Диета и здоровье экология 8 класс
Тема: Рациональное питание. Режим питания.
«Мы едим для того, чтобы жить,
а не живем для того, чтобы есть».
Цель: сформировать представление о рациональном питании, как одном из важнейших компонентов здорового образа жизни
Задачи:
- познакомиться со знаниями о режиме питания, о полезных и “вредных” продуктах;
- оценить качество некоторых продуктов питания и их экологическую безопасность;
- составлять индивидуальный рацион в соответствии с нормами здорового питания;
- воспитывать культуру приёма пищи, бережное отношение к своему организму и здоровью.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Фронтальный опрос. «Какую тему мы рассматривали с Вами на прошлом уроке?»
«А сейчас посмотрим, как Вы усвоили этот материал?»(слайд № 2)
- Что входит в состав пищевых продуктов (питательные вещества, природные пищевые компоненты, чужеродные примеси);
- Что включают в себя питательные вещества (основные компоненты пищи, вкусовые компоненты);
- Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, вода – что это? (основные компоненты пищи);
- Важнейшие составляющие пищи? (белки, жиры, углеводы);
- Вкусовые компоненты пищи? (ароматические соединения, красящие вещества);
- Природные пищевые компоненты (растительные волокна, молочнокислые бактерии);
- Отрицательное влияние на здоровье оказывают? (чужеродные примеси);
- Вредные вещества оказывают влияние на здоровье (пестициды, нитраты, нитриды, радиоактивные вещества, соли тяжелых металлов);
- Бактерии, вирусы, зоопаразиты, простейшие – всё это? (болезнетворные организмы).
Слайды с продуктами.
- Что общего в содержании этих продуктов?;
- Каковы функции Белка в организме?; (слайд № 3)
- Источником чего в организме являются жиры? (энергии); (слайд № 4)
структурные;
- В каком виде находятся жиры в организме человека
резервные;
- Какие простые углеводы больше всего содержаться в пище (глюкоза, фруктоза, сахароза). (слайд № 5)
Молодцы, хорошо.
- Изучение нового материала.
Китайская пословица гласит: «Сто болезней входит через рот».
Как нам нужно правильно питаться?
И поэтому вопросами рационального питания должны интересоваться не только медики и их пациенты, но и любой человек заботящийся о своем здоровье.
И сегодня мы с Вами перевернем следующую страницу нашей книги – знаний.
ТЕМА сегодняшнего урока: (слайд № 6)
«Рациональное питание. Режим питания».
Так есть или не есть,
Пить или не пить? – Известные вопросы о питании: когда, сколько и что мы едим?
Здоровье человека во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания.
Вика провела исследование – «Мое недельное меню». (слайд № 7)
Целью ее работы было оценить своё питание в течение недели. Давайте послушаем, что у неё получилось. (Доклад ученика) (слайд № 8)
Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Г.Гейне «Человек ест то, что он ест». (слайд № 9)Тем самым, подчеркивая исключительную роль питания в формировании тела, поведения человека. Характер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека. Особенно в детском и подростковом возрасте. Каковы же секреты правильного питания? У нас сегодня в гостях диетолог Елена. Она расскажет о культуре питания. (Доклад ученика о видах диет).
А как мы питаемся? Под таким названием мы провели анкетирование в 8х классах нашего Лицея. С результатами нас познакомит Саша. (слайд № 10-18)
Из анкеты мы увидели, что любимым напитком большинства опрошенных является coca-cola.
Открываем учебник на странице 79. Выполним лабораторную работу №7.
«О чем может рассказать упаковка вашего любимого напитка?»
Проверка выполнения , показ результатов! (слайд № 19-24)
Ф.Энгельс сказал: «Жизнь – это существование белковых тел».
А вы все, стараясь быстрее повзрослеть, употребляете спиртное, курите.
Давайте, посмотрим, как реагирует белок на воздействие алкоголя.
- Закрепление.
1. Демонстрация опыта «Нарушение свойств белков при воздействии на них алкоголя»
Цель опыта: убедить учащихся, что спирт денатурирует белки, необратимо нарушает их структуру и свойства.
