Гиппократ трактат о диете при острых болезнях
Древнегреческий целитель и философ, больше известный как отец медицины, жил примерно 2500 лет назад. Его почитали Платон и Аристотель, он также создал “клятву Гиппократа”, которую после выпуска из института произносит каждый будущий медик.
Большинство из сведений о Гиппократе дошли до нас из литературных и исторических произведений. В некоторых из них указывается, что Гиппократ был потомком древнегреческого бога медицины Асклепия и сына Зевса Геракла. Одно известно наверняка: отцом Гиппократа был медик, который привил сыну любовь к врачеванию.
Гиппократ был первым, кто возвел медицину в ранг наук. И именно он начал учить врачей искать причину болезни в природных процессах, а не в гневе богов. До него медицина была неотделима от религии.
Гиппократ уверял, что большинство болезней возникают в результате неправильного питания, образа жизни и ТЕМПЕРАМЕНТА человека. По системе лекаря, всех людей можно было разделить на темпераментных ( холериков), пассивных ( меланхоликов), подвижных (сангвиников) и медлительных (флегматиков).
Именно Гиппократ первым начал применять различные типы питания при различных заболеваниях, положив начало современной диетологии. По его словам, вся пища, попадающая в организм, должна быть лечебной. То есть помогать человеку быть бодрым и здоровым. И человек должен понимать, в какой период жизни питаться теми или иными продуктами.
Действие диетических средств продолжительны, а действие лекарств — скоропреходящи, — был уверен знаменитый врач.
Некоторые из основных принципов диеты Гиппократа мы нашли в его трудах “Гиппократ. Сочинения в трех томах.” Перевод с греческого В. Ируанева. Редакция и примечания В.П. Карпова. (Москва: Медгиз, 1944)
Перед началом любого лечения Гиппократ советовал очистить кишечник с помощью растительных слабительных средств или клизмы, а затем промывать его медовой водой с уксусом и ячменного отвара ( птизаны). Эти напитки прекрасно насыщали и чистили организм, не нагружая его перевариванием твердой пищи. Доктор был уверен, что все необходимые медикаменты уже есть в природе и доступны человеку.
— Ваша пища должна быть лекарством, а ваше лекарство должно быть пищей, — говорил Гиппократ.
Гиппократ верил, что никакие диеты не помогут человеку, если он не будет много двигаться. Основная масса его пациентов были располневшие ленивые люди, тела которых буквально рассыпались на глазах.
— Как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так и гимнастика очищает организм, — говорил врачеватель.
Целитель был уверен, что все хорошо в меру и не приветствовал ни голодание, ни переедание. Он уверял, что теплая ванна, принятая натощак, вызывает похудение, а если принять ее после еды — наоборот, увеличение веса.
В трактате “О диете при острых болезнях” Гиппократ писал, что старые люди лучше переносят посты и голодания, чем дети, потому что они тратят меньше энергии. А еще говорил, что при любых проблемах со здоровьем полезно пить горячий суп, есть щавель, вареную свеклу, вареную рыбу и вареный ячмень.
Гиппократ советовал избегать продуктов, которые вызывают метеоризм: чеснок, бобовые, сыры, свежие овощи. Не советовал он есть много воловьего мяса — говядины, и козьего мяса, они, по словам врача, трудно перевариваются и вызывают тяжесть в желудке. Мясо поросенка менее предпочтительно, чем мясо взрослой свиньи.
— Свиное мясо—лучшее из всех; превосходно то, которое ни слишком жирно, ни слишком тоще и не имеет возраста старой жертвы: его нужно есть без кожи и немного холодным, — уверял Гиппократ.
Писал великий доктор и об употреблении в пищу мяса лисы, осла, собак и ежа. Но в современном мире большинство людей их, к счастью, не едят.
Советовал целитель есть спинной и головной мозг животных, а также их внутренние органы — они, по его уверению, легко перевариваются в желудке и дают много силы.
Говорил о том, что больше всего энергии человеку дают птичьи яйца и сыр, потому что в них содержится сила для производства потомства.
Что же касается хлеба и мучных изделий, то о них Гиппократ отзывался довольно положительно. Например, писал, что пшеница очень питательна, как и “ситный”, “пресный” и “белый” хлеба. А квашеный хлеб легче переваривается в желудке. Черный хлеб с зернами способствует похудению. Еще лучше, если его перед употреблением подсушить.
