Диета для детей с нарушением развития
Автор статьи Игорь Воронов – невролог, кандидат медицинских наук.
Никого не удивляет, что при сахарном диабете, язвенной болезни желудка должна быть определённая диета. Однако и при ряде заболеваний, протекающих с нарушением нервной системы, с поражением головного мозга, в частности с нарушением интеллекта, необходима специальная диета. При дефиците микроэлемента йода и цинка происходит задержка умственного развития ребёнка. И тогда важно, чтобы в пище были такие микроэлементы. А при повышенном попадании в организм тяжёлого металла свинца отмечается снижение интеллекта, тогда необходимо исключить употребление продуктов с содержанием этого микроэлемента.
При нехватке витамина «В1» развивается болезнь бери-бери, которая характеризуется поражением периферических нервов с развитием полиневрита. Это заболевание сейчас в мире встречается редко, возможно в некоторых странах Африки и Юго-Восточной Азии. Явления поражения периферической нервной системы возникают и при нехватке витамина В12, а недостаточность липоевой кислоты (витамин В9) приводит (при наличии и других факторов) к атеросклеротическим поражениям сосудов.
Нехватка витамина «РР» даёт снижение когнитивных способностей – снижению памяти, снижение обучаемости, усвоению нового материала.
Недостаточное потребление фолиевой кислоты беременными женщинами ведёт к риску развития дефекта нервной трубки у плода – развития спинномозговой или черепно-мозговой грыжи, поэтому в период беременности, а то и в период планируемой беременности, назначают приём фолиевой кислоты. При эпилептических приступах у детей идёт значительное снижение фолиевой кислоты, поэтому пациентам с эпилепсией очень важно употреблять в пищу продукты с содержанием этого витамина. И есть так называемые пиридоксиновые судороги – судорожные приступы вызываются нехваткой витамина В6. Есть заболевание фенилкетонурия, которое характеризуется развитием слабоумия, судорог и при этом заболевании необходима диета – нельзя употреблять продукты содержащие фенилаланин. При таком заболевании, как X-сцепленная адренолейкодистрофия, назначают диету с пониженным содержанием жиров. В ряде случаев при эпилепсии у детей назначают кетогенную диету.
Нехватка определённых витаминов ведёт к развитию различных заболеваний, как об этом уже упоминалось. Нехватка витамины «С» приводит к развитию цинги. Это заболевание характеризуется ломкостью сосудов, кровоточивостью, выпадением зубов, сухостью кожи, слабостью, вялостью, трудностями в обучение, анемией. И при лечении цинги очень важно употреблять в пищу продукты с содержанием витамина «С», например картофель, но его не рекомендовано применять при сахарном диабете. И тут очень важно сбалансированно подходить к назначению определённой диеты. Учитывать конкретную ситуацию конкретного человека и ребёнка. Приводимые ниже данные диет при различных заболеваниях нужно согласовывать с вашим лечащим врачом, нужен индивидуальный подход.
В сети есть множество публикаций о негативном влиянии тяжёлых металлов на организм, в частности ртути и свинца. Действительно отравление этими тяжёлыми металлами может приводить к развитию слабоумия. Однако тут есть определённая тонкость. Дело в том, что нам всем в организм с воздухом, водой, пищей поступают тяжёлые металлы. И у здоровых людей они успешно выводятся в основном через кишечник.
Ртуть, чаще в виде метил ртути попадает в водоёмы, моря и океаны в результате нефтедобычи, из шахт при сжигании мусора, в результате выбросов вулканов в океан и т.д. Метил ртуть из воды морей и океанов, поглощается водорослями и планктоном. Планктон в свою очередь едят мелкие рыбы. Мелких рыб поедают крупные рыбы. И таким образом в крупных хищных рыбах содержание метил ртути значительно увеличивается. Ртуть и метил ртуть так же содержится в больших количествах в судаке, щуке, морском окуне, лобстерах, королевской макрели. С меньшим содержанием ртути: форель, кумжа, голец, таймень. Особенно много ртути в акулах, меч-рыбе, судаке, щуке, палтусе, альбакоре – желтопёром тунце. В России, достаточно сложно определить какой вид тунца продают. Чаще всего тунец в России используют в консервированном виде. Учитывая то, что сложно определить какой вид тунца в консервной банке, а также возможном попадании свинца из железной банки, лучше консервированный тунец употреблять редко или не использовать совсем. Рыба с низким содержанием ртути: лосось, семга, горбуша, минтай, серебристая сайра, сайда, треска.