Ход опыта: в две пробирки налить по 2 мл яичного белка. В одну добавить 8 мл воды, а в другую столько же спирта 80 – 90%.
Результат опыта: в первой пробирке белок растворяется, так как он является легкорастворимым белком и хорошо усваивается организмом. Во второй пробирке образуется плотный белый осадок – в спирте белки не растворяются, спирт отнимает у белков воду. В результате этого нарушается структура и свойства белка, его функции.
Вопрос учащимся: Что же происходит с клетками организма, когда поступает алкоголь высокой концентрации?
Ответ: Белки клетки начинают разрушаться, что ведет к нарушению работы всех клеток органов.
2. Фрагмент фильма «Осторожно еда». В последние время появились палатки «Французские булочки», «Куры-гриль», Макдоналдс, а так же гамбургеры и чипсы, каши-минутки, супы быстрого приготовления.
И так, сегодня вы услышали и увидели много информации о еде. Взяв из каждого рациональное звено, подведем итоги.
3. Золотые правила питания: (слайд № 25-28)
- Питаться разнообразно, включать в рацион продукты растительного и животного происхождения;
- Питаться регулярно, 4 – 5 раз в день в одно и тоже время;
- Употреблять пищу умеренно, получать от еды удовольствие;
- Принимать пищу в спокойной обстановке;
- Пищу тщательно пережевывать, не менее 30 раз.
Домашнее задание: (слайд № 29) §18, Узнать правильно ли Вы питаетесь, поможет анкета на вопросы, которой Вы ответите дома.
Анкета о правильном питании.
- Употребляете ли вы в пищу свеклу, морковь, капусту?
а) Всегда, круглый год – 5 баллов
б) Иногда, когда заставляют – 2 балла
в) Никогда – 0 баллов.
- Сколько раз в день вы едите?
а) 4-6 раз – 5 баллов
б) 3 раза – 3 балла
в) 2 раза – 0 баллов
г) 8-7 раз, сколько захочу – 0 баллов.
- Вы употребляете в пищу овощи и фрукты?
а) Ежедневно, несколько раз – 5 баллов
б) 2-3 раза в неделю – 3 балла
в) Очень редко – 1 балл
г) Ем когда захочу и что хочу до 23 часов – 0 баллов
- Когда и что вы едите на ночь?
а) Мясо с гарниром в 21 час – 1 балл
б) Кашу молочную в 21 час – 2 балла
в) Стакан кефира или молока в 21 час – 5 баллов
г) Ем когда захочу и что захочу до 23 часов – 0 баллов.
5. Употребляете ли вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?
а) Иногда петрушку и укроп в супе, салате – 1 балл
б) Лук и чеснок не ем никогда – 0 баллов
в) Все это употребляю ежедневно в небольшом количестве – 5 баллов
г) Ем иногда или когда заставляют – 2 балла.
- Завтракаете регулярно? (Да или нет)
- Ежедневно ем первые блюда? (Да или нет)
- Плотно ли ужинаете? (Да или нет)
- Время еды до сна (вечером)?
- Едите ли вы ежедневно сырые овощи (свежие)? (Да или нет)
- Едите ли вы в промежутках между едой? (Да или нет)
- Разнообразно ли ваше меню в течение дня, недели? (Да или нет)
Если вы набрали 13 – 15 баллов, то вы достаточно употребляете в пищу овощей и фруктов, у вас правильный режим питания.
Если вы набрали 9 – 12 баллов, то это означает, что вы не занимаетесь своим здоровьем, едите когда и что придется. Но у вас дома об этом заботятся кто-то другой, так чтобы вы достаточно правильно питались.
Если вы набрали 0 – 9 баллов вам нужно задуматься о своем питании.
Источник
Подписи к слайдам:
Рациональное питание
Александрова Валерия Владимировна учитель экологии, биологии, химииМОУ «СОШ № 101»г. Саратов
Цель: знакомство с оновами здорового и рационального питания.Задачи:1.Выяснить, какие химические элементы входят в состав организма человека, познакомиться с их ролью в жизненно важных процессах.2. Установить возможность поддержания определенного баланса химических элементов в организме человека за счет рационального питания.
