Диета для того кто исповедует иудаизм

Последнее изменение: 2020-08-19

2016-07-13

Особое отношение к продуктам питания и методике их потребления присуще многим народам и религиям. Известно, что индусы не едят говядины, а мусульмане и евреи отвергают свинину.

За века сложились целые системы сложных правил и ограничений в пище у разных народов. Большинство из них имеет духовный подтекст, но существуют и разумные медицинские основания применения таких систем в повседневной жизни для любого человека.

Попробуем выяснить, есть ли оздоровительный эффект для организма у двух крупных мировых религиозных направлений.

Статья о том, как питаются ортодоксальные иудеи и приверженцы Магомета.

Кашрут – здоровая еврейская еда

В мире существует много представлений о правильном питании с религиозным подтекстом. Одно из них – кашрут, еврейская диета, уходящая своими корнями в эпоху первых цивилизаций.

Здесь сплелись:

  • традиции;
  • религия;
  • философия;
  • методы хозяйствования;
  • исторические условия;
  • эзотерика;
  • контакты с другими народами;
  • современная диетология.

Речь идет о практическом применении целым народом наработок о правильном питании.

Есть ли в этом здравое зерно?

Кашрут – это записанные подробным образом еще в глубокой древности правила питания для каждого религиозного еврея.

Основа кашрута

Вся диета подчиняется двум основным правилам –

вкушение только кошерной пищи и строгое следование совместимости продуктов.

Как видите, о грамотном сочетании компонентов питания иудеи знали еще в древности.

Как минимум, третье тысячелетие евреи в самых разных уголках мира:

  • не едят мясо и молоко одновременно и даже из одной и той же посуды (!);
  • не употребляют мясо некоторых животных вообще;
  • избегают употребления крови;
  • готовят продукты сложным «обрядовым» и очень строгим в смысле гигиены способом;
  • едят исключительно так называемую кошерную пищу.

Исторический аспект

Не затрагивая чисто духовные и религиозные причины, укажем на разумность этих предписаний с медицинской и исторической точки зрения.

Кошерная (полезная) пища оберегала жителей местности с жарким климатом от проблем с приготовлением пищи и хранением продуктов. В таких условиях кровь убитого животного быстро портится и может стать причиной ряда заболеваний.

Напоминаем, что в древности совершенных холодильных систем не было. Определенные запреты служили барьером к отравлениям, особенно массовым. Уместно подчеркнуть, что соседи иудеев, арабы, также выработали целый свод важных пищевых запретов.

Продукты, дозволенные к употреблению, стали называть кошерными, а все остальные – трефом.

Особую категорию занимают нейтральные продукты, так называемые парве:

  • блюда из рыб;
  • зелень, овощи и фрукты;
  • масла растительного происхождения;
  • мед и производные от него.

Еврейская система питания. Что можно есть?

Разрешено мясо перечисленных в Торе (у мусульман – в Коране) животных, но только умерщвленных особым религиозным способом.

Речь идет о так называемом кошерном мясе. Если разрешенное предписанием животное умерло не при строгом выполнении определенных правил, например, самостоятельно, его употреблять в качестве пищи категорически запрещено. Другие животные вообще не рассматриваются в качестве пищи.

Христиане могут почерпнуть знание о дозволенных (кошерных) животных из Библии. Животное должно жить на земле, иметь раздвоенные копыта и быть травоядными. К таким относятся овцы, коровы, олени. Лошадиное, ослиное и свиное мясо находится под запретом.

Кошерное – значит качественное

Внимание! Не следует путать национальную подоплеку кухни с религиозными иудейскими запретами при приготовлении пищи.

Кашрут – это просто еда, но приготовленная особым способом. У евреев по всему миру самые разнообразные вкусовые пристрастия. Например, грузинские евреи с удовольствием используют кухню горских народов, они всего лишь готовят ее по иудейским законам.

Любая кухня мира может считаться еврейской, если в ней не будет содержаться свиного и змеиного мяса, определенных видов рыб (без чешуи), птиц, мяса и молока в одном блюде, а ритуальность и кошерность пищи будет подтверждена специальным служащим – машгиахом.

Одним из основных признаков кошерной пищи является ее качество. Для еврейской кухни всегда подбирается самое лучшее сырье, а вся продукция тщательно обследуется. Малейшее подозрение по качеству и происхождению продукта служит основанием для его запрета.

Кашрут – выработанная предыдущими поколениями жесткая традиция, направленная на выживание, поэтому никакие послабления здесь не проходят.

