Целенаправленное моделирование эмоций психологическая диета литвак
Литвак Михаил пишет, что человек запрограммирован на счастье. Он обязан быть счастливым, если хочет быть здоровым, активным и долго жить. Помогают ему выполнять поставленную задачу положительные эмоции, отрицательные эмоции вызывают неврозы и различного рода болезни. При этом на мозг должны действовать три рода раздражителей: раздражители, которые вызывают положительные эмоции — 35 %, которые вызывают отрицательные эмоции — 5%, эмоционально нейтральные — 60 %.
Михаил Литвак замечает, что оптимальным соотношением отрицательных и положительных эмоций служит соотношение 7/1.
К положительным эмоциям Михаил Литвак относит лишь интерес и радость.
Интерес, считает Литвак Михаил, это двигатель нашего развития, личностного роста и становления. Если не будет интереса в нашей жизни, то мы остановимся и не захотим двигаться дальше. Основой благополучной семейной жизни также является интерес, при этом он выступает в двух ипостасях: в духовно-деловой и сексуальной. Мужчина, замечает Михаил Литвак, хочет иметь секс с разными партнершами, когда его партнерша растет(личностно), то мужчина занимается сексом с одной женщиной, но в то же время с разными, так как она выросла по сравнению с предыдущим своим состоянием.
Интерес важен для развития ребенка, так как движет его познанием, желанием узнавать все обо всем и задавать очень много вопросов, находить ответы. Ребенок, увлеченной процессом познания, выходит за рамки существующих знаний, постепенно накапливая такие вопросы, на которые ни один взрослый не может ему дать ответ. Став взрослым, этот ребенок совершит открытие, продолжая с интересом исследовать волнующую его проблему.
Радость является побочным продуктом, который возникает в результате совершенного значимого социального действия или же как результат акта творения, замечает Литвак Михаил. При этом очень поучительно высказывание Ницше: «Сорадость, а не сострадание создает друга». Многие испытывают радость, когда другим плохо. Они сравнивают себя и «друга», находят, что его дела идут хуже и они с радостью помогают ему. Но вот приходит момент, когда «другу» сопутствует успех и тогда рождается зависть, которая в последствии может перерасти в ненависть, ведь радоваться чужому счастью для таких людей хуже любой пытки. Михаил Литвак определяет смысл дневного бытия человека так: «задача каждого человека – прожить свое простое будничное так, чтобы внести в свое и чужое существование каплю мира и радости». Умение радоваться даже маленьким успехам, даже маленьким незначительным положительным новостям — великое умение.
При этом основным источником интереса должен служить свободный, творческий труд, который приносит радость, однако радость, согласно Литваку Михаилу — любовь, но чтобы она появилась, нужно потрудиться.
Отрицательные эмоции Михаил Литвак подразделяет на биологические и социальные. К биологическим относит: тревогу, страх, страдание, гнев. К социальным: стыд, чувство вины.
Тревогу Михаил Литвак называет самой распространенной отрицательной эмоцией, при этом она настолько плотно вошла в нашу жизнь, что мы не можем от нее избавиться. Мы, придя с работы, даже расслабляясь, думаем о делах, которые оставили на работе, мы находимся в состоянии тревоги. Состояние беспрестанной тревоги очень характерно для чрезмерно заботливых матерей, которые стараются оградить своих детей от жизненных трудностей. В большинстве случаев, когда их дети вырастают и им уже по 30 и более лет, матери дальше контролируют их жизнь, чрезмерно тревожатся за них, живут жизнь своих детей, но не своей. Так развивается невроз, неконтролируемое по времени чувство тревоги — эмоция, которая преждевременно изнашивает организм, забирая все человеческие резервы на поддержание состояния напряжения.
Страх, согласно Михаилу Литваку — нормальное состояние, которое нужно уметь преодолевать и в последствии научиться испытывать наслаждения как от процесса преодоления, так и совершения действия, выполнение которого раньше вызывало страх. Мы все боимся умереть, но Литвак Михаил приводит высказывания Шопенгауэра, Сенеки, которые готовы принять смерть в любое время и используют смерть как советчика, но не как постоянного надзирателя и палача.
При этом человеку свойственно скрывать чувство страха за социальными ширмами, моделями поведения: принципиальностью, щедростью, гостеприимством, галантностью, добротой, заботливостью, скромностью, солидарностью. Хотите подробней узнать об этом? Тогда вам стоит прочитать книгу Михаила Литвака «Если хочешь быть счастливым».
Страдание, пишет Литвак Михаил, воспринимается разными людьми с разной степенью интенсивности, при этом существует отсроченное страдание, когда близкие люди, например, муж помогает пережить утрату ребенка, но затем сам начинает проявлять признаки страдания. Нельзя, пишет Литвак Михаил, говорить человеку, чтобы он «взял себя в руки», так как по словам Ницше человек, испытывающий чувство страдания, постоянно пытается защититься от всех, в том числе и от самого себя, выстраивает крепость-тюрьму, пребывать в которой он обрек себя сам. Согласно Литваку Михаилу, утешить человека в его страданиях поможет такая фраза:«Я восхищен твоим муже¬ством, тем, как ты переносишь свое горе! Я бы давно не выдержал и разревелся!»