Рациональное питание – есть физиологически полноценное питание здоровых людей с учетом их пола, возраста, характера труда.Оно способствует сохранению здоровья, высокой умственной и физической работоспособности, сопротивляемости вредным воздействиям окружающей среды, активной жизни и долголетию.
С пищей должно поступать столько энергии, сколько организм расходует на все процессы жизнедеятельности.Пища должна содержать пищевые вещества в достаточном количестве и определенном соотношении, которые удовлетворяли бы физиологическим потребностям организма.Необходимо соблюдать режим питания.
В основу режима питания положены четыре основных принципа:регулярность питания, т.е. приемы пищи в одно и то же время суток; дробность питания в течение суток (одно- или двухразовое питание нецелесообразно и опасно для здоровья);максимальное соблюдение рационального питания при каждом приеме пищи;физиологическое распределение количества пищи по ее приемам в течение дня (за завтраком и обедом человек получает более двух третьих общего количества калорий суточного рациона, а за ужином – менее одной трети).
Белки – свыше 50% общей сухой массы клеток. Белковая пища растительного происхождения: горох, фасоль, пшено, гречневая крупа и др.Животные белки содержатся в мясе, рыбе, молочных продуктах, яйцах и т. д. Дефицит белка приводит к истощению, дистрофии внутренних органов, снижению резистентности организма, мышечной слабости, нарушении функции нервной системы.
Углеводы являются главными поставщиками энергии организму человека. При недостаточности углеводов развивается похудание, снижение трудоспособности, интоксикация организма. Избыток потребления углеводов может привести к ожирению, развитию бродильных процессов в кишечнике, сахарному диабету. Содержание углеводов в суточном пищевом рационе не должно превышать 50-100 г (50 г для тех, кто занимается легким физическим трудом , 100 г для занятых тяжелым физическим трудом),
Источники жиров: продукты животного происхождения (молочные продукты, масло, сыр, мороженое, а также жирное мясо, сало, шкурка домашних птиц) и растительные жиры (подсолнечное, оливковое масло ит.д.)При недостатке жиров в организме снижается сопротивляемость инфекциям, холоду, задерживаются рост и развитие молодого организма. Избыточное потребление жира увеличивает нагрузку на печень, поджелудочную железу и кишечник, способствует развитию атеросклероза и сахарного диабета.
– это группа низкомолекулярных биологически активных органических соединений, разнообразной структуры и состава, которые необходимы для правильного развития и жизнедеятельности организмов, они относятся к незаменимым факторам питания. Витаминная недостаточность – это группа патологических состояний, обусловленных дефицитом в организме одного или нескольких витаминов.
Недостаток витаминов грозит: ухудшением зрения (витамин А), переутомлением и депрессией (витамин В), снижением функции половых желез (витамин Е), ухудшением свертываемости крови (витамин К), восприимчивостью к инфекциям (витамин С) и, наконец, обычным рахитом (витамин D).
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:Все вещества и химические элементы выполняют необходимые для нормальной жизнедеятельности организма человека функции.Изменение количества веществ и элементов в сторону увеличения, либо в сторону уменьшения ведет к серьезным заболеваниям.Поддерживать баланс веществ и химических элементов в организме человека можно за счет рационального питания.
В.И. Смоляр « Рациональное питание» ,Киев,1991 г.А. Василаки, З. Килиенко «Краткий справочник по диетическому питанию» Кишинев 1980г.Журнал «Добрые советы» 2004 – 2008 годыЕгоров А.С., Иванченко Н.М., Шацкая К.П.Химия внутри нас: Введение в бионеорганическую ибиоорганическую химию. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. Хьюз М. Неорганическая химия биологических процессов. – М.: Мир, 1983.Интернет – сайт https://www.college.ru/biologyhttps://yandex.ru/images/search?img_urlhttps://ru.wikipedia.org
Источник
Тема: Здоровое питание – залог здоровья.