Покупая кошерные продукты в любом магазине, человек может быть уверен, что их производитель не гнался за прибылью и соблюдал строгие правила приготовления в угоду традициям, а не своему кошельку.

Эти правила нельзя изменить, подстроить под рынок, исторические моменты,  географические условия.

Овощи

Этот вид продуктов поддается перед употреблением строжайшему исследованию на наличие:

  • личинок и насекомых;
  • плесени;
  • гнили.

Машгиаг после тщательной проверки овощей моет их и дает заключение на использование. Все зерновые просматриваются на обнаружение несоответствия, а мука просеивается.

Обычно в сфере общественного питания отбраковывается около половины мясных и других продуктов, уже к тому времени прошедших строгий контроль на производстве.

Отбор мяса

Иудеи считают, что их кошерный способ убиения животного является не только ритуальным, но и максимально гуманным. С этим мнением не все согласны.

Животных лишают жизни специальным и очень острым ножом. Плавным профессиональным движением перерезается сразу трахея и пищевод. Такая методика должна исключить все непредвиденные ситуации.

Но ее многие специалисты считают более болезненной для животных, чем, например, мгновенная смерть от пневматического пистолета.

В законодательстве многих стран кошерный и халяльный (у мусульман) забой скота запрещен по причине соблюдения прав животных и этики, без учета качества мяса.

Пища для «своих»

Кошерная еда всегда вкусная потому, что евреи готовят ее только для себя.

Возьмем для примера халу, заплетенную косичкой булку. Такой праздничный хлеб был очень популярным в Советском Союзе. Почему? Потому что он всегда был вкусным и сдобным. Но любой еврей скажет, что хала в десять раз получается вкуснее, если ее испечь по всем правилам, с соблюдением традиции.

Евреи едят:

  • бульоны (говядина, птица, головка лука ложка сахара);
  • супы с картофелем, с бобовыми культурами, на молоке;
  • холодные борщи, в том числе и сладкие, со сметаной и сушками;
  • блины с перемолотым вареным мясом;
  • тушеную говядину с применением кисло-сладких соусов;
  • гусиные шейки с фаршем;
  • гусиный жир в качестве добавки или основы к массе различных блюд;
  • форшмак (сельдь кусочками с приправами), как закусочное или основное блюдо;
  • фаршированную рыбу (внутри мякоть из рыбы, хлеб, лук, растительное масло и приправы);
  • тушеную с овощами рыбу (жарка не характерна для еврейской кухни);
  • морковь, картофель в тушеном виде;
  • оладьи из картофеля;
  • пюре и запеканки;
  • мучные блюда;
  • мацу (хлеб на воде без соли);
  • молоко (только свежее) и молочные каши;
  • ограниченный набор пряностей;
  • пассированные овощи;
  • яйца для мучных изделий;
  • кугели (основа – лапша, картофель, свекла, рис);
  • кондитерские изделия с пресным песочным яичным тестом, различным сочетанием сахара и меда.

Евреи едят овощи и грибы в небольшом количестве. Растительное масло применяется также редко.

Как принимается пища?

Вкушение блюд начинается с рыбы. На второе  – супы. Потом мясо или мясные блюда. Завершают трапезу чаем и сладостями.

Еврейская кухня неискушенного гурмана поражает совсем неожиданными сочетаниями. Вам могут предложить попробовать, например, мясо с тушеными фруктами, засахаренный картофель или морковь, редьку с медом.

Блюда этой кухни имеют неповторимый вкус, своеобразие и оригинальность. Вместе с тем, евреи за тысячелетия от других народов позаимствовали много нового. В результате перед нами – одна из самых качественных, самобытных и здоровых систем питания в мире.

Лактозная непереносимость

В обычном ресторане вы поглощаете блюда, состав которых вам не известен. А вот в еврейском общепите вам бояться нечего, если вы страдаете лактозной непереносимостью.

Почему?

Все кошерные заведения разделяются на молочные и мясные. Выбрав ресторан с мясными блюдами, вы можете быть на все сто процентов уверены, что здесь в ваш желудок не попадет ни капли молока.

Удобно для мусульман

Кашрут и халяль имеют в себе много сходного, при этом еврейская кухня считается более строгой в отношении соблюдения традиций, правил и ритуальности. Отсюда можно сделать вывод, что вся кошерная пища входит в халяль. Любой мусульманин может с чистой совестью вкушать кошерные блюда, а еврей халяль – нет.