Принцип диеты Гиппократа был прост: жирные сочные продукты, по его словам, вызывали у человека расслабление, вялость и набор веса, а сухие, подсоленные и жесткие — укрепляли тело и привалил энергию. То есть фактически свойства пищи передавались организму человека.
Например, подсушенные и соленые рыба или мясо помогали сбросить лишний вес, а жирные сорта способствуют набору веса.
“Все животные и растения состоят из огня и воды, поэтому надо грамотно комбинировать их во время еды”, — говорит Гиппократ.
Лекарь уверял, что чем больше огня, тем суше, стройнее и сильнее человек, а большое количество влаги делает человека рыхлым и вялым.
Не рекомендовал Гиппократ есть речную рыбу, но только потому, что в те времена многие реки были загрязнены сточными водами. А вот морепродукты называл полезными. Рыбы и моллюски, в зависимости от вида, либо “делали тело сухим”, либо “послабляли”.
Чеснок, по мнению Гиппократа, мог плохо влиять на зрение, а лук наоборот. Листья редьки помогают при болезнях суставов, кардамон улучшает пищеварение, а белая горчица и крапива очищают кишечник. Капуста изгоняет из тела лишнюю слизь и жёлчь, этим же свойством обладают майоран, тимьян и чабер. Перечная мята ослабляет потенцию и делает человека вялым. Тыква наоборот бодрит и освежает.
Груша и дыня очищают желудок, а сладкие яблоки и свежие огурцы наоборот перевариваются трудно и выводятся долго.
Лекарь советовал употреблять в пищу перемолотую пищу в виде каш и супов, которые можно пить.
Легче насытиться питьем, чем пищей, — говорил Гиппократ.
Источник
Источник
Великое наследие
Гиппократа
Гиппократ, возможно, был первым, кто рассматривал лечение как комплексный процесс, который учитывает не только текущее состояние пациента, но и перенесенные ранее заболевания. Гиппократ учил, что врач должен быть очень внимателен к состоянию больного в целом.
Обращать внимание стоило не только на внешние проявления болезни, такие как температура тела, кашель, газы, рвота или кровотечения, но и на эмоциональное состояние больного.
В обследовании пациента Гиппократ использовал методы, которые до сих пор применяются в медицине. Перкуссия и грудной и брюшной полостей была хорошо известна великому врачу, также как и ощупывание внутренних органов. Гиппократ применял и прослушивание работы внутренних органов. Все методы подробно описаны в Корпусе.
Также новаторской была идея великого врача, что при лечении следует учитывать привычки питания, возраст и стиль жизни пациента.
Гиппократ выделял периоды течения болезней, указывая, что самыми опасными являются кризисные моменты, после которых наступает либо смерть, либо выздоровление больного. Хотя это предположение основывалось на ошибочном учении о четырех основных жидкостях в организме, оно было основано на точных наблюдениях.
Несмотря на то, что в те времена было запрещено вскрытие трупов, хирургия находилась на очень высоком уровне. В трактатах «О суставах» и «О переломах» Гиппократ приводит детальное описание хирургических операций. Древние хирурги использовали достаточно эффективные инструменты, а способы перевязок, разработанные в то время, с успехом применяются и сегодня.
Еще одним трудом Гиппократ заложил основы современной диетологии. В трактате «О диете при острых болезнях» великий врач описал несколько режимов питания, состав которых находится в зависимости от характера заболевания. Гиппократ учил, что больным необходимо правильное питание, даже при лихорадочных состояниях.
Особого упоминания заслуживает заслуга Гиппократа в описании типов темперамента человека. Основываясь на ошибочных предположениях о природе происхождения темпераментов, великий врач древности, тем не менее, очень точно описал четыре основных типа: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. В современной медицине аналогичное деление темпераментов применяется для обозначения типов высшей нервной деятельности.
Учения Гиппократа затрагивают не только способы врачевания, но и вопросы медицинской этики.
Наряду с трудолюбием, серьезностью и непрерывным повышением квалификации, в трудах Гиппократа неоднократно указывалось на необходимость быть чутким, умеющим наладить с больным доверительные отношения и хранить врачебную тайну.
