Юля 17 лет постоянно изводит себя диетами

Юля 17 лет постоянно изводит себя диетами thumbnail

Бондарева Светлана Алексеевна,

педагог профессионального образования, 2ППО

«Р23-Психология развития и саморазвития студента »

Задание 1. Прочитайте внимательно материал из папки «Юношеский возраст», характеризующий психологические особенности юношеского возраста. Исходя из описания особенностей юношеского возраста, сформулируйте не менее пяти педагогических запретов, которые нельзя нарушать в процессе обучения студентов. Поясните причины таких запретов.

Ответ.

4

Не строить отношения по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеет место безупречная логика изложения и аргументация фактов, отшлифованы мимика и жесты, но преподаватель не обладает чувством понимания, меняющейся ситуации общения.

В. А. Сухомлинский писал: «Я горжусь своим педагогическим кредо: моими любимыми воспитанниками являются не послушные и безропотные, готовые со всем соглашаться, а своенравные, волевые, беспокойные, иногда проказники и шалуны, но бунтари против зла и неправды, готовые отдать голову на отсечение, но отстаивать принципы, которые стали неотделимы от их личности»

5

Нельзя осуществлять единоличное управление коллективом студентов, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, постоянно предъявлять к студентам к требования и осуществлять жесткий контроль за их исполнением;

Главные новообразования юношеского возраста — саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек — недостаточная самостоятельность.

Задание 2.

Прочитайте внимательно текст и сформулируйте 7 правил речевого общения преподавателя со студентами.

Ответ.

1. . Речь преподавателя должна быть тем инструментом, с помощью которого снимается неуверенность студента в себе, инициируемые его активность, творчество, вселяется вера в возможности самореализации, достижения положительных результатов в деятельности.  Выбор речевых моделей преподавателем здесь осуществляется не с позиции «вы должны», «обязаны», а с позиции “вы имеете право».

2. Речь преподавателя должна помочь сделать познавательную деятельность студента при изучении материала активной, интересной для студента.

3. Речь преподавателя должна быть логичной, доступной для понимания , четкой, убедительной. 

4. Речь преподавателя не должна быть перенасыщена штампами, сухими фразами из учебника, без обращения к их разуму, сердцу. Смутная речь преподавателя, несоответствие его невербального поведения (мимики, пантомимики, позы) содержанию того, о чем он говорит, не способствуют активизации учебного слушания студентов.

5. Речь преподавателя не должна состоять из приказов, запретов. Речь не должна сопровождаться интонациями недовольства, раздражения «учительскими» выражениями со словами «помолчите», «перестаньте», «сидеть тихо», «прекратите», «закройте рты».

6. Преподаватель не должен перебивать ответы оценочными репликами негативного характера “Вы, как всегда, ничего не делаете», « «Вам этого не понять». На первый взгляд эти безвинные преподавательские выражения дисциплинарного характера имеют целью предостеречь студентов от непродуманных действий.  Однако такое восприятие речи учителя ошибочно. Оно приводит не только к разрушению отношений между преподавателем и студентом, но и к снижению познавательной активности студентов, а иногда и интереса к учебе вообще.

7. Преподаватель своей речью должен побуждать студентов к размышлениями над услышанным, попытаться разбудить их эмоциональные переживания, чувства, которые сопровождали бы процесс познания нового. 

Задание 3.

Задача 1

Юля П., 17 лет, постоянно изводит себя диетами, старается похудеть, несмотря на то, что окружающие считают ее фигуру идеальной. Она обвиняет себя в том, что не умеет общаться с окружающими: не находит общих тем для разговоров, недостаточно внимательна к окружающим, эгоистична и т.п., – что не соответствует действительности.

  1. Чем может быть обусловлено такое поведение девушки?

  2. Укажите динамику самооценки в подростковом и юношеском возрасте. Какие особенности личности Юли связаны с возрастом, а какие – с характером?

  3. Укажите особенности эмоционально-мотивационной сферы в юношеском возрасте.

  4. Как можно помочь Юле?

  5. Укажите структуру самосознания.

Ответ.