Питание при синагогах

Ввиду того, что питательные заведения при религиозных еврейских общинах имеют обычно дотации, хороший выбор качественных продуктов и довольно низкую себестоимость, их популярность во всех странах мира высока. Посещать такие столовые выгодно во вкусовом и денежном отношении.

Кошерная пища на авиалиниях

Заказав вместе с авиабилетом кошерные блюда, вы выигрываете в качестве и разнообразии питания. Вы с удовольствием отведаете хумус, желе из фруктов и рагу из овощей, побалуетесь румяной халой. Еще один плюс – такая еда подается стюардессами вне очереди.

Халяль

У мусульман категорически запрещено употреблять в качестве пищи:

  • свинину;
  • спиртосодержащие продукты;
  • плоть мертвого животного.

Запрет снимается только в исключительных случаях при угрозе смерти.

Приверженцы Магомета сторонятся такой «мерзости», как грязь, моча, слизь, венозная кровь. Они не едят мух, лягушек, раков, мидий, белок, ежей, змей и червей.

Существует также строгий запрет на продукты гниения, вещества, опасные для организма, в том числе наркотические, если они не являются лекарством, приписанным врачом-мусульманином.

Все что не дозволено к употреблению, имеет специальный термин – харам.

Принцип ограничения в питании у мусульман

Чревоугодие  последователи ислама считают неизвинительным грехом. Например, мусульманин не позволит себе через полчаса после обеда снова сесть за стол, чтобы попробовать еще чего-то вкусного.

Излишний аппетит уместен лишь в форме поощрения для гостей. Также разрешается кушать немного больше перед постами, для накопления энергии. Но всегда остается неизменным принцип умеренности. Ничего лишнего! Только то, что полезно и обоснованно.

Застолье у мусульман

Поглощение пищи мусульманами рассматривается, как ритуал. Перед началом произносится благодарственная молитва, после – хвала создателю мира за его доброту и милосердие.

Обязательным является омовение рук и проба продуктов хозяином, который должен убедить гостей в отличном качестве вкушаемых продуктов. Он же и завершает трапезу.

Позволяется есть правой рукой, но не левой «нечистой» рукой. Можно облизывать пальцы, но не разрешено глодать кости.

Внимание! В исламе запрещено смешивать горячие и холодные блюда. Это касается и холодной воды, которой нельзя запивать теплые продукты. Основой стола считается хлеб в виде лепешек, который едят отдельно от других блюд.  Хлеб резать ножом запрещено – только отламывать руками.

Как правильно питаться? Другие предписания для мусульман

Свежие фрукты с сада или огорода нельзя вкушать без кожуры. Считается, что в таком виде их создал Аллах, а во фруктовой кожуре заложена его сила.

Пить воду следует не спеша, с достоинством, небольшими глотками, обязательно из чашки или кружки, но не из бутылки. Во всем необходимо проявлять степенность, человечность и благообразие.

Умеренность – это основа основ. В этом проявляется залог безопасности и здорового питания у приверженцев ислама.

Они пьют много чая и предпочитают нежирную и малокалорийную пищу. Система постов завершает свое дело. Можно с уверенностью сказать, что мусульманское диетическое питание по воздействию мало чем уступает еврейской диете.

Современный усовершенствованный тип еврейской диеты на основе кашрута

Еврейская диета в наши дни мало чем отличается от такой же в дни Ирода или Давида. Были произведены некоторые правки в соответствии с последними достижениями в мировой диетологии. Прежде всего, это здоровое питание, включающее в себя принципы низкой калорийности и раздельности питания.

Что касается определенных правил хранения продуктов, то тут и произошли некоторые изменения. У всех есть холодильники, поэтому заботиться о соблюдении старых запретов в смысле оздоровления, но не духовности, особого резона нет.

Упор делается на полную совместимость всех элементов питания, поэтому мясные блюда и молоко не употребляются вместе, как и в ортодоксальной еврейской практике. Все молочные продукты вычеркнуты из списка диетического питания (что далеко не всем подходит).

Плюсы диеты

Похудение при таком питании происходит медленно, но верно. Речь идет о сбалансированном и здоровом питании, приводящем из-за снижения уровня калорий к стабильной потере по килограмму в неделю, вплоть до установления того веса, который является оптимальным именно для вас.

Употребление определенных продуктов в диете не предусмотрено.