Что касается свинца. Он в организм к нам попадает в основном из загрязнённой окружающей среды автотранспортом. Продукты, выращенные вблизи автострад, с плохой экологией (пшеница, овощи, фрукты и др. продукты) могут содержать свинец. Особенно накапливают свинец грибы, если они росли вблизи автострад. При неудачных пастбищах, где животные могут поедать траву и пить воду с повышенным содержанием свинца, он попадает в мясо. Так же свинец через воду попадает в рыбу. Свинец может поступать из упаковок, например из металлических банок консервированных продуктов. Железные банки паяют, а этот материал содержит много свинца. У здоровых людей 90% свинца выводится с калом, в меньшем количестве с мочой.
Важно помнить, что кроме ртути и свинца есть и другие нейротоксические вещества, которые поражают клетки головного мозга ребёнка, вызывая различные нарушения от нарушения активности и внимания до расстройств аутистического спектра. К ним относится марганец, тетрахлорэтилен (растворитель), ДДТ (пестицид), фтор, антипирен (содержит полибромированные дефениловые эфиры). Необходимо чтобы эти вещества не попадали в организм ребёнка. Эти нейротоксические вещества используют при производстве пластмасс, они могут попасть в организм при загрязнении водоёмов и пастбищ, при использовании пестицидов в сельском хозяйстве, с повышенным содержанием угарного газа в воздухе. Попадание этих веществ в организм беременной женщины так же может негативно сказаться на будущем ребёнке.
В настоящее время очень часто у детей определяются расстройства аутистического спектра и аутизм. Если такая тенденция будет идти с такими же темпами, то это будет пандемия, перерастающая в эпидемию. Почему это происходит во всех странах Европы, США и в России в том числе, неизвестно. Официальная медицина пока не смогла разработать эффективных методов лечения этих нарушений. И в данном случае, когда официальная медицина не справляется, появляется много альтернативных методов лечения. К одному из альтернативных методов лечения РАС (расстройств аутистического спектра) относят безглютеновую диету. В безглютеновой диете содержится мало клетчатки, поэтому необходимо таким детям употреблять пищу с содержанием клетчатки (картофель, овощи, кукуруза), принимать продукты с содержанием витамина В9 (арахис, печень, фасоль) и В12 (печень, субпродукты, сельдь).
При различных невротических проявлениях (истерики, неврозы, тики) не рекомендуется продукты с быстроусвояемыми углеводами и кофеин содержащие продукты. Им рекомендовано принимать в пищу медленноусвояемые углеводы: бурый сахар, гречневую крупу, чёрный хлеб. Очень хорошо продукты с содержанием витамина В6 (кедровые орехи, грецкие орехи, фасоль, облепиха), продукты с содержанием микроэлемента магния (кунжут, кешью, семена подсолнечника, отруби пшеничные, гречка) и аминокислоты таурина (креветки, кальмар, раки, мидии, мясо цыплёнка и индюшки).
При эпилепсии запрещены алкогольные и газированные напитки, особенно с содержанием кофеина (энергетики и др.). Детям с эпилепсией необходимо исключить продукты, вызывающие у конкретного ребёнка аллергию, а также продукты, содержащие глутамат натрия, что сделать очень сложно его очень часто добавляют в различные продукты. Не рекомендуется употреблять рыбу, содержащую метилртуть. Рекомендованы продукты с содержанием аминокислоты таурин, микроэлемента магния, витамина В6, фолиевой кислоты (витамин В9).
У 10 – 15% детей с расстройством аутистического спектра отмечаются эпилептические приступы. Таким детям важно не принимать продукты, которые запрещены при эпилепсии. И важно в пищу употреблять продукты с содержанием аминокислот валин, лейцин и изолейцин. Это следующие продукты: мясо курицы, печень, бурый рис, орехи, грибы, бобы, чечевица, яйца, грибы, соевые белки. Важно принимать продукты, содержащие фолиевую кислоту (витамин В9) и продукты с содержанием витаминов В12 и В6.