Поведение девушки может быть обусловлено неадекватностью самооценки и несформированностью эмоционально-ценностного отношения к себе, которое базируется на неразвитых формах самопознания. Из-за широкой изменчивости процессов роста и стремления молодых людей сравнивать себя с ровесниками , у многих из них фиксируется значительное снижение самооценки и чувство собственной значимости. Это особенно важно в связи с тем, что в период взросления физические признаки очень важны для формирования реакции окружающих и отношения представителей другого пола. Пристальное внимание к физическим изменениям наблюдается в период полового созревания, стимулируется общими преобразованиями тела, представляющими источник беспокойства для многих молодых людей, к тому же сексуальное развитие очень тесно связано с формированием чувства собственной значимости и личной идентичности. Указанные особенности связанны с возрастом, а эгоистичность – это черта характера.

Структура самосознания представляет собой неоднородное архитектурное образование. Как устойчивая установка индивида по отношению к себе она включает в себя три взаимосвязанных компонента:
-когнитивный, отражающий самопознание индивида;
-эмоциональный, выражающий его самооценку;
– поведенческий, отражающий саморегуляцию индивида.

Читайте также:  Диета и рецепты при язвенной болезни

Один из способов формирования у Юли правильной самооценки – тренинг. Тренинг поможет, во-первых, вскрыть «слабые» места, покажет, что именно надо проработать в дальнейшей работе над собой. На формирование самооценки существенное влияние могут оказать  реальные достижения Юли- всегда возможно выявить это в какой-либо ее деятельности и указать на данные факты.  в самых разнообразных видах деятельности: чем значительнее успехи личности в том или ином виде деятельности, тем выше ее самооценка.

Задача №2

Для облегчения приобретения студентами профессиональных умений и навыков целесообразно организовать знакомство с учебным материалом ,дать возможность рассмотреть, потрогать инструменты и предметы труда до того как буду представлены инструкции по их применению:

Обоснуйте целесообразность или нецелесообразность применения этого способа организации мыслительной деятельности.

  1. Из какого вида мышления по генетической классификации он вытекает?

  2. Что такое навык? Какие виды навыков Вы знаете?

  3. Перечислите и объясните закономерности овладения деятельностью.

  4. Как мышление влияет на научение?

Ответы.

1. По генетической классификации это наглядно-действенное мышление – сенсомоторный интеллект. Это ручное мышление- реальное преобразование вещной ситуации, манипулятивные, практические действия с предметом.

2. Навык– это действие, которое , благодаря многократному повторению, выполняется неосознанно, доведено до автоматизма.

Различают четыре вида навыков: двигательные, мыслительные, сенсорные навыки и навыки поведения.

Двигательные навыки включены в самые различные виды деятельности. Без выработки двигательных навыков невозможно воздействие на предмет труда, управление технологическими процессами, устная и письменная речь, передвижение в пространстве и т. д.

Не меньшее значение имеют навыки мыслительной деятельности, выступающие как обязательные компоненты умственного труда. К важнейшим из этих навыков относятся навыки чтения чертежей, заучивания, построения доказательств и т. д. Важное место в умственной деятельности принадлежит навыкам распределения и концентрации внимания, наблюдения.

Выработка сенсорных навыков лежит в основе развития чувствительности. И труд, и учение, и игра предполагают определенный уровень развития чувствительности. Классический пример сенсорных навыков — обучение приему на слух телеграмм, передаваемых азбукой Морзе. Принимая на слух короткие и длинные сигналы, радист учится читать фразы без предварительной записи. Примером сенсорно-мыслительного навыка, вырабатываемого в обучении, будет обучение разложению на множители алгебраических выражений. Например, он начинает видеть общие множители, которые можно вынести за скобки.

Навыки поведения имеют большое значение в формировании особенностей личности. Они складываются на основе знаний о нормах поведения и закрепляются упражнениями. Навыки поведения лежат в основе привычных форм поведения. Например, ребенка учат сдерживать ‘себя, тихо разговаривать в транспорте, не надоедать, показывают, как надо здороваться с человеком в различных обстоятельствах жизни, в отдельных случаях упражняют в действиях (вставать при входе в класс учителя). Путем многократного повторения у ребенка могут формироваться. навыки правильного поведения.

