æå äâèæåíèÿ èëè çâóêè. Ðîäèòåëÿì è îêðóæàþùèì ëþäÿì î÷åíü âàæíî ïîíèìàòü ýòó îñîáåííîñòü ìàëåíüêèõ àóòèñòîâ, à òàêæå èìåòü â âèäó, ÷òî ñóùåñòâóåò òàêîé âèä êîððåêöèîííîé òåðàïèè, êàê ñåíñîðíàÿ èíòåãðàöèÿ.
Ýôôåêòèâíàÿ ðåàáèëèòàöèÿ
Ðåàáèëèòàöèÿ àóòè÷íûõ äåòåé ýòî ïîëå ïîñòîÿííûõ äèñêóññèé, â êîòîðûõ ïðèíèìàþò ó÷àñòèå ðîäèòåëè è ñïåöèàëèñòû ñ î÷åíü ðàçíûìè òî÷êàìè çðåíèÿ, ïîðîé íåïðèìèðèìûå îïïîíåíòû. Âîò, íàïðèìåð, òåðàïèÿ ïîä íàçâàíèåì Ïðèêëàäíîé Àíàëèç Ïîâåäåíèÿ (äðóãèå íàçâàíèÿ: Ïðèêëàäíîé Ïîâåäåí÷åñêèé Àíàëèç, áèõåâèîðàëüíàÿ òåðàïèÿ), â îðèãèíàëå Applied Behaviour Analysis èëè ñîêðàùåííî ÀÂÀ.  àíãëîÿçû÷íîì ìèðå ÀÂÀ ñ÷èòàåòñÿ çîëîòûì ñòàíäàðòîì êîððåêöèè àóòèñòîâ, ó íàñ æå ïðèõîäèòñÿ ïðåîäîëåâàòü ñîâåðøåííî îøèáî÷íóþ òî÷êó çðåíèÿ íà ýòó òåðàïèþ êàê íà âèä äðåññóðû. Òàêîå ìíåíèå ìîæåò ñëîæèòüñÿ ëèøü ïðè î÷åíü ïîâåðõíîñòíîì îçíàêîìëåíèè ñ ýòîé ìåòîäèêîé. Î÷åíü íåïðîñòî, âî ìíîãîì ñòàðàíèÿìè ðîäèòåëåé-àêòèâèñòîâ, ïðîáèâàåò ñåáå äîðîãó ÀÂÀ â Ðîññèè. Îäíàêî åñëè 10 ëåò íàçàä ðîäèòåëè, ÷èòàâøèå àíãëîÿçû÷íûå èíòåðíåò-ðåñóðñû, ïîñâÿùåííûå àóòèçìó (à ðóññêèõ òîãäà ïðàêòè÷åñêè íå áûëî), ìîãëè òîëüêî ìå÷òàòü î ïîäîáíîì ñåðâèñå äëÿ ñâîåãî ðåáåíêà, òî ñåé÷àñ, ïî êðàéíåé ìåðå, â Ìîñêâå, ýòî ñòàëî ðåàëüíîñòüþ.
ABA-òåðàïèÿ (Applied Behavioral Analysis) ïðèêëàäíîé àíàëèç ïîâåäåíèÿ èëè ìåòîä Ëîâààñà) ñèñòåìà ëå÷åíèÿ ðàññòðîéñòâà àóòèñòè÷åñêîãî ñïåêòðà, âïåðâûå ïðèìåíåííàÿ äîêòîðîì Èâàðîì Ëîâààñîì íà ôàêóëüòåòå ïñèõîëîãèè Êàëèôîðíèéñêîãî óíèâåðñèòåòà â 1987 ãîäó. Èäåÿ ìåòîäà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ñîöèàëüíûå ïîâåäåí÷åñêèå íàâûêè ìîãóò áûòü ïðèâèòû äàæå äåòÿì ñ òÿæ¸ëîé ôîðìîé àóòèçìà ñ ïîìîùüþ ñèñòåìû ïîîùðåíèé è ïîñëåäñòâèé. ABA-òåðàïèÿ ñàìàÿ õîðîøî èçó÷åííàÿ ñèñòåìà ëå÷åíèÿ ðàññòðîéñòâ àóòèñòè÷åñêîãî ñïåêòðà.