Форма проведения: урок-игра
Цель: Формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.
Задачи:
1.Образовательные:
1.1.Обобщить знания учащихся о здоровом образе жизни.
1.2. Убеждать учащихся в необходимости и важности соблюдения режима питания.
1.3 Познакомить учащихся с правилами правильного питания, с полезными продуктами.
2.Развивающие:
2.1. Развитие у учащихся познавательного интереса, интеллектуальные умения .
2.2 Развивать стремление ребенка сохранять своё здоровье.
2.3. Развивать кругозор и словарный запас.
3.Воспитательные:
3.1. Воспитание у детей, сознательного отношения к укреплению своего здоровья.
3.2. Привлечение внимания семьи к проблеме сохранения здоровья детей
3.3. Воспитание чувства товарищества, командного духа, умения работать в команде.
Используемые технологии: игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, интерактивные, информационные.
Ожидаемые результаты:
- Применение полученных знаний в реальной жизни.
- Отказ от вредных и неполезных продуктов.
- Применение продуктов питания, которые приносят пользу.
- Укрепление здоровья детей.
Критерии эффективности:
- Повышение уровня грамотности в области питания.
- Сохранение и укрепление здоровья за счет правильного питания.
- Умение сотрудничать в процессе работы.
- Выполнение режима питания в семьях.
Оборудование:
- Мультимедиа слайд – презентации
- диск CD с записью музыки;
- Столы по группам
- Карточки со словами для составления поговорок, пословиц
- гербарий ( кукуруза, гречиха, рис)
- крупы в блюдцах ( гречка, рис, зерна кукуруза)
- доски разделочные ( 3 шт)
- ножи ( 3 шт)
- витамины ( аскорбиновая кислота)
- овощи свежие ( помидоры, огурцы, зелень, соль), вареные (свекла, картофель – по 3 шт)
- тарелки ( 3 шт)
- брошюра с рецептами ( 9 шт)
- раздаточный материал с анкетой.
Ход мероприятия.
Учитель: Здравствуйте дорогие наши гости, уважаемые учащиеся и родители. Мы говорим вам «здравствуйте», а это значит, что мы желаем вам всем здоровья! Здоровье для человека – это главная жизненная ценность. И наше здоровье чаще всего находится в наших руках и зависит от образа жизни. Одним из главных условий здоровья является правильное питание, т.к. неправильное питание приводит к болезням. А наша задача научиться заботиться о себе и быть всегда здоровыми. Если человек питается разнообразной, здоровой пищей, то он остается здоровым до глубокой старости, но вокруг нас столько разнообразных вкусностей, что просто трудно выбрать здоровые правильные продукты. Пища, приготовленная с любовью и красиво накрытый стол, будут способствовать прекрасному аппетиту и лучшему усвоению пищи.
И сегодня мы проводим познавательную игру «Здоровое питание – залог здоровья», где будут участвовать 3 команды, в котором примут участие и ваши родители Здесь присутствуют гости – учителя, педагоги-организаторы, которые будут выполнять роль жюри. Поприветствуем жюри, команд. (Представить) Первая команда – «Фрукты», вторая команда – «Углеводы », третья команда – «Витамины»
1.Разминка команд. За каждый правильный ответ -1 бал. Вопросы задаются командам по очереди.
- На какие 3 большие группы подразделяются продукты питания? (Белки, жиры, углеводы.)
- Что еще нужно для здорового питания? (Нужны витамины, минеральные вещества.)
- Что значит рациональное питание? (Рациональное значит правильное, разумное.)
- К чему приводит неправильное питание? (К ожирению, болезням желудка, кишечника, печени.)
- Как соблюдать режим питания? (Нужно есть в определенное время, на ночь не переедать.)
- К чему приводит неправильное питание? (К ожирению, болезням желудка, кишечника, печени.)
2-e задание: Перед вами пищевая пирамида. Объясните, из чего она состоит? За каждый правильный ответ -1 бал, 1 команда – 1 уровень, 2 команда -2 уровень, 3 команда – 3 уровень. Ответы дополняются, исправляются учителем.