3. Общие закономерности овладения деятельностью ( по В.В.Давыдову) Во-первых, существует процесс возникновения, формирования и распада любого конкретного вида деятельности (например, игровой, учебной, трудовой и т.п.). Во-вторых, ее структурные компоненты постоянно меняют свои функции, превращаясь друг в друга (например, потребности конкретизируются в мотивах, действие может стать операцией и наоборот). В-третьих, различные частные виды деятельности взаимосвязаны в едином потоке человеческой жизни (поэтому, например, подлинное понимание учебной деятельности предполагает раскрытие ее взаимосвязей с игрой и трудом, со спортом и общественно-организационными занятиями и т.д.). В-четвертых, каждый вид деятельности первоначально возникает и складывается в своей внешней форме, как система развернутых взаимоотношений между людьми; лишь на этой основе возникают внутренние формы деятельности отдельного человека. При целенаправленном и осознанном освоении любого вида деятельности следует учитывать именно эти основные психологические закономерности.

4. Когнитивное научение – научение с помощью мышления. Его необходимо отличать от условного рефлекса: при выработки условного рефлекса мышление включается после выполнения действия, а при когнитивном научении – первичным является мышление, а затем идет действие. 

В этот тип научения входят:

 – викарное научение: путем наблюдения за поведением людей –  викарное научение. 

– оперантное научение. В этом случае индивидуальный опыт приобретается «методом проб и ошибок». Задача или ситуация, с которыми сталкивается индивид, порождают у него множество разнообразных поведенческих реакций, с помощью которых он пытается эту задачу решить. Каждый из вариантов решения последовательно пробуется на практике и автоматически оценивается достигаемый при этом результат.

Задача №4

Во время экзамена, который принимает заместитель директора, одна студентка чем-то «не понравилась» экзаменатору (например, зашла в комнату, громко стуча каблуками, от нее пахло дорогими духами). Вы (преподаватель) присутствуете на экзамене, студентка училась у вас на «отлично». В зачетной книжке у нее нет четверок. Экзаменатор преднамеренно (вы это чувствуете) задает сложные вопросы, чтобы поставить ей 4, а может и 3 балла.

Читайте также:  Диета при холецистите камнях в желчном пузыре

1. Определите, какому типу конфликтов соответствует данная ситуация.

2. Проанализируйте и оцените действия участников конфликтной ситуации.

3. Как поступить в этой ситуации преподавателю

Ответ:

Конфликт субъективный; возник по случайному поводу.

Студентка ,скорее всего, не поняла причину конфликта, заместитель директора, Который принимал экзамен субъективно отнесся к студентке с неприязнью. Преподаватель в данной ситуации объективно оценивает обстановку.

Преподавателю нужно организовать диалог с заместителем директора , используя один из методов погашения конфликта и, например, закончить прием экзамена у студентки самому.

Источник

Дети 6-7 лет начинают тяготиться обществом младших дошкольников, с уважением и завистью смотрят на учебные принадлежности старших братьев и сестер, мечтают о том времени, когда им самим будет принадлежать весь набор таких принадлежностей.

Самоконтроль по ситуационным задачам

Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.

1. Влияние нарушения общения на психическое развитие ребенка младенческого возраста.

2. Роль привязанности в психическом развитии ребенка.

3. Кризис одного года. Что скрывается за симптомами кризиса?

4. Действие как единица анализа психического развития ребенка.

1. Тема«Психология развития дошкольников, школьников, подростков»

2. Формы работы:

– Подготовка к семинарскому занятию.

Подготовка с использованием лекции и основной литературы.

– Подготовка материалов по НИРС.

Работа с дополнительной литературой, написание рефератов по предложенным темам.

3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме семинарского занятия.

1. Психологические особенности ребенка дошкольного возраста.

2. Психологические особенности младшего школьного возраста.

3. Психологические особенности подросткового возраста.

4. Стратегия родителей в каждом возрастном периоде.

5. Возможности каждого возрастного периода для обучения и воспитания.

6. Задачи развития в отрочестве.

7. Достижение автономии и формирование идентичности.

8. Личность подростка.

9. Новообразования возраста.

10. Проблемы общения.