Но обозначен свод строгих обязательных для всех правил:

  • Молоко и все его производные (для тех, кто не может отказаться от него) употребляются без других пищевых добавок. К ним запрещено добавлять хлеб, мясо, каши и т д. Настоящая оздоровительная еврейская диета предполагает полное исключение молочных продуктов из рациона питания.
  • В рацион диеты входит только нежирное мясо. Можно вместе с яйцами.
  • К рыбе дозволена зелень с огорода и овощи (зеленые).
  • Овощи и злаковые культуры разрешается употреблять вместе.
  • Жиры в овощных блюдах должны быть растительного происхождения (олива, лен, кукуруза, подсолнечник) и животного происхождения (в мясных блюдах). Как исключительный вариант – масло из коровьего молока.
  • Никогда не смешиваются фрукты с другой пищей. Они употребляются только в промежутках между приемами пищи. Исключением являются яблоки и груши, которые в ортодоксальной еврейской кухне принято добавлять в различные овощные салаты на обед или ужин. Очень полезным считается сочетание таких компонентов, как яблоки, груши, морковь, огурцы и мед.
  • Существует запрет на все алкогольные напитки, черный чай и кофе.
  • В качестве сладости можно употребить несколько ложек меда в день (но не конфет, шоколада или пирожных).
  • Рекомендуется на протяжении всей диеты обильное питье (без ограничений) в виде зеленых чаев, свежевыжатых соков или обычной негазированной воды.
  • Принимать пищу три раза в день. Между приемами пищи должен быть шестичасовый интервал, во время которого разрешается употреблять фрукты.

Доступность и простота питания по-еврейски

Диета не относится к экстремальным видам и является в высшей степени рациональной и обоснованной,  гарантированно приводит к хорошим показателям в плане общей жизнедеятельности и избавления от лишнего веса.

Ее можно соблюдать на протяжении небольшого времени или даже всю жизнь, если ввести небольшое количество нежирных молочных продуктов (сыры, йогурты, творожная масса, кефир).

В сочетании с правильно рассчитанными физическими и спортивными нагрузками диета может привести к еще лучшим результатам, если она подойдет по всем остальным параметрам.

Выводы

Любой желающий может взять некоторые жизненные принципы иудаизма или ислама, для того, чтобы всегда находиться в хорошей физической и психической форме.

Все виды питания в этих религиозных направлениях опробованы временем, а базис строится на авторитетных духовных источниках.

Дорогие друзья. Статья не является медицинским советом и не может служить заменой консультации с врачом.

Источник

Наши мудрецы говорили: «Человек не должен говорить: “Я не хочу есть свинину, она мне не нравится”, но должен сказать: “Я бы ел свинину, но Всевышний запретил мне это”»

Комплекс законов о дозволенной и недозволенной евреям пище называется кашрут. Слово кашер, которое переводится с иврита приблизительно как «подходящий», «правильный», может относиться к любой вещи, если она соответствует Галахе. Говорят «кашерная Тора», «кашерные тфилин», «кашерная мезуза», «кашерньш талит». Это означает, что они правильно сделаны, удовлетворяют требованиям еврейских законов и пригодны для ритуала. Добропорядочного еврея, выполняющего свои обязанности перед Всевышним, называют адам кашер — «кашерным человеком». В просторечии «кашерный» значит «правильный», «верный» (например, «кашерное дело»), что очень точно передает смысл этого слова. Но чаще всего этот термин относят именно к пище, и в таком смысле будем употреблять его и мы.

Верующий еврей соблюдает кашрут не только потому, что он дорог его сердцу или полезен для здоровья, а потому, что он является заповедью Всевышнего. Это дисциплина, которой требует от него религия. Наши мудрецы говорили: «Человек не должен говорить: “Я не хочу есть свинину, она мне не нравится”, но должен сказать: “Я бы ел свинину, но Всевышний запретил мне это”?». Значение многих необъяснимых законов заключается в их практическом применении, а не в разгадывании причины их установления. Тем не менее, евреи никогда не перестанет пытаться понять замысел Всевышнего. Верующий человек убежден, что у любого закона есть смысл, пусть и скрытый пока от него.

Прежде чем начать поиски этого смысла, следует покончить с очень распространенным убеждением, что законы кашрута — это всего-навсего древние меры по охране здоровья. Подобное заблуждение усугубляют некомментированные переводы Торы, в которых слова «чистый» и «нечистый» обозначают съедобность того или иного животного. Свинью можно вырастить в стерильной камере и зарезать в операционной, но кашерной она от этого не станет.

Надо отметить, что особое отвращение евреев к свинине вызвано не тем, что она грязна, а скорее всего тем, что на протяжении многих веков различные притеснители заставляли еврея съесть именно это некашерное мясо в доказательство отречения от своей веры. Многие предпочитали умереть, но не изменить вере отцов.