Когда умер Гиппократ, тот момент ему было, вероятно, более 90 лет, может быть даже 104 года. С тоски зрение современной мерки в то время этот возраст считается самим высоким. Очевидно, «отец медицины» сам жил в соответствии с принципами, которые исповедовал, и поэтому обладал крепким здоровьем. Жители города Ларисса очень гордились тем, что величайший врач того времени жил в их городе до своей смерти.
Дошедший до нас Гиппократов корпус («Гиппократов сборник») содержит около 70 отдельных сочинений, хотя ясно, что некоторые из них – части некогда единых трудов. Собрание содержит как собственные сочинения Гиппократа, так и творения других авторов, написанные в разное время. Высказывались предположения, что корпус представляет собой скорее остатки медицинской библиотеки, чем работы авторов, принадлежавших к одной школе. Некоторые из сочинений свидетельствуют о развитой научной мысли и мастерстве клинических наблюдений и потому считаются более «подлинными», чем остальные.
Во всех литературных произведениях ярко высвечивается гениальная наблюдательность Гиппократа и логичность умозаключений. Все выводы его основаны на тщательных наблюдениях и строго проверенных фактах, из обобщения которых как бы сами собой вытекали и заключения. Точное предсказание течения и исхода болезни, основанное на изучении аналогичных случаев и примеров, составило Гиппократу при жизни широкую славу.
К 5 веке до нашей эры относится трактат О древней медицине, в котором обсуждается проблема обучения искусству врачевания. Его автор отвергает объяснение заболевания взаимодействием натурфилософских «основных качеств» (теплое, холодное, влажное, сухое), указывает на значение диеты и роль определенных «соков» организма. Он подчеркивает, что медицина имеет дело скорее с относительными, чем с абсолютными факторами: что полезно для одного, может оказаться вредным для другого, или то, что полезно в одно время, может быть вредным в другое.
Трактат О воздухах, водах и местностях – поистине «золотая книга», занявшая прочное место в истории науки. Автор – опытный практик, на примерах аргументированно и доказательно приступает к рассмотрению влияния на общее состояние здоровья трех факторов окружающей среды. Во-первых, болезни или предрасположенность к болезням могут быть вызваны погодными условиями, например, очень жарким летом или дождливой зимой. Во-вторых, в качестве факторов, влияющих на здоровье, рассматриваются местные климатические условия – преобладающее направление ветров, ориентация города относительно сторон света. В-третьих, на качество воды здесь указывается как на одну из непосредственных причин ряда заболеваний; даются советы, каким источникам отдавать предпочтение. Вторая часть сочинения посвящена разнообразному влиянию климатических условий на формирование национальных типов. При этом автор выказывает глубокое знание негреческих народов, особенно кочевников-скифов, населявших южные территории современных Украины и России.
В сочинении, известном под названием Эпидемии, дано описание течения болезней. Только 1 и 3 книги считаются «подлинными», остальные пять, по-видимому, принадлежат двум позднейшим подражателям Гиппократа. В Эпидемиях приведена общая статистика заболеваний и предпринята попытка соотнести ее с климатическими условиями. Указаний о лечении здесь мало, но четко прослеживается осознание того, что анализ частных случаев заболеваний может привести к установлению общих закономерностей.
Подобного рода исследования привели к развитию нового направления медицинской науки, а именно прогноза. Самое известное из прогностических произведений корпуса – Афоризмы. Начало первого афоризма общеизвестно, хотя мало кто знает его продолжение, как и то, что он взят из Гиппократова корпуса: «Жизнь коротка, искусство [т.е. наука] огромно, случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен делать все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности». Другое хорошо известное изречение также впервые встречается в Афоризмах: «В самых сильных болезнях нужны и средства самые сильные, точно применяемые». Но чаще всего здесь обобщаются наблюдения чисто медицинского характера: «Беспричинная усталость указывает на болезнь»; «Когда пищу потребляют в излишнем количестве, это ведет к болезни, о чем явно свидетельствует излечение»; «Лучше, чтобы лихорадка наступала после конвульсий, чем конвульсии – после лихорадки».
Вероятно, Афоризмы – это не специальное сочинение, а собрание ценных наблюдений и советов из более ранних сочинений. В некоторых афоризмах подробно описано все течение болезни, и изучающие медицину, несомненно, находили их весьма полезными.