В настоящее время увеличивается число лекарственных аллергий, многие препараты оказывают побочное влияние на организм, а в ряде случаев нет эффективных методов медикаментозного лечения. Всё это обуславливает, то, что проведение диетотерапии становится всё более актуальным. Этот метод очень важен и достаточно доступен. Диетотерапия при неврологических заболеваниях у детей даёт разный положительный эффект, иногда незначительный, а иногда хороший. Это конечно не основной метод лечения таких заболеваний, но сбрасывать его со счетов не стоит. Даже если диетотерапия при таких нарушениях и заболеваниях улучшит ситуацию на 10 – 15% — это хорошо.
Источник
На сегодняшний день многие данные свидетельствуют о высокой частоте нарушений пищевого поведения у детей и что особенно важно – они встречаются более чем у половины детей раннего возраста. Эти нарушения характерны как для детей с неврологической патологией и задержкой развития (в 80% случаев), так и для нормально развивающихся детей – более чем в 25% случаев. Поэтому важно знать причины и особенности этого состояния как у малышей, так и у старших школьников и подростков. Ведь именно в детском возрасте формируются основные привычки, закладывается фундамент, а длительно сохраняющиеся нарушения негативно сказываются на здоровье детей и психологическом климате семьи.
В зарубежной практике разработаны критерии диагностики нарушения пищевого поведения:
– стойкий отказ от приема пищи более 1 месяца;
– отсутствие заболеваний, вызывающих отказ от приема пищи;
– неправильные типы кормлений (кормление во сне, навязчивые кормления, принудительное и механистическое кормление, развлечения во время кормления, длительность приема пищи более 30 минут); – рвотные движения при попытке кормления.
Пищевое поведение начинает формироваться еще в период внутриутробного развития. Влияют характер питания и вкусовые предпочтения матери.
В последующем на пищевое поведение ребенка влияют вид вскармливания, введение прикорма, пищевые привычки семьи. Нарушения пищевого поведения чаще всего встречаются у детей в возрасте 2–6 лет, но они могут возникать и в более раннем возрасте.
В основе пищевого поведения доминируют нарушения аппетита.
Аппетит – это эмоционально окрашенное стремление человека к определенной пище.
В практике педиатры выделяют следующие виды аппетита:
- нормальный;
- повышенный;
- пониженный;
- избирательный.
Формирование пищевого поведения
Процесс формирования пищевого поведения происходит до трех лет, сохраняется на протяжении жизни. Пищевое поведение ребенка может изменяться при соматическом недомогании. Также влияет на формирование пищевого поведения индивидуальное восприятие еды, способы употребления. Это значит, на него могут влиять болезни организма, врожденные патологии, психогенные факторы. При отсутствии органических проблем наиболее вероятная причина — психологическая.
Нарушение пищевого поведения проявляется в таких формах:
- Отрыгивание.
- Нервная (инфантильная) анорексия.
- Пищевое недоразвитие.
- Употребление в пищу несъедобного.
Трудности с жеванием (отрыгивание, пережевывание) возникают из-за трудностей с родительским вниманием к ребенку. Это может быть его недостаток, избыток. Регулярное пережевывание успокаивает ребенка, снимает напряжение.
Нервная анорексия может проявляться в форме полного отвержения еды. Причиной является смена привычной обстановки, места жительства появление нового человека в семье, появление в рационе новых продуктов, неприемлемые для малыша способы употребления пищи. В таком случае изменение в привычной среде приводят к изменениям в пищевом интересе у ребенка.
Причиной недостаточного развития пищевых навыков есть дефицит ухода родителей за детьми. Часто проявляется в неблагополучных семьях, с низким уровнем дохода и культуры. Ребенок просто не умеет удовлетворять потребность в пище.
При расстройстве, когда ребенок стремится съесть несъедобное причина — недостаточное внимание, отсутствие надлежащего ухода. Часто наблюдается у детей, лишенных родительской заботы или при чрезмерной опеке.
Чтобы избежать возникновения этих проблем, необходимо правильно организовать процесс употребления еды, сделать его осознанным. Важно учитывать желания малыша, знать, хочет он кушать в данную секунду или нет, брать за основу естественный прикорм как залог гармоничного развития.