Âûáîð ñïåöèàëèñòà
Ïîìèìî óïîìÿíóòûõ óæå ABA è ñåíñîðíîé èíòåãðàöèè ñóùåñòâóþò è äðóãèå âèäû êîððåêöèîííûõ òåðàïèé: ýðãîòåðàïèÿ, àðò-òåðàïèÿ, èãðîâàÿ òåðàïèÿ, ðàçëè÷íûå âèäû ïñèõîòåðàïèè. Âñå îíè ìîãóò ïîìî÷ü àóòè÷íîìó ðåáåíêó ïðåîäîëåòü åãî îãðàíè÷åíèÿ. Î÷åíü âàæíî âûáðàòü òî, ÷òî ïîäîéäåò èìåííî âàøåìó ðåáåíêó, è ñàìîå ãëàâíîå, ýòî âûáîð ñïåöèàëèñòà, êîòîðûé ñìîæåò íàëàäèòü êîíòàêò ñ ìàëåíüêèì àóòèñòîì, âçÿòü åãî çà ðóêó è ïîâåñòè âïåðåä. Âîò íåñêîëüêî ñîâåòîâ, êàê ýòî ñäåëàòü:
Îáðàòèòå âíèìàíèå, êàê ñïåöèàëèñò ñëóøàåò âàñ, äàåò ëè âàì îòâåòèòü íà âîïðîñû, êîòîðûå ñàì çàäàåò èëè ïåðåáèâàåò, íå äîñëóøàâ, îòâå÷àåò ëè íà âàøè âîïðîñû òî÷íî è îïðåäåëåííî.
Ôîðìóëèðóåò ëè ñïåöèàëèñò êîíêðåòíûå öåëè? Åñëè íåò, òî ïðîñèò ëè âàñ èõ ñôîðìóëèðîâàòü äëÿ òîãî, ÷òîáû ðàáîòàòü íàä íèìè? Åñëè îí íàçûâàåò â êà÷åñòâå öåëè «èçëå÷åíèå îò àóòèçìà», ëèáî çàÿâëÿåò ÷òî-òî âðîäå «íó, ïîèãðàåì, ïîðèñóåì ñ íèì, à òàì âèäíî áóäåò», òî, ñêîðåå âñåãî, âàì íóæåí äðóãîé ñïåöèàëèñò.
Åñëè ó íåãî íåò ãîòîâîãî ïëàíà äåéñòâèé, ñîáèðàåòñÿ ëè îí ïðåäúÿâèòü åãî, ñêàæåì, ÷åðåç 23 îçíàêîìèòåëüíûõ çàíÿòèÿ?
Íðàâèòñÿ ëè ýòîò ÷åëîâåê âàøåìó ðåáåíêó? Ïðîôåññèîíàë, ðàáîòàþùèé ñ àóòè÷íûìè äåòüìè, êàê ïðàâèëî, âëàäååò àðñåíàëîì ñðåäñòâ, ïîçâîëÿþùèõ åìó çàâëàäåòü âíèìàíèåì ðåáåíêà, íàëàäèòü ñ íèì êîíòàêò.
Íåñêîëüêî âàæíûõ ñîâåòîâ
È åùå íåñêîëüêî âàæíûõ âåùåé, áåç êîòîðûõ ñòàòüÿ î äåòñêîì àóòèçìå äëÿ ðîäèòåëåé áóäåò íåïîëíîé.
Íå âåðüòå íè ñëèøêîì îïòèìèñòè÷íûì, íè ñëèøêîì ïåññèìèñòè÷íûì ïðîãíîçàì.