Учение о «критических днях» появляется уже в Афоризмах, а затем многократно встречается по всему корпусу. Благодаря клиническим наблюдениям обнаружилось, что при некоторых заболеваниях обострения происходят через приблизительно одинаковые промежутки времени после начала болезни. Особенно хорошо это прослеживалось в возвратных лихорадках при малярии. Принципу критических дней, которые определяют течение болезни в сторону улучшения или ухудшения, была дана обобщенная формулировка; особенно важным считался период в семь дней.
Сочинения Гиппократова корпуса придают огромное значение соблюдению правильного режима (греч. «диета»), под которым понимается не только диета в современном смысле, но и весь образ жизни больного.
Трактат О режиме – самое раннее сочинение по профилактической медицине – посвящен не только восстановлению здоровья в случае заболевания, но и его сохранению с помощью правильного режима.
Знаменитый трактат О режиме при острых болезнях, по-видимому, создан в косской школе, так как в нем критикуются воззрения медицинской школы в близлежащем греческом городе Книде. В косской медицине делается упор на индивидуальный подход к больному и приспособление лечения к его особенностям; специалисты книдской школы предписывали определенное лечение всякому больному.
Знания физиологии в этот период находились в зачаточном состоянии. Хотя о существовании кровеносных сосудов было хорошо известно, считалось, что по ним движется не только кровь, но и другие субстанции, функции сердца и различие между венами и артериями были неизвестны. Слово «артерия» применялось, но обозначало любые крупные сосуды, а также, например, трахеи. В частности, считалось, что кровеносные сосуды переносят воздух, жизненная функция которого признавалась, ко всем частям тела.
Автор сочинения О священной болезни (эпилепсии) использует эту идею для того, чтобы объяснить начало эпилептического припадка как результат закупоривания кровеносных сосудов флегмой. Он пишет: «Тот воздух, который идет в легкие и кровеносные сосуды, заполняя полости тела и мозг, и тем самым доставляет разумение и приводит конечности в движение». Хотя это представление и кажется примитивным, в нем трудно не увидеть предвосхищения современных знаний о процессе насыщения крови кислородом и его связи с сознанием и мышечной деятельностью.
Труднее всего было объяснить, как усваивается организмом пища, превращаясь в ткани, кровь, кость и т.п. Самым распространенным было следующее объяснение: пища, например, хлеб, содержит мельчайшие невидимые частички всех тканей организма, они отделяются друг от друга, а потом тело их соответствующим образом накапливает.
Каких бы взглядов ни придерживались сами практикующие последователи Гиппократа, общественное мнение отрицательно относилось к вскрытию трупов. Поэтому анатомия была известна главным образом благодаря изучению ран и травм.
В корпусе имеется ряд работ по хирургии, в основном посвященных ранам различных видов. Два сочинения, О переломах и О суставах, возможно, являются частями одного большого труда, полный текст которого утрачен. Раздел О суставах, посвященный вправлению вывихов, где подробно описывается знаменитая «скамья Гиппократа», вполне возможно, восходит непосредственно к истокам греческой медицины.
Самый знаменитый хирургический трактат О ранах головы известен точным описанием черепных швов и поразительной рекомендацией производить трепанацию черепа (вскрытие и удаление части кости черепа) во всех случаях контузии или трещины.
Гинекология и акушерство также не обойдены молчанием в корпусе, они рассматриваются в ряде сочинений, например, в трактатах О женских болезнях, О болезнях девушек, О семимесячном плоде, О восьмимесячном плоде. Эти трактаты демонстрируют обширные знания. Среди сочинений по акушерству есть трактат О рассечении плода в матке, по которому виден уровень профессионального мастерства врачей гиппократовой школы.
В разделе О сновидениях, которым завершается сочинение О режиме, автор оставляет в стороне вопрос о том, действительно ли вещие сны посылаются небесами, чтобы предостеречь государства или отдельных людей, и согласен оставить исследование этой проблемы профессиональным толкователям снов. Он лишь отмечает, что многие сны – результат определенных состояний организма. Толкователи ничего не могут с ними поделать, единственное, что им остается – посоветовать видящему сны молиться. «Молитва, – допускает автор фрагмента, – это хорошо, но, взывая к помощи богов, человек должен взять часть ноши на себя».