Ответы: Два нижних уровня составляют УГЛЕВОДЫ – это питательные вещества, которые составляют большую часть рациона питания и являются основным источником энергии для организма. Содержатся в: фруктах, овощах, злаках, картофеле, молочном сахаре.
Третий уровень составляют БЕЛКИ – это сложные вещества, которые нужны организму человека для построения новых клеток, для работы мышц Получаем из: хлеба, каши, гороха, мяса, рыбы, творога, молока, сыра, яиц
Самый верхний уровень составляют ЖИРЫ. Жиры- это строительный материал для мозга и нервной системы. Наиболее богаты энергией, улучшают вкус пищи, вызывают чувство сытости. Избыток способствует развитию болезни сердца, ожирению. Содержатся в: сливочном и растительном масле, сметане, сливках, сырах, яйцах, орехах, семечках.
3-e задание: «Отгадайте загадку» (каждой команде по загадке, за правильный ответ 1 балл)
1. Черна, мала крошка, 2. Как во поле, на кургане 3. В поле метелкой,
Соберут немножко, Стоит курица с серьгами (овес). В мешке – жемчугом
В воде поварят, ( пшеница)
Кто съест – похвалит (гречка)
Учитель. Вы отгадали загадки о крупах. А теперь по гербарию определите название растений и найдите в блюдце соответствующую крупу. (Каждой команде по 3 предмета, оценивается в 3 балла).
Учитель. А что можно приготовить из данных круп? Правильно: Каши. И хочу добавить, что каша – исконно русское блюдо. Специальные каши варились в честь любого знаменательного события (при рождении ребенка, при заключении мирного договора у князей). Каша – наиболее подходящее блюдо для завтрака. Она содержит большое количество питательных веществ, легко усваивается организмом. Очень полезна гречневая каша. Далее каши из овса, риса. Манная каша – самый калорийный продукт, её необходимо есть перед контрольной, соревнованиями или тяжелой работой.
4-e задание: приглашаются по 1 семье из каждой команды.
Учитель: Можно ли приготовить обед из трех блюд, если у вас есть свекла, картофель, фасоль, лук и плоды шиповника. Если «Да», предложите, пожалуйста, меню. За данный конкурс максимальная оценка 3 балла.
Пока идет составление меню, с остальными членами команды проводится игра “Ромашка” (пословицы о здоровье)
На лепестках ромашки написана первая половина пословицы, нужно продолжить вторую половину:
- Голову держи в холоде (а ноги в тепле)
- Кто спортом занимается, тот (силы набирается)
- Пешком ходить – долго (жить)
- Со спортом не дружишь – не раз о том (потужишь)
- Аппетит приходит (во время еды)
- Когда я ем,( я глух и нем.)
- Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной –( отец родной)
- Много есть –( не велика честь)
- Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней (зарядки).
5-e задание Овощи “приглашают аппетит», так как в организме начинается выделение желудочного сока. Таким образом, и другие блюда лучше усваиваются. Из данных овощей нужно приготовить салат, украсить его и придумать название. (От каждой команды по 1 родителю и ребенку). Оценивается в 5 баллов
Пока идет приготовление салатов, учитель проводит викторину “Витамины”
Американский ученый, биохимик Казимир Функ открыл вещество “амин, и, соединив с латинским словом “Vita” (жизнь), получил витамин. За правильный ответ – одно очко
- Назовите продукты питания, которые содержат витамины (все фрукты и овощи, мясо, молочные продукты, яйца…)
- Какие витамины вы знаете? ( витамин А, В, С, Д…- они обычно называются буквой алфавита)
- Что дают человеку витамины? (помогают человеку расти и развиваться, быть здоровым)
- Какие витамины продают в аптеках?
- Из чего же делают на заводах витамины? (из плодов шиповника, облепихи, моркови, тыквы, черной смородины)
- Какой витамин получает человек, загорая на солнышке? (витамин Д)
6-e задание Составьте поговорку. Командам выдаются карточки со словами. Ответ можно будет увидеть на доске. «В здоровом теле – здоровый дух» «Здоровье дороже золота»
Пока команды работают, игра с болельщиками: а игра следующая: Я буду называть продукт – если он полезный – вы хлопаете в ладоши, если вредный- топаете ногами.