То, что Тора запрещает нам есть мясо верблюда, лошади или зайца, нельзя объяснить гигиеническими требованиями, — лошадь или заяц не «грязнее» коровы или козы. Домашняя птица, например, отнюдь не славится чистоплотностью, но Тора разрешает употреблять ее в пищу.

На иврите «чистые» и «нечистые» животные называются тагор и тамэ. Эти слова характеризуют не физическую чистоту или нечистоту, а духовное и моральное состояние. Тамэ означает ритуально нечистый, оскверненный. Животные, считающиеся нечистыми, запрещались не только в пищу, но и для жертвоприношения в Храме. Поэтому таор и тамэ нужно понимать в переносном смысле, как мы понимаем выражения «чистый язык», «нечистый рот», «грязная душа»…

Некоторые законы кашрута относятся к болезням и повреждениям органов, превращающим животное в некашерное, но тем не менее не гигиенические или медицинские соображения были его основной целью. Несмотря на то, что евреи никогда не сомневались в утилитарной пользе кашрута (ибо все, что повелел Всевышний, может быть человеку лишь на пользу), его основные требования, сложные правила убоя скота (шхиты), запрет смешивать мясное и молочное — все это не свидетельствует в пользу теории о «древних мерах по охране здоровья».

В Торе есть лишь один намек на причины ограничений: везде, где говорится о кашруте, содержится призыв к святости. Одиннадцатая глава книги Вайикра, в которой перечисляются нечистые животные, заканчивается так: «Ибо Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь же и будьте святы, как свят Я…» (Вайикра, 11:44). Перечисление нечистых животных в книге Дварим заканчивается словами: «Ибо ты народ, посвященный Г-споду, Б-гу твоему. Не вари козленка в молоке матери его» (Дварим, 14:21). «И людьми святыми будьте у Меня и мяса зверя, растерзанного в поле, не ешьте…» —читаем мы в книге Шмот (22:30).

Тора усиливает идею святости, предостерегая против осквернения — антипода святости, — ибо нечистыми бывают не только животные, но и люди (Вайикра, 11:43,44).

Кашрут — весьма широкое понятие в иудаизме, и различие между пригодными и непригодными в пищу животными — лишь один из множества его аспектов. Еврей должен уметь отличать чистое от нечистого не только в еде, но и во всех областях жизни, в морали и этике. Видеть в кашруте лишь свод законов питания — значит не понимать и искажать его смысл.

Как уже говорилось, святость в иудаизме означает не аскетизм, не отрицание каких-либо земных удовольствий иди подавление естественных влечений. Но с другой стороны нет места и вседозволенности. Обжорство и пьянство — наиболее характерные черты упрямого,вздорно-бунтующего, неисправимого сына, о котором говорит Тора (Дварим, 21:18-21). Они отвратительны. Отсутствие дисциплины, стремление удовлетворить любое свое желание считаются у евреев проявлением слабости и безнравственности. Святость означала и означает способность управлять своими страстями. Цель в том, чтобы человек был хозяином своего животного начала, а не наоборот.

Сопротивление желанию отведать «запретный плод» требует некоторой тренировки. Такую практику и дает соблюдение кашрута. Конечно, нельзя гарантировать, что религиозная дисциплина распространится и на другие сферы деятельности человека, но она закаляет волю, помогает не поддаваться искушению удовлетворить сиюминутные желания.

Иудаизм реализует призыв к святости, поднимая основные потребности человека (еда, питье, половое влечение), в которых он не отличается от животных, на уровень, достойный высших созданий Творца. Кашрут — характерный пример преображения обыденного в святое. То, что ограниченному уму может показаться не заслуживающим внимания, на самом деле есть пример возвышения простого физиологического удовлетворения чувства голода до уровня духовного акта, в котором еще раз подчеркивается вездесущность Всевышнего и долг человека служить Ему.

Накрытый стол ассоциируется в еврейской традиции с алтарем Храма. Талмуд говорит: «Когда стоял Храм, жертвы очищали человека, теперь [алтарем] стал его стол» (Хагига, 27а). Вот почему евреи никогда не сидят на столе, солят первый ломоть хлеба во время трапезы, как солили дары, приготовленные для жертвоприношения. Именно поэтому при чтении послетрапезной молитвы «Биркат амазон» убирают со стола все ножи: холодное оружие, символ войны и насилия, было запрещено держать на жертвеннике символе мира. По той же причине мы моем руки перед едой: омовение — необходимая процедура соблюдения священниками (коаним) ритуальной чистоты во время жертвоприношения.