11. Самосознание подростка.

12. Формирование убеждений; нравственные идеалы подростков.

13. Различия между поколениями и возрастные различия.

14. Социальная компетентность.

15. Ведущая деятельность в подростковом возрасте.

16. Подростковый кризис.

17. Период юности.

18. Формирование мировоззрения.

19. Профессиональное самоопределение.

20. Чтение и конспектирование первоисточников.

21. Подготовка сообщений на семинаре.

22. Выполнение письменного домашнего задания.

1. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ НАЗЫВАЮТ ПУБЕРТАТНЫМ ПЕРИОДОМ. ОЗНАЧАЕТ:

1) эмоциональная реактивность

2) возмужание, половая зрелость

3) эмансипация от взрослых

4) индивидуализация

Правильный ответ –2

2. ФАКТОР, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЙ РЕЗКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПСИХИКЕ В НА-ЧАЛЬНОЙ СТАДИИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА:

1) половое созревание

2) посткризисные проявления предыдущего возраста

3) разрушение старой социальной ситуации развития

4) конфликтные отношения со взрослыми

Правильный ответ –1

3. УЧЕНЫЕ РАЗЛИЧАЮТ ТРИ ТОЧКИ СОЗРЕВАНИЯ: ОРГАНИЧЕСКОГО, ПОЛОВОГО И СОЦИАЛЬНОГО. В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ ЭТИ ЛИНИИ РАЗВИТИЯ СУЩЕ­СТВУЮТ В СЛЕДУЮЩЕМ СООТНОШЕНИИ:

1) все линии развития совпадают во времени

2) социальное созревание опережает органическое и половое

3) половое развитие опережает органическое и социальное

4) органическое развитие опережает половое и социальное

Правильный ответ –3

4. ДЛЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА НЕ ХАРАКТЕРНО:

1) повышенная возбудимость

2) относительная неустойчивость нервной системы

3) быстро протекающие изменения в организме

4) завершение физического развития

Правильный ответ –4

5. СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ ЗАКЛЮ­ЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО:

1) подросток стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь

2) возникает необходимость определить свое место в жизни

3) характерно господство детского сообщества над взрослым

4) налаживаются отношения со взрослыми

Правильный ответ –1

6. ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА:

1) интимно-личностное общение

2) учебно-профессиональная

3) учебная

4) общественно-полезная

Правильный ответ –1

7. ЦЕНТРАЛЬНЫМ НОВООБРАЗОВАНИЕМ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ВЫС­ТУПАЕТ:

1) готовность к профессиональному и личностному самоопре­делению

2) эго-идентичность

3) произвольность

4) чувство взрослости

Правильный ответ – 4

1. Юля П., 17 лет, постоянно изводит себя диетами, старается похудеть, несмотря на то, что окружающие считают ее фигуру идеальной. Она обвиняет себя в том, что не умеет общаться с окружающими: не находит общих тем для разговоров, недостаточно внимательна к окружающим, эгоистична и т.п., – что не соответствует действительности.

Чем может быть обусловлено такое поведение девушки? Укажите динамику самооценки в подростковом и юношеском возрасте. Какие особенности личности Юли связаны с возрастом, а какие – с характером?

Ответы: Поведение девушки можно объяснить неадекватностью самооценки и несформированностью эмоционально-ценностного отношения к себе, базирующегося на неразвитых формах самопознания. Из-за широкой изменчивости процессов роста и стремления молодых людей сравнивать себя со сверстниками, у многих из них наблюдается значительное снижение самооценки и чувство собственной значимости. Это особенно существенно в связи с тем, что в период взросления физические признаки очень важны для формирования как реакции окружающих, так и отношение представителей другого пола. Внимательное наблюдение за физическими изменениями наблюдается в период полового созревания, стимулируется общими преобразованиями тела, представляющими источник беспокойства для многих молодых людей, к тому же сексуальное развитие очень тесно связано с формированием чувства собственной значимости и личной идентичности. Указанные особенности связанны с возрастом, а эгоистичность – это черта характера.

Читайте также:  Занимайтесь спортом а не на диетах сидите

2. При поступлении в школу один ребенок мог считать до десяти; знал двенадцать букв, мог написать отдельные слова. Другой ребенок ничего этого делать не мог.

1. Можно ли считать, что первый ребенок подготовлен к школе лучше, чем второй? Почему?

2. Что включает в себя понятие «готовность к школе»? Какие виды готовности Вам известны?

Ответы: 1. Нет, так сказать нельзя, так как готовность к школе включает в себя целый ряд аспектов, которые будут рассмотрены ниже. 2. Психологическая готовность предполагает готовность мотивационную, интеллектуальную, эмоционально-волевую. Говоря о мотивационной готовности ребенка к учебной деятельности, важно знать, есть ли у ребенка потребность в новой деятельности, хочет ли он заниматься ею, заинтересован ли он в получении знаний, которые и составляют цель учения. Ребенок не всегда осознает мотивы, побуждающие его стремиться к школьной жизни. Первая группа мотивов включает желание знать новую позицию. Ребенок уже знает, что позиция школьника имеет высокую оценку в глазах взрослых. Вторая группа мотивов, побуждающая ребенка стремится к позиции школьника, связана с внешней атрибутикой, новым видом одежды, портфелем, учебниками и т.д. О готовности ребенка к школе следует судить по таким характеристикам, которая отражает особенности его психики в целом и является новообразованиями, возникающими в его игровой деятельности, но подготовившими переход к учебной. Интеллектуальная готовность рассматривается как готовность познавательных процессов ребенка к обучению. При рассмотрении эмоционально-волевой готовности большое значение приобретает, по Л.С. Выготскому, «обобщение переживания» – «ителлектуализация аффекта». Ребенок, который прошел этот период приобретает принципиально новый вид поведения. До этого периода его поведение диктовалось ситуацией, в которой он находился, которую воспринимал. Теперь он способен не быть на поводу ситуации, он строит свое поведение в соответствии с определенными правилами и социальными нормами. Ряд авторов включает в готовность определенный уровень общения ребенка (М.И. Лисицина, Н.Г. Салмина, Е.Е. Кравцова). Именно в общении формируется у ребенка умение подчиняться правилам, ориентироваться на социальные нормы.

3. Николай, 13 лет, учится посредственно. Но во всем, как говорят учителя, виновата невнимательность. При воспроизведении стихотворения забывает слова, при перемножении неверно ставит запятую. В играх на компьютере внимательно следит за всеми перемещениями и изменениями, быстро реагирует.

1. Каковы причины неудач подростка? Обоснуйте свой ответ.

2. Какие изменения в познавательной сфере происходят в подростковом возрасте?

Ответы:1.Причины неудач подростка – в отсутствии учебной мотивации, что связанно со сменой ведущей деятельности в связи с переходом от младшего к подростковому возрасту. В младшем школьном возрасте ведущей была учебная деятельность, в подростковом возрасте – интимно–личностное общение. Следует отметить, что увлеченность компьютерными играми в данном случае тормозит развитие психики и личности подростка, так как блокирует осуществление ведущей деятельности ребенка. 2. У подростка складываются начала словесно-логического, в частности, теоретического мышления. Подросток приобретает способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире. Однако, как свидетельствуют данные И.В. Дубровиной, только 50% детей достигают к подростковому возрасту уровня, гарантирующего высоко успешную интеллектуальную деятельность. Плохо развитые специальные интеллектуальные умения: умения классифицировать, обобщать, в результате преобладает наглядно-образное и наглядно-действенное мышления. Интенсивный рост интеллектуального развития отмечается лишь в 14-тилетнем возрасте. Внимание, память, воображение в подростковом возрасте приобретают самостоятельность. Внимание становится управляемым, произвольным, начинает выполнять функцию контроля. Растет способность к запоминанию, осуществляется переход от механического запоминания к смысловому. Интенсивно развивается речь подростка, подросток способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения.

Ответ: Мотивационная сфера дошкольников включает в качестве основного мотив посещения школы, основанный на потребности в новых впечатлениях. По мнению Л.И.Божович, следует отличать мотив посещения школы от мотива обучения, в основе которого лежит интерес к учению вообще. Мотивационная готовность к школе включает в себя оба мотива.

Источник