Гиппократу приписывают чаще всего следующее сочинение: “О воздухе, воде и местности”, “Прогностика”, “Диета в острых болезнях”, “Эпидемии”, “Афоризмы”, “Вправление сочленений”, “Переломы”, “Раны головы”, “О ветрах”, хирургические трактаты “О суставах”, “О переломах”. К этому списку работ нужно будет добавить несколько сочинений этического направления: “Клятва”, “Закон”, “О враче”, “О благоприличном поведении”, “Наставления”, которые в конце V и начале IV века до нашей эры превратят научную медицину Гиппократа в медицинский гуманизм.
Труды Гиппократа являются, вероятно, наиболее исчерпывающим обзором медицинских знаний c V века до нашей эры.
Источник
«Наши пищевые вещества должны быть лечебным средством,
а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами».
Гиппократ
Так уж принято, что под словом «диета» мы, прежде всего, подразумеваем правильное питание. А здоровый образ жизни и есть не что иное, как правильная организация питания, равномерные физические нагрузки, отдых, словом все то, что поддерживает и укрепляет организм.
Один из важнейших законов, гласивший о том, что хорошее здоровье немыслимо без правильного питания, был известен еще 24 столетия тому назад. Древние греки, задавая вопрос: «Какая у вас диета?», интересовались лишь тем, что человек ест, так как само слово «диета» означает «образ жизни», «режим».
Наш организм подобен сложному механизму, в котором одно звено тесно связано с другим. И ему, как и всякому механизму, нужно определенное питание, определенные энергетические и физические нагрузки. Без должного ухода организм будет испытывать сбои, которые непременно приведут к возникновению заболеваний.
Рациональное питание – важная составляющая часть хорошего здоровья. Если наш рацион содержит все необходимые для жизни вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и т.д., он будет работать исправно. Недостаток же или избыток даже самых незначительных пищевых компонентов может привести к определенным болезням.
Но часто бывает так, что в силу каких-то обстоятельств (например, сбросить лишний вес), мы «садимся на диету», не предполагая, что наши усилия могут обернуться вредом, а не пользой для нашего организма. Совершая ненужные насильственные действия, мы зачастую просто издеваемся над организмом, сами того не понимая. А между тем режим питания только тогда пойдет на пользу, если он не будет в тягость.
Естественно, что наш организм, как и всякий сложнейший механизм, нуждается в своевременной чистке, а порой и «починке» каких-либо его составляющих (в нашем случае, это органы организма). И сегодняшний наш разговор дает начало новой теме – теме правильного питания. Мы будем говорить не только о различных чистках, но также рассмотрим ряд диет, направленных на бесперебойную работу наших органов.
Ведь, что такое еда? Это, прежде всего то, что мы потребляем, включая в ежедневный рацион. Одним из важнейших свойств еды является ее способность доставлять удовольствие. А добиться этого не так уж и сложно. Приготовить изысканные блюда, которые будут к тому же вкусными и полезными, можно из любых продуктов. Стоит только захотеть!
Правильное питание – это всегда хорошо. Но здоровый образ жизни складывается не только из нашей еды. Он просто немыслим и без физической активности, которой, к великому сожалению, лишено большинство людей нашего современного общества. А о том, что «движение – кладовая жизни», говорил еще древнегреческий историк Плутарх. Вся наша жизнь связана с движением, даже если мы сами не перемещаемся в пространстве, в наших организмах происходит постоянное движение атомов, молекул, клеток и жидкостей.
«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Эту истину знает каждый из нас. А слова эти между тем принадлежат великому Гиппократу. Никакая, даже самая совершенная медицина не в силах будет помочь нам, если мы не будем двигаться.
Но нам не следует забывать и о том, что баланс должен быть во всех сферах нашей жизни. Переедание ведет к ожирению, недоедание – к истощению организма, а то и другое «дарит» нам целый букет различных заболеваний. Неподвижность или, наоборот, чрезмерные нагрузки также не способствуют хорошему физическому здоровью.
Важнейшее условие для сохранения здоровья – правильное, гармоничное чередование работы и отдыха, бодрствования и сна, и разумеется, правильное сбалансированное питание.
Наш организм, как неотъемлемая часть природы, должен соблюдать определенный режим, который сложился на Земле за многие миллионы лет. Нарушая этот сложившийся веками распорядок, мы наносим удар своему здоровью, что непременно ведет к развитию тех или иных заболеваний.