Рыба,торты,геркулес,морковь,пепси,капуста,чипсы,яблоки,орехи,шоколадные конфеты
7-e задание Литературный. Команды самостоятельно выбирает категорию вопроса. Первый выбор предоставляется лидирующей команде. Категория вопросов и сами вопросы отражаются на экране , затем там же можно увидеть правильный ответ.
Название категории | Вопрос | ответ |
Снотворный эффект | Этот герой заснул после прогулки по красивому цветочному полю | Элли, Тотошка |
Витамины | Самое «витаминное» произведение | «приключение Чиполлино» |
Опасное угощение | С помощью этого плода героиня сказки была отравлена, хотя без яда этот плод очень полезный и содержит много железа. | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
Мучные изделия | Героем этой сказки является изделие из муки, который очень любил путешествовать | «Колобок» |
Последствие неуемного аппетита | Герой этого произведения не мог уйти домой из-за проблемы выхода из помещения | «Вини-Пух» |
Необычное применение продуктов питания | В этой сказке невесту для принца нашли с помощью овоща. | «Принцесса на горошине» |
Заключительный этап: Музыкальная пауза: Звучит музыка, вы угадываете песню, где идёт речь о продуктах питания и еде и можете командой подпевать.
- Антошка, Антошка – пойдём копать картошку…
- Калинка – малинка…
- Эх, яблочко, да на тарелочке…
- Чунга чанга.Ешь кокосы жуй бананы…
- Ягода малина, нас к себе манила…
- Яблоки на снегу…
Рефлексия
Учитель: Ребята на этом мероприятие мы с вами говорили о здоровом питании, и, надеюсь, что всё, что вы узнали, поможет вам вести здоровый образ жизни
Мы с вами узнали, что человеку необходимы белки, жиры, углеводы и витамины, а также вода и минеральные вещества. Для того, чтобы еда пошла в прок, необходимо соблюдать правила питания: Нужно стараться есть разнообразную пищу, чтобы организм получал все необходимые ему питательные вещества. Нужно стараться есть в одно и то же время. Организм как бы привыкает к определенному режиму, и тогда пища лучше усваивается. Давайте, все вместе, составим правила здорового питания 🙁 команды говорят по очереди)
- есть необходимо только при чувстве голода
- очень тщательно пережёвывать пищу
- продолжительность приёма пищи 20 минут
- следить за калорийностью пищи
- большое внимание уделять обработке пищи
- нельзя принимать пищу на ходу
- не припевать во время еды
- разнообразие в пище
- рацион, богатый фруктами и овощами
- ограничение употребления сахара
- не переедать
- питаться 3-4 раз в день
- есть за 2 часа до сна
Итог мероприятия: Слово жюри. Награждение детей витаминами. Родителей брошюрами.
Список источников
- Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы» Москва «ВАКО» 2011
- Малахов Г. П. Витамины и минералы в повседневном питании человека.
- Занятие со школьниками «Я отвечаю за себя и своё здоровье» // Биология в школе, 2005, №1 – с. 15.
- Н.Ю. Зайцев «Твоё здоровье: укрепление здоровья» – методическое пособие для 5-7 классов, 2001.
- М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева «Формула правильного питания» – III часть программы «Разговор о правильном питании» – методическое пособие для учителя.
В основании пирамиды находятся продукты, состоящие из злаков. Выше в пирамиде находятся фрукты и овощи. Далее- продукты содержащие белок. Основание пирамиды составляют продукты, которые следует употреблять в пищу чаще в течение недели.
В более высоких частях пирамиды находятся продукты, которые следует употреблять в пищу реже в течение недели. Чем выше, тем рекомендуемая частота потребления уменьшается.
здоро | вье |
здоровом | же |
теле | дух |
золота | доро |
здоровый | В |
Источник