При длительно сохраняющиеся нарушения пищевого поведения связаны с недостаточным потреблением основных пищевых веществ, дефицитом ряда микронутриентов и витаминов, отставанием в росте и развитии, замедлением когнитивного развития, стрессовыми ситуациями в семье, нарушением детско-родительских взаимоотношений и психологического здоровья семьи.
Нарушения пищевого поведения у детей раннего возраста
Меню ребенка после года существенно расширяется в связи с тем, что только лишь грудного молока или специальной смеси для полноценного детского питания уже недостаточно. И это дает старт ответственному периоду для родителей ребенка, ведь важно не только ввести в рацион новые блюда, но и заложить у ребенка основы правильного пищевого поведения, привить взрослеющему малышу хорошие манеры за столом.
Пищевым поведением называют абсолютно все компоненты поведения ребенка, присутствующие в процессе приема пищи: что, как, когда и где он ест, в каких условиях, охотно или без аппетита, насколько быстро насыщается, как реагирует на новые блюда в меню.
Основы пищевого поведения закладываются еще в младенческом возрасте, во время грудного или искусственного вскармливания. Но наиболее значимый этап формирования пищевого поведения наступает тогда, когда малыш переходит к употреблению «взрослой» пищи, то есть примерно после года.
Правила формирования правильного пищевого поведения
- Правильно составленный режим питания – повышает эффективность абсолютно всех биологических процессов с раннего детства. Если приучить малыша есть примерно в одно и то же время (плюс-минус 15-30 минут), его организм будет заранее готовиться к приему пищи: начнет увеличивать выделение желудочного сока (то есть, кушать кроха будет с аппетитом) и вырабатывать ферменты, которые необходимы для правильного пищеварения. Имеет значение и время, отведенное на кормление. Завтрак и полдник – 15-20 минут, обед и ужин – 25-30 минут. Не нужно торопить ребенка, дайте ему возможность есть спокойно, тщательно пережевывая каждый кусочек. У деток, которые едят впопыхах, нарушения пищевого поведения (например, переедание) впоследствии наблюдаются гораздо чаще.
- Рацион и порции – после года ежедневное меню малыша состоит из супов, каш, вторых овощных, рыбных и мясных блюд, кисломолочных продуктов, фруктов, их варят, тушат, запекают, готовят на пару. И подают так, чтобы малыш в зависимости от возраста смог их без проблем жевать и проглатывать (если и кусочками). Знакомить ребенка с новыми для него блюдами стоит постепенно, используя правила как и при введении прикорма. При этом нужно в зависимости от возраста разделять на порции – это позволяет организму малыша без негативных последствий знакомиться с новыми блюдами, а маме дает возможность вовремя замечать малейшие признаки аллергической реакции на тот или иной продукту. Однако дозировать следует и хорошо знакомые ребенку блюда, дабы избежать привычки передать. Объем порции годовалого ребенка составляет примерно 220 мл, объем порции ребенка в 1,5 года – примерно 300 мл.
- Правильная обстановка – приучайте малыша с раннего возраста принимать пищу в отведенном для этого месте – на кухне или в столовой, а не перед телевизором или в движении. Если вы будете постоянно предлагать есть только на кухне и, внимание, сами будете принимать пищу только там, то в будущем не придется переучивать, преодолевая сопротивление ребенка, а заложить с ноля правильную привычку. Для правильного усвоения пищи крайне важна спокойная, располагающая обстановка, при этом никаких требований, ультиматумов, запугиваний и семейных сцен во время приема пищи ребенком – это формирует отрицательные стереотипы и как следствие – нарушения пищевого поведения. Позаботьтесь о том, чтобы от приема пищи ничего не отвлекало: выключайте телевизор, убирайте подальше телефоны и планшеты, игрушки.
Источник
Все мы знаем, что должны правильно питаться. В этой статье я расскажу о способах коррекции некоторых нарушений при помощи диетотерапии.
Исходя из того, что многие речевые нарушения обусловлены неврологическими нарушениями, пища, благотворно влияющая на развитие нервной системы, также окажет положительный эффект в системе речевого развития ребенка.
Итак, составляя меню для ребенка, имеющего неврологические нарушения, а также для их профилактики следует исходить из следующих параметров:
Для полноценного развития нервной системы и соответственно речи необходимо достаточное количество кальция, калия и фосфора. Большое количество кальция содержится в семенах и орехах, рыбе, молочных продуктах, зеленых овощах, сое. Для лучшего усвоения кальция организмом необходим витамин D, а вот присутствие железа наоборот, препятствует его усвоению.
Калием богаты мясные продукты, большинство круп, картофель с кожурой, зародыши пшеницы и пшеничные отруби, бобовые, морковь, тыква, свекла, редька, перец, огурцы, помидоры, авокадо, капуста, зелень, шампиньоны, арбузы, дыни, яблоки, киви, манго, вишня, черная смородина, ежевика, виноград, сухофрукты, орехи.
Источником фосфора являются различные продукты растительного и животного происхождения: крупы (гречневая, овсяная, пшено), рыба, молоко и молочные продукты, яйца.
Для здоровья нервной системы важен хороший и спокойный сон, для которого ребенку должно хватать магния. Его содержат мясные и молочные продукты, гречка, отруби, пшено, бобовые, картофель, морковь, шпинат, бананы, абрикосы, персики, клубника, ежевика, малина, орехи, кунжут. Важно помнить, что чрезмерное употребление рафинированного сахара (и сладостей на его основе) препятствует усвоению магния.
Питание ребенка должно препятствовать возникновению гиперактивности и гипервозбудимости. Следовательно, в его рационе не должно быть продуктов с синтетическими красителями, ароматизаторами, консервантами и другими искусственными пищевыми добавками. Желательно так же сократить потребление сахара и его заменителей, кофеиносодержащих продуктов.
Важно соблюдать правильное соотношение белков, жиров и углеводов.
Большое значение для нервной системы имеет лецитин, им богаты яйца, печень, соя, арахис. Лецитин обеспечивает быструю и точную передачу информации в мозге, улучшает внимание, память, моторные реации.
Одними из самых важных витаминов для ЦНС являются витамины группы В. Именно их принято назначать детям с задержкой речевого развития. Чтобы получать витамин В 1 – пейте натуральный хлебный квас (из сухарей, а не из сусла!) всей семьей. Достаточно много витамина В1 содержится в гречневой и овсяной крупах. Для хорошего сна и настроения нужен витамин В3. Он содержится в мясных и молочных продуктах, очень много ниацина (витамина В3) в семечках подсолнечника и арахисе. Хорошим источником витамина В3 можно считать неочищенные зерновые — проращенные пшеницу, гречиху, каши из недробленых круп — овса, кукурузы, ржи,ячменя и так далее. Кроме того, богаты им фасоль и горох, соя и грибы. Биологическая роль витамина В6 состоит в синтезе нейромедиаторов, улучшении состояния клетки печени и нервных волокон. Детям с дизартрией необходимо принимать этот витамин для улучшения трофики ткани (что повысит эффективность логопедического массажа). Достаточно велико его содержание в шпинате, из которого можно сделать вкусные оладушки и в проростках пшеницы, которые можно добавлять в салаты. Фолиевая кислота (витамин В9) содержится в печени, шпинате, грецких орехах, ржаной муке и других продуктах. Витамин В 12 – один из основных для профилактики и коррекции задержки речевого развития, алалии, т.к. участвует в синтезе миелина (именно его недостаток является одной из важных причин указанных нарушений). Этот витамин плохо усваивается при приеме внутрь, улучшает его всасывание одновременный прием с фолиевой кислотой. Основные пищевые источники витамина В12: кисломолочные продукты, яйца, соя, дрожжи, пивные дрожжи, зеленые части растений, салаты, зеленый лук, говяжья печень.
Важно соблюдать питьевой режим: пить достаточное количество чистой воды, желательно отдельно от еды (за 30 минут до, или через 2 часа после).
Обращайте внимание на совместимость продуктов: многие витамины и микроэлементы усиливают или, наоборот, ослабляют действие друг друга.
Нужно соблюдать режим в питании (есть в одно и то же время), это помогает формировать ритм деятельности нервной системы.
И наконец, не забывайте знакомить ребенка с названиями продуктов, запахов, вкусов, действий при приготовлении и еде.
Доброго здоровья вам и вашим детям!
Самойлова Надежда,
Центр развития и реабилитации детей «Светлый город»
Источник