Прислушаемся к словам древнегреческого философа Демокрита, и будем стараться соблюдать меру во всем, ибо «если перейти меру, то самое приятное станет самым неприятным».
Когда я задумала написать статью о диетах, я предполагала рассказать о некоторых ее видах, и только. Теперь же я понимаю, что начать нам лучше всего с самого начала. Мы вместе вернемся к истокам, а потом уже будем говорить о том, что нас волнует.
Бесед о правильном питании у нас было немало, но тема эта столь обширна, что возвращаться к ней мы будем еще не один раз. Ведь еда – это, прежде всего, наслаждение: после приема пищи мозг вырабатывает эндорфины – особые вещества, которые дают организму чувство покоя и вызывают хорошее настроение. А чтобы погоня за эндорфинами не нанесла вреда организму, на страже здоровья и стоит режим питания.
Не будет лишним повторить, что правильное питание требует определенных знаний. Ведь при выборе продуктов мы должны ценить не только их вкусовые качества, но и учитывать их энергетическую ценность, химический состав, разнообразие и экологическую безопасность. Время и продолжительность приема пищи, а также интервалы между ними также имеют большое значение в режиме питания. Только разумная диета обеспечивает хорошее усвоение пищи и нормальное протекание обмена веществ, а, следовательно, и слаженную работу желудочно-кишечного тракта, без перебоев и перегрузок. В результате мы получим хорошее самочувствие.
Из истории приема пищи
На протяжении веков у всех народов мира отношение к пище, еде было особенным. Большинство обрядов и правил, распространенных у разных народов, сложившихся тысячелетиями, ведут к здоровому, упорядоченному питанию без сутолоки и суеты, ограждают пищеварение от пренебрежительного отношения.
В русских крестьянских семьях сам обеденный стол считался священным предметом. В старину так и говорили, что в избе стол подобен престолу в церкви, следовательно, и вести себя за столом нужно было так же пристойно, как и в храме Божием.
Вспомните примеры из литературных произведений, из фильмов и спектаклей, которые наглядно показывали нам трапезу русской семьи: глава семьи во главе стола, все чинно сидят на своих местах и ждут благословения к приему пищи.
На стол нельзя было что попало класть. Залезать на него считалось кощунством, а допускать на стол ребенка, а тем более кошку или курицу – нарушением устоев.
Суровые северяне были уверенны в том, что стол – это раскрытая ладонь Богоматери, и стучать по столу, бить по нему кулаком считалось большим грехом.
Не разрешалось на Руси и бранить съестное. В своде законов и правил «Домостроя» говорилось, что достоинство пищи зависит не только от умения того, кто ее приготовил, но и от поведения всех участников застолья: «коли едят в благоговении, беседы ведут приличествующие, то еда и питье в сладость, ну а если станут ругать блюда, то кушанья от этого станут отбросами». Именно поэтому за вкусную трапезу благодарили не хозяйку, а Бога.
По народным поверьям любой прием пищи происходит в присутствии злых и добрых духов. Вначале людей охраняют добрые духи. Если же обедающие ругаются, ведут себя плохо, то добрые духи огорчаются и отходят от стола. Этого-то и надо злым духам, которые незамедлительно пробираются к столу. Ох, и пакостят эти проказники людям: подбрасывают в еду всякую гадость.
Обжорство также объяснялось присутствием за столом всякой нечисти, которая вместе с невоспитанным человеком участвует в приеме пищи. Едоку только кажется, что это он опустошает тарелки, а на самом деле это творят свои проделки все те же демоны.
Люди воспитанные, имеющие почтенное отношение к приготовленным блюдам, самому приему пищи и уважение к сотрапезникам, получали от еды удовольствие и пользу.
Подобное отношение к еде и приему пищи можно проследить и у многих других народов. Некоторым современным людям не мешало бы ознакомиться с этими нехитрыми правилами.
Чтобы еда выполняла свою основную функцию, не только доставлять удовольствие вкуса, но и служить «топливом» для нашего организма, оберегая его от различных недугов, нужно постараться сделать мудрые слова древнегреческого философа Сократа «Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть» своей путеводной звездой. Тогда нам не придется перелистывать книги и журналы, или расспрашивать знакомых в поисках диет для похудения или избавления от болезней.
Продолжение следует…
Источник