Îòíîñèòåñü ê àóòè÷íîìó ðåáåíêó íå êàê ê áåçíàäåæíîìó èíâàëèäó, íå êàê ê ñêðûòîìó ãåíèþ, êîòîðûé «âñåì åùå ïîêàæåò», è íå êàê ê èíîïëàíåòÿíèíó. Àóòèçì ýòî âñå-òàêè çàáîëåâàíèå, è îíî íå ïîâîä íè äëÿ áåçäåéñòâèÿ, íè äëÿ ñòûäà, íè äëÿ ãîðäîñòè.
Íå ñëóøàéòå ñîâåòà «ïðîñòî ëþáèòü, ïðèíèìàòü òàêèì êàê åñòü, íå ìó÷àòü ðåáåíêà çàíÿòèÿìè è äèåòàìè». Çäåñü íåò äèëåììû: ëþáèòå è ïðèíèìàéòå ðåáåíêà, áîðèòåñü ñ åãî çàáîëåâàíèåì.
Ïîñòàðàéòåñü íà÷àòü ðåàáèëèòàöèþ ðåáåíêà êàê ìîæíî ðàíüøå, îò ýòîãî áóäåò çàâèñåòü ðåçóëüòàò. Âûñîêà âåðîÿòíîñòü òîãî, ÷òî ìàëåíüêèé àóòèñò íå ñòàíåò ïîëíîñòüþ íåéðîòèïè÷íûì âçðîñëûì (õîòÿ è ýòî íå èñêëþ÷åíî), íî áóäóùåå êà÷åñòâî åãî æèçíè, åãî ñïîñîáíîñòü ïîëó÷àòü óäîâîëüñòâèå îò îñìûñëåííîé è ïîëåçíîé äåÿòåëüíîñòè, áûòü ñàìîñòîÿòåëüíûì, ðàçäåëÿòü ðàäîñòü ñ äðóãèìè ëþäüìè âî ìíîãîì çàâèñèò îò âàøèõ ñåãîäíÿøíèõ óñèëèé.
Íå èùèòå «òàáëåòêó îò àóòèçìà», íå ðàññ÷èòûâàéòå íà êîðîòêèé è ëåãêèé ïóòü.
Âåäèòå äíåâíèê. Çàïèñûâàéòå âñå, ÷òî âû äåëàåòå ñ ðåáåíêîì, ôèêñèðóéòå âñå èçìåíåíèÿ.
Ñòàðàéòåñü âñåãäà èìåòü ïëàí êîíêðåòíûõ äåéñòâèé íà áëèæàéøóþ ïåðñïåêòèâó.
Ïîñòàðàéòåñü íå äóìàòü, ÷òî âàì òÿæåëåå âñåõ. Èìåííî çäåñü òàèòñÿ îïàñíîñòü âïàñòü â óíûíèå, à òî è â ãîðäûíþ, ïîòåðÿòü äðóçåé.
Îáùàéòåñü ñ ðîäèòåëÿìè îñîáûõ äåòåé, îáìåíèâàéòåñü èíôîðìàöèåé è îïûòîì. Âñòóïàéòå â ðîäèòåëüñêèå ñîîáùåñòâà, ÷èòàéòå èíòåðíåò-ðåñóðñû ïî àóòèçìó.
Ïðèíèìàéòå ïîìîùü, îñîáåííî åñëè âû òîëüêî â íà÷àëå ïóòè. Ñî âðåìåíåì âû ñìîæåòå ïîìîãàòü äðóãèì.
Âàøå çäîðîâüå è äóøåâíûå ñèëû ãëàâíûé ðåñóðñ âàøåãî ðåáåíêà. Ïîñòàðàéòåñü çàáîòèòüñÿ î ñåáå.
È, íàêîíåö, èìåéòå â âèäó, ÷òî ó òåõ, êòî äàåò âàì ñîâåòû (âêëþ÷àÿ è àâòîðà ýòîé ñòàòüè), íå âñåãäà ïîëó÷àåòñÿ â òî÷íîñòè ñëåäîâàòü èì, íî îòíåñòèñü ê ýòîìó ñòîèò ñ þìîðîì è äîëæíûì ñìèðåíèåì.
Èñòî÷íèê
Источник