Что такое диета в древней греции

Что такое диета в древней греции thumbnail

История диет. Античность

История диет. Сегодня мы начинаем вам рассказывать историю представлений человека о диетах. Начнем с самой древности. Диеты в эпоху античности.

История диет

Пожалуйста, не пробуйте эти диеты на себе, просто почитайте, это интересно и иногда смешно.

До начала XX века на протяжении многих столетий было модно быть немного полным. Полнота свидетельствовала, что у человека есть деньги, чтобы питаться хорошо и что он не страдает от тяжелых болезней. Но быть очень толстымрассматривалось как опасность для здоровья и при этом врачи предписывали разнообразные диеты. Начнем с самой древности.

Диеты в эпоху античности.

О питании в Древнем Египте мы имеем достаточно хорошее представление благодаря многочисленным надписям на стенах храмов и гробниц. Самыми популярными продуктами были хлеб и пиво. Причем ученые обнаружили около двадцати сортов хлеба различной формы и состава. Из-за религиозных убеждений в святости большинства животных, например, крупного рогатого скота, потребление мяса было привилегией высшего сословия. Поэтому можно сказать, что египтяне были «вегетарианцами». Наиболее употребляемые овощи — это чеснок и лук вареные с фасолью, нутом или чечевицей, плюс зеленые овощи (капуста, огурцы, салат, лук-порей, горох и редис). Но, что интересно бобы у египтян считались «нечистым» овощем, связанным с миром мертвых и совершенно не выращивались, и не использовались (Геродот, История, XXXVII вторая книга).

Фрукты также, как и мясо были редки и употреблялись только элитами общества. Этими фруктами были виноград, гранаты, арбузы и дыни, а также плоды рожкового дерева. В качестве десерта и лечебного средства использовался мед, производимый в глиняных ульях. Самым распространенным напитком было пиво, а вино пили только в богатых домах. Как замена мясу египтяне ели рыбу, самые популярные: кефаль или барабулька.

При таком режиме питания и периодических временах голода вряд ли было много полных людей, но сохранились свидетельства, что основным средством для похудения было вызывать рвоту после еды, чтобы не поглощать слишком много пищи. Эффективно, конечно, но подобный способ часто приводит к другой крайности – анорексии.

Древние греки ели три раза в день: первая еда холодная, вторая еда была около полудня и третья еда, как правило, самая важная происходила ближе к ночи.

Блюда приготовлялись на огне. Часто употреблялась чечевичная похлебка. Традиционными ингредиентами были капуста, лук, фасоль, рыба, а также куры, гуси и голуби. Фрукты и орехи обычно ели как десерт, это инжир, гранат, грецкие орехи, фундук и, конечно, виноград. Мясо ели редко, в основном на банкетах или во время праздников. Самый распространенный напиток – вода и вино. Хлеб чаще ячменный. Молоко пили только крестьяне и в приготовлении еды оно практически не участвовало, за исключением изготовления сыра.

Несмотря на такую, с нашей точки зрения, правильную пищу – без колы и чипсов, именно Древняя Греция стала родиной всевозможных диет и само слово диета греческого происхождения (δίαιτα) означающее образ жизни, режим питания.

Первая причина появления древнегреческих диет – философские и религиозные воззрения. Так, например, пифагореизм предложил образ жизни, основанный на идее чистоты и таким образом очищения, то есть аскетизма. В этом контексте появляется вегетарианство. Автор комедий Аристофан описывал пифагорейцев, которые могли выжить на хлебе и воде. Хотя, присутствуя на жертвоприношении в процессе банкета, им никто не запрещал есть мясо, потому что это оправдывалось необходимостью соблюдения религиозного ритуала.

Древнегреческий философ и врач Эмпедокл осуждал потребление мяса и принимал позицию недалекую от современного вегетарианства. В его учении о переселении душ предполагалось, что все живые существа связаны между собой.

Вторая причина диет – для излечения больных. Практически все врачи были согласны, что питание влияет на течение болезни. Гиппократ и его ученики предписывали в первые 48 часов болезни пить только воду. Другие же доктора эпохи советовали в это время есть свинину и пить красное вино.

И, наконец, третья причина для предписания диет – подготовка атлетов к спортивным соревнованиям. Если верить Элиану Тактику (римский военный писатель греческого происхождения), то первый спортсмен, который использовал специальную диету был Иккос из Таранта, победитель в пятиборье на 84-х Олимпийских Играх (444 г. до н.э.). Древнегреческие специалисты по подготовке атлетов понимали взаимосвязь между диетой – продуманной схемы подбора продуктов питания для своих подопечных, и достигнутыми ими результатами. Они заставляли своих подопечных отказаться от чревоугодия, запрещали половые отношения перед состязаниями. Главным источником энергетической и физической подпитки для атлетов была пища. Постепенно сформировалась даже специальная олимпийская диета. Она предполагала потребление большого количества мяса, что нехарактерно для древних греков. Мясо стоило дорого и было предметом гастрономической роскоши и обычно его использовали на жертвоприношение. Но диеты атлетов были самыми разнообразными.

Так десятикратный победитель в пентатлоне между 328 и 292 годами до н. э. Геродор из Мегары. признавался, что во время тренировок позволяет себе съедать «по семь килограммов мяса, заедая таким же количеством хлеба, выпивая до десяти литров разбавленного вина»! Атлет Дромей из города Стифала отказался от однообразного питания сыром и овощами, как поступали другие бегуны и тоже перешел на питание мясом.

Хармис, победитель в коротком беге на 28-й Олимпиаде в 668 году до н.э., «сидел на диете» из сушеного инжира, считая, что он помогает ему бежать быстрее. Греческие бегуны на длинные дистанции полагали, что дополнительную силу им придают кунжутные зерна. А некоторые кулачные бойцы и борцы незадолго до схваток ели мухоморы, поскольку считали, что эти грибы повышали реакцию. Мухоморами, кстати, питались и некоторые римские гладиаторы!

Рим долгое время находился под влиянием греческих традиций. Приемов пищи также было три. Первый на рассвете – завтрак. Для простых людей — это хлеб, натертый чесноком, сыр и стакан воды. В более обеспеченных слоях сюда добавлялись яйца, мед, молоко и фрукты. Второй – обед около полудня. Хлеб, замоченный в вине, сыр, фрукты и овощи. Третий прием пищи после обеда или даже в сумерках, он основной и длился около трех часов и иногда даже до поздней ночи. Он мог состоять из закусок (устрицы, омары), жареного мяса или похлебки и десертов. Сопровождалось пиршество вином, разбавленным водой. Такое питание иногда приводила к появлению излишнего веса. И тут уж врачи щедро делились советами.

Во II веке нашей эры известный римский врач Соран Эфесский считал, что быть толстым это значит быть ленивым и малоактивным. Он дает вот такие советы чтобы потерять лишние килограммы.

Надо: Спать как можно меньше – Заниматься многими видами деятельности (пение, литература…) – Заниматься спортом – Выходить к солнцу – Принимать горячие ванны – Массаж – Есть только раз в день – Есть холодные блюда из овощей и рыбы – Принимать слабительных или рвотные средства.

Не надо: Заниматься приготовлением еды – Употреблять молоко, мозги, яйца, или жирную пищу.

Самый известный римский врач и хирург Гален (129-200 гг. н.э.) труды которого стали главными учебниками для медиков вплоть до XIX века в возрасте 28 лет стал врачом гладиаторов в городе Пергам. За четыре года в этой должности Гален убедился в необходимости диеты, занятий спортом, гигиены и профилактики, изучил анатомию, лечение переломов и тяжёлых травм, называя травмы «окнами тела». За время его работы умерли лишь пятеро гладиаторов, в то время как за время работы его предшественника умерших гладиаторов было шестьдесят. Гален критиковал спортсменов своего времени за то, что они «объедаются мясом». По его мнению, такая диета приводит к утолщению тела, и, следовательно, к затуханию врожденного тепла и далее к смерти атлета. (Гален, Гигиена). Под его влиянием подавляющее число гладиаторов было вегетарианцами. Они питались в основном ячменными лепешками и оливковым маслом. В рацион входили также вино, инжир, лук, репа и другие корнеплоды, бобовые и свежие овощи.

Одно из известных высказываний Галена «Вставайте из-за стола слегка голодными, и вы будете всегда здоровы».

Похожие статьи:

Статьи → История диет. Диеты в эпоху Возрождения.

Статьи → Чтобы похудеть надо считать не калории, а количество глотков пищи в день

Статьи → «Полностью исключать глютен из рациона питания для всех неразумно»

Статьи → Беременность и ожирение

Статьи → История диет. Эпоха Средневековья.

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник

(Источник фото: https://www.hotels2see.com/touch-ancient-greece-citta-dei-nicliani)

Множество исследований свидетельствуют, что из всех так называемых диет, одна из самых здоровых и полезных, как показывает история, является Средиземноморская диета. В этой статье мы «попробуем её на вкус», поймем её суть, а также узнаем чем питались древние греки. Автор приглашает читателя мысленно надеть на себя тунику, кожаные сандалии и далее уже, может быть, наяву поднять кубок с разбавленным вином или виноградным соком (древние греки пили только разбавленное) и отправиться в путешествие по средиземноморской гастрономии.

Чем питались древние греки?

(Источник фото: https://res.cloudinary.com)

Древние греки принимали пищу чаще всего четыре раза в день. О питании греков нам известно, в основном, из древних спектаклей. На утро был хлеб, который они обмакивали в разбавленное вино. Кто пил вино не разбавленным, греки считали варварами. Они считали вино даром бога Диониса. Вино подавалось в расписных керамических кубках. Хлеб пёкся из пшеницы, или ячменя. Хлебом служила и ячменная каша. Кстати, насчитывалось не менее 50 видов хлеба. Хлеб также использовался вместо вилок, и в богатых семьях после трапезы его доедали рабы или скот. Утром также ели фиги или оливки. На завтрак могли быть лепёшки (теганьяс). Любопытно, что на иврите слова, обозначающие процесс жарки, звучит похоже «летаген (жарить), тигун (жарка), метуган (пожаренное)». Лепешки выпекались из пшеничной муки, оливкового масла, мёда и кислого молока. Атеней в своём трактате «Дейпнософисты» (Учёные сотрапезники) упоминает о лепёшках из полбы с мёдом, кунжутными семечками и сыром.

Пшеничные зёрна размягчались или вымачиванием в воде и готовились как каша, или с помощью толчения в ступке, превращая их в муку. Греки использовали винные дрожжи, но только по праздникам. Хлеб выпекался в глиняных домашних печах. Белый хлеб предназначался богатым, а бедняки питались хлебом из ячменной муки грубого помола. В бедных домах хлеб готовили так: на пол клались раскалённые угли, когда пол становился достаточно горячим, на него раскладывали лепёшки и накрывали их крышкой, на которую вновь помещали угли.

Ячмень обжаривали, а потом мололи в муку, называя её «маза». Мазу иногда ели сырой. Любопытно, что на иврите без дрожжевой плоский хлеб называется «матца».

Древнегреческая культура являлась аграрной, поэтому диета состояла в основном из круп, овощей, фруктов, рыбы, яиц и немного мяса. Картофель и помидоры в Европе не произрастали, зато были спаржа, укроп, огурцы, турецкий горох (нут) и сельдерей. Из овощей готовились супы, часто их варили с оливковым маслом, уксусом, травами и рыбным соусом. В городах свежие овощи были дороги, и бедные жители питались сушёными овощами. Они также любили чечевицу. Аристофану указывал, что протёртые бобы были любимым блюдом Геракла, которого всегда в комедиях изображали чревоугодником. Блюдо из бобов нута, протёртых с оливковым маслом и кунжутными семенами в Израиле называется «хумус», оно считается самым распространённым. Суп из чечевицы был типичной пищей простых греков. Военные питались сыром, чесноком и луком. Хор в театре пел о конце войны: «О, радость, радость! Больше нет шлема, сыра и лука!»

Из фруктов были яблоки, груши, вишня, шелковица и дамсон (тернослив — мелкая чёрная слива). Свежие, либо сушёные фрукты, а также орехи подавались на десерт. Основными были фиги (инжир), изюм и гранаты. Существует рецепт одного древнего десерта из тёртых бобов и фиников.

Оливки для греков были не только едой, но источником масла для ламп, косметическим средством и важной частью самой культуры. Греки верили, что богиня Афина подарила первое оливковое дерево городу Афины. Его плоды позже распространились по всей Греции. Женщины наносили масло на кожу лица и тела для сохранения молодости. Автор рекомендует продолжить традицию и наносить оливковое масло на чистую влажную кожу лица на ночь, чтобы утром проснуться с мягкой кожей.

Бытует ошибочно мнение, что оливковое масло нельзя использовать для жарки. Это миф. Конечно, жареная пища не очень полезна для здоровья, лучше блюда запекать или тушить на воде, а масло добавлять после, но оливковое масло можно использовать на всех этапах приготовления пищи. При жарке оно дымится больше, чем другие масла. При выборе масла обращайте внимание на то, чтобы оно было тёмного цвета (само масло, а не только бутылка) и имело богатый аромат.

Мёд греки использовали, как мы сегодня сахар, и очень любили, не только как пищу, но и как лекарство. Они верили, что Зевса в детстве кормили молоком и мёдом. У многих семей были свои пасеки.

Мясо древние греки ели в основном по праздникам. Считалось, что мясом питаются только варвары. Известно, что соперники афинян, спартанцы имели исключительно мясную диету. Спартанцы варили суп из свиных ножек и крови (известно, что греки считали спартанцев варварами). Греческие атлеты также отдавали предпочтение мясной диете, но старались не есть десертов и не пить слишком много вина. Живя у Средиземного моря греки имели вдоволь рыбы. Самым дешёвым мясом в городе была свинина. Греки питались яйцами кур, гусей, фазанов и куропаток.

Питьё молока и использование сливочного масла греки также считали варварством. Зато они употребляли кисломолочные продукты, творог и овечий сыр.

Воду носили женщины, и, хотя колодцев было достаточно, предпочтение отдавалось ключевой воде. У греков есть множество описаний разных качеств воды, она может быть лёгкая, сухая, кислая, подобная вину и т.п.

Вина

У греков были белое, розовое и красное вино. Лучшие сорта производились в Тасосе, Лесбосе и Хиосе. Вина использовалось, как целебное средство с добавлением сосновой смолы и разных трав. Вина добавлялись в блюда. Элиан упоминает о том, что вино из Херайя в Аркадии делало мужчин глупыми, а женщин детородными; и наоборот, ахейское вино считалось вызывает выкидыш. Женщинам было запрещено пить вино, за исключением Спарты.

Приём пищи не был только процессом удовлетворения потребности организма, а часто превращался в общее застолье, когда люди подолгу общались друг с другом. Даже сегодня греческие семейные пиры длятся часами.

(Килик, самый популярный древнегреческий сосуд для питья. Источник: википедия).

Ужин у греков был самым важными и основным моментом приёма пищи. Обед был лёгким, как и полдник ближе к вечеру. Иногда ужин и обед объединялись и относились на вторую половину дня. Мужчины и женщины ели раздельно. В маленьких домах первыми ели мужчины, потом женщины. Аристотель писал, что пищу подавали рабы, а в бедных семьях жёны и дети. Сидели греки на стульях за столами, а во время праздников на скамейках за низкими столами. Позднее столы стали круглыми, обычно с ножками в форме ног животных.

В качестве закусок греки употребляли каштаны, бобы, поджаренную пшеницу и медовые пирожные. Аристократы и богатые мужчины устраивали встречи, на которых пили вина и обменивались мыслями. На Крите и в Спарте мужчины воины и мальчики участвовали в Сиситиях. На пике расцвета греческой культуры диета была относительно простой. Греки считали, что сложность блюд развращает человека. Александр Великий высмеивал иранский царский дворец, отмечая, что их вкусовые пристрастия привели к поражению. Позднее, ближе к концу империи, гастрономия стала занимать всё больше места в душе греков.

Вегетарианство

Древнегреческие философы Пифагор, Эмпедокл, Сенека, Плутарх, Плотин, Порфир и Эпикур проповедовали идею вегетарианского питания, воздержания от убийства, говоря о перевоплощении душ.

«До тех пор пока человек будет продолжает быть безжалостным уничтожителем низших живых существ, он никогда не будет знать здоровья и мира. До тех пор, пока люди убивают животных, они будут убивать друг друга. Действительно, тот, кто сеет зерно убийства и боли, не может пожинать радость и любовь».
— Пифагор

(Триптолем получает снопы пшеницы от Деметры и благословения от Персефоны, рельеф V века до н.э., Национальный археологический музей Афин)

Современная греческая диета

Современные греки потребляют больше всего оливкового масла в год, чем жители любой другой страны. Большинство греческих блюд состоят из запечённых овощей и называются «латера (или ладера», что переводиться как «с маслом» (оливковым, естественно). Зеленые бобы, баклажаны, бамия и горох готовятся с помидорами, луком, чесноком и различными травами и специями и потребляются, как основное блюдо вместе с сыром фета и хлебом. Летом — это салат из помидор и огурцов, а зимой — салат из капусты с морковью. Греки также потребляют больше всего сыра в мире, благодаря сыру фета, который присутствует при каждом приёме пищи. Традиционно сыр фета изготавливается из овечьего молока. В северной Греции популярны пироги из шпината, сыра и лука-порей. С каждым приёмом пищи греки едят сыр (фета) и хлеб.

Греческий рецепт блюда из белых бобов.

Белые бобы замочить на ночь. Утром поварить минут 40 до мягкости, но не до полной готовности. В сковороде смешать мякоть помидор, томатную пасту, половину стакана оливкового масла, нашинкованный лук и пару головок чеснока и поварить минут 10. Слить с бобов воду, смешать с содержимым в сковороде, добавить ещё четверть стакана оливкового масла и поместить в духовку на 50 минут для запекания. Перед подачей к столу посыпать блюдо брынзой и подавать с хлебом. Самым «вкусным» блюдо будет на веранде в греческой деревушке, но у себя дома в многоэтажке тоже не плохо:)

Источник

Что такое диета в древней греции

За время своей жизни человек накапливает опыт в сфере собственного питания, который помогает сознательно или бессознательно использовать наиболее подходящую для него диету. При этом одни люди (их, видимо, большинство) совсем не задумываются над тем, как правильно построить свое питание. Другие, наоборот, тщательно изучают действие тех или иных продуктов на самочувствие и здоровье. В результате обмена индивидуальным опытом создавался и рос сначала общеплеменной, затем общенациональный и, наконец, общечеловеческий опыт наиболее правильного питания, изложенный в творениях врачей и ученых Египта, Древней Греции, Древнего Рима, Индии и других стран.

Уже тогда были досконально проверены и перепроверены самые различные идеи, веяния и теории в области питания. Питание одной растительной пищей (истинные вегетарианцы), только сырыми продуктами (сыроедение), полное и частичное голодание и самые различные другие отклонения от обычного питания — все это было испытано большим количеством добровольцев. Все бытующие ныне так называемые новые теории питания имеют в действительности многовековую историю и кажутся новыми только потому, что были уже основательно забыты.

В эпоху античности (VI в. до н.э. –  V в. н.э.). человечество, расселяясь, расширяло свои познания об окружающем мире. Люди создали мощную цивилизацию и уверовали в свое могущество. Главными персонажами античной мифологии стали боги, чрезвычайно похожие на людей. В это время зарождались науки, поскольку дальнейшее развитие мореплавания и земледелия было невозможно без научной основы.

Выдающийся врач Гиппократ считал, что лечение должно заключаться в том, чтобы в разные стадии болезни уметь правильно выбрать пищу в количественных и качественных отношениях. Римский врач Асклепиад (128-56 до н. э.), который считается основоположником диетологии, отвергал фармакотерапию и подробно разработал указания по использованию пищевых веществ при лечении разных болезней. Большое внимание вопросам питания больных уделял римский врач Гален.

В большинстве этих теорий питания содержится то или иное рациональное зерно. При этом применительно к какому-нибудь одному человеку или даже к малой группе лиц, отличающихся определенными особенностями обмена веществ или состояния здоровья, это рациональное зерно может принести пользу. Однако при некритическом перенесении этого опыта на других лиц положительный эффект может обернуться отрицательным.

Античность предстает перед нами как историческая эпоха, причудливо менявшая свои формы и облики – греческие, этрусские, карфагенские, эллинистические и римские. Это мир культуры и мир человека с подлинной средой исторической жизни, творимой и переживаемой людьми с их неповторимыми судьбами и индивидуальностями. Люди жили в разные эпохи античности и были неравны по происхождению, социальному положению, образованию, характеру. Античное наследие «золотой цепью» связывало воедино времена и народы; наследие, без которого не мог обойтись ни один последующий век.

Самый яркий расцвет диетологии совпадает со временем наибольшего могущества и процветания Эллады. Греческая кухня и вообще существующая в этой стране культура питания, ставшая основой самой полезной в мире средиземноморской кухни – это предмет особой национальной гордости греков, наряду с Акрополем, Гомером и Александром Македонским.

Древнегреческая диета состояла из продуктов, не повышающих уровень сахара в крови, то есть не ведущих к увеличению веса. Вот почему греки были такими стройными и красивыми! Древние греки широко использовали в питании оливки и оливковое масло.

С древних времен в Греции оливки консервировали морской солью. В рассол для черных оливок добавляли немного натурального винного уксуса и оливковое масло. Различный вкус оливкам придавали различными пряными травами и специями. Оливки солили, мариновали и использовали в качестве закуски, гарнира, приправы к рыбе и многим другим блюдам – добавка всего нескольких оливок придает блюдам особый вкус. По современным воззрениям, оливки выполняют функцию своеобразного биохимического регулятора для усвоения соли и жиров.

Хлеб тогда пекли не белый, а грубый, из полуобработанной муки (что способствовало лучшему перевариванию остальных продуктов). В Древней Греции первое упоминание о “кислом” хлебе, т. е. хлебе из сброженного теста, относится к V в. до нашей эры. Однако такой хлеб считался деликатесом, стоил значительно дороже пресного хлеба, его употребляли только состоятельные люди. Гомер, описавший трапезы своих героев, оставил нам свидетельство того, что аристократы Древней Греции считали хлеб совершенно самостоятельным блюдом.

В те далекие времена на обед подавали, как правило, два блюда: кусок мяса, жаренный на вертеле, и белый пшеничный хлеб. Каждое из этих двух блюд ели отдельно, а хлебу при этом отводилась самая значительная и почетная роль. Гомер сравнивает пшеницу с мозгом человека, имея в виде ее значение в жизни людей. Он говорит, что чем богаче хозяин дома, тем обильнее угощение в его доме белым хлебом. О том, с каким суеверным почтением относились в Древней Греции к хлебу, говорит и такой любопытный факт. Эллины были твердо убеждены, что, если человек поедает свою пищу без хлеба, он совершает большой грех и будет непременно наказан богами.

На сайт
В блог
Другие ресурсы

Источник