За едой, в перерывах между блюдами, евреи должны разговаривать на возвышенные темы, подчеркивая тем самым священную символику стола. «Если трое ели вместе и не обменялись ни словом об учении Торы, они как будто ели от жертвоприношений язычников… Но если трое за столом говорили о Торе, то они как будто ели со стола Всевышнего» (Авот, 2:4). Минимальным удовлетворением этого требования является чтение «Биркат амазон» после еды.

Освящение стола молитвой, сама процедура трапезы напоминает нам о присутствии Всевышнего и о служении Ему. Мясо животных, которых было запрещено приносить на алтарь Храма, запрещено и в пищу. Законы кашрута — это еще один пример реализации заповеди Торы: «На всех путях своих познавай Его» (Мишлей, 3:6).

Однако сказанное выше не объясняет всех запретов, налагаемых законами кашрута. Являются ли эти законы проявлением непонятной нам воли Всевышнего? Может быть, можно достигнуть того же дисциплинарного и духовного воздействия, если запретное было бы разрешено, а разрешенное — запрещено?

Наши мудрецы видели особый смысл в каждой, даже мельчайшей детали законов кашрута. Например, запрещение употреблять кровь, смешивать молочное и мясное рассматривается ими как способ внушить нам отвращение к кровопролитию и кровосмешению, заставить нас почувствовать себя на месте любого другого живого существа. Моральными соображениями объясняется запрет забивать животное и его детеныша в один и тот же день. Запрет есть насекомых — и пресмыкающихся основан на стремлении сохранить душу человека в чистоте. «Нечистая пища окружает душу, мешая расти добродетели», — писал р.Овадья Сфорно (ок. 1470 — ок. 1550) в комментариях на книгу Вайикра.

Те, кто выступает против соблюдения правил кашрута, говорят обычно: «Неважно, что попадает в рот, важно, что выходит из него». Фактом, однако, остается, что то, что выходит изо рта, в значительной степени зависит от того, что туда попадает. При ближайшем рассмотрении оказывается, что пища влияет на характер людей, на шкалу их ценностей, на их представление о морали.

Многие «критики» кашрута утверждают, что соблюдение этих законов отделяет евреев от других народов, так как усложняет их общение между собой. Но кто знает, может это и было еще одной причиной, по которой Всевышний дал нам законы кашрута”. Мы находим связь между кашрутом и обособленностью евреев в следующих словах Торы: «Я, Г-сподь, Б-г ваш, Который избрал вас из всех народов. Различайте же и вы между скотом чистым и нечистым и между птицами чистыми и нечистыми…» (Вайикра, 20:24, 25).

Общеизвестно, что пренебрежение законами кашрута ведет к быстрой ассимиляции. Можно сравнить кашрут с фундаментом дома. Сам по себе он еще не дом. На нем нельзя жить. Но, с другой стороны, дом, построенный без фундамента или на хлипкой основе, не простоит долго. Так же и кашрут сам по себе еще не составляет еврейской жизни, но попытка построить ее без кашрута лишена смысла. Что бы ни делала семья — все будет под угрозой разрушения без прочного фундамента.

Без кашрута невозможны религиозное воспитание и правильное духовное развитие детей. Родители, не соблюдающие Закон, но умиляющиеся при виде ребенка, читающего благословение, могут не обратить внимания, что он благодарит Всевышнего за пищу, которую Тот запретил есть. Если этот парадокс не смущает маму и папу, то он наверняка произведет впечатление на сына или дочь, когда те подрастут. И, скорее всего, дети не отвергнут запретную еду, а перестанут читать благословение. И заботы родителей о «сбалансированном» духовном воспитании пойдут насмарку.

Не лучше и та двойная жизнь, которую ведут определенные круги «эмансипированных» евреев. Кашерная еда в семье и некашерная вне дома — этот «принцип» приводит к любопытной ситуации, когда людей больше заботит, что подается на стол, чем то, что попадает в желудок. И самое неприятное, что дети хорошо знают цену такому «домашнему кашруту». Я не хочу называть такое поведение лицемерием, — все-таки лучше хоть что-то, чем ничего, — но к каким результатам приводит подобный подход?

В заключение надо еще раз подчеркнуть, что сам по себе кашрут не гарантирует святость, но в качестве составной части еврейского образа жизни он создает предпосылки для того, чтобы наш народ стал «народом святым», как предначертал ему Всевышний.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Источник