Страдают многие, но больше всего проявляют свои страдания дети, которые не научились их скрывать под различными масками. Родители могут поощрять проявления страданий ребенка, не заталкивая эту негативную эмоцию в его подсознание, то он научиться побеждать его. У такого ребенка формируется оптимистическое отношение к жизни.
Если же родители будут просто успокаивать ребенка, не объясняя ему причину страданий, то он не будет в дальнейшей жизни при страдании искать причину и не будет искоренять её, а всего лишь найдет способ успокоения, легче всего во взрослой жизни его найти в алкоголе.
Если же маленького ребенка сначала поощрять проявлять страдание, а затем, после того, как он подрос начать за это наказывать, то может развиться невроз, возникнут конфликты с другими людьми, боязнь конфликтов, несущих страдание.
Очень часто страданию мы не приписываем какого-либо смысла, но перенести его легче всего тогда, когда мы наполним его смыслом.
Гнев, пишет Литвак Михаил, в дикой природе и на ранних этапах развития человечества, а также у детей играет роль предохранителя. Он может отодвинуть в сторону парализующий страх, страдание и заставить собраться, начать действовать. Но на настоящий момент гнев стал подавленной яростью, подавленной агрессией. Мы настолько злы на человека, что готовы его убить, однако социальные нормы не позволяют этого, мы сдерживаемся, загоняя агрессию в себя все глубже и глубже.
К отрицательным эмоциям, привитым социумом Литвак Михаил относит чувство стыда и чувство вины. Обе эти эмоции прививаются родителями, социумом и служат сдерживающими механизмами, которые помогают блюсти мораль. Однако чувство стыда иногда доводит людей до крайних ситуаций, когда они обращаются за помощью только тогда, когда поделать уже почти ничего нельзя (запущенные и хронические простатиты, аденомы предстательной железы, миома матки и др.).
Очень часто привитое чувство стыда способствует развитию барьеров в сексуальном развитии и раскрытии перед своим партнером. Могут проходить месяцы, даже годы, а человек будет продолжать испытывать чувство стыда, когда раздевается, ложиться в кровать с партнером. Если это чувство усугублять, то может возникнуть рефлексное чувство вины, которое возникает в ситуациях, напоминающих те, которые идут под родительскими запретами. Михаил Литвак считает, что чувство стыда нужно искоренять, заменять рассудительностью.
Чувство вины — тяжелый груз, который ложиться на плечи каждому человеку, порой он может быть неподъемным, так как не каждый может вынести его. Мы испытываем чувство вины на уровне рефлексов, оно прививается нам с детских лет, это чувство тормозит саморазвитие человека, сводит на нет все его попытки превзойти нормы морали. Что же делать? Михаил Литвак предлагает нам с помощью разума избавиться от моральных норм, а затем и от чувства вины. Но наиболее эффективный метод предложил Валерий Синельников — метод замены. Чувство вины заменить чувством ответственности. В чем же различие? Чувство вины тормозит развитие, чувство ответственности побуждает работать над собой, улучшая себя.
Безэмоциональные состояния. Правильнее бы охарактеризовать такие состояния как эмоциональные переключатели. Сюда относятся: удивление и скука. Скуку сложно охарактеризовать, она служит мостом к отрицательным эмоциям — тревоге, страх, чувству вины, идет вместе с чувством одиночества. Удивление по своей сути служит кнопкой принудительного сброса предыдущего эмоционального состояния, служит приспособлению к в внезапным изменяющимся условиям окружающей среды.
Зачем же мы так подробно останавливаемся на каждой эмоции? Существует техника целенаправленного моделирования эмоций, она поможет вам справиться с любой сложной ситуацией, о практике мы поговорим в следующей статье.
Моделирование эмоций человека возможно только тогда, пишет Михаил Литвак, когда человек точно понимает что стоит за определенной эмоцией, что нужно поругав, похвалить и не один раз, а семь, что сорадость создает друзей, а не сострадание, что чувство вины и чувство стыда — бесполезный груз, от которого нам нужно избавиться. (с) vitapower.ru
Источник
Метод целенаправленного моделирования эмоций, который разрабатывается мною уже в течение многих лет и применяется при лечении неврозов, помогает не только больным, но и находящимся в стрессовой ситуации. С его помощью такие люди избавились не только от мешавших им некоторых форм поведения, недомоганий, но и решили многие жизненные проблемы, выходящие за пределы медицины
1- Эмоциональные потребности
Эмоция – это психический процесс, отражающий отношение человека к самому себе и окружающему миру. Отсутствие эмоциональности является признаком такого тяжелого психического заболевания, как шизофрения. Для нашего благополучного существования необходимо, чтобы на мозг действовали три рода раздражителей: вызывающие положительные эмоции (35 %), вызывающие отрицательные эмоции (5 %), эмоционально нейтральные, или балластные (60 %).
Какие выводы можно сделать на основе этих данных?
1. Человек запрограммирован на счастье. Он обязан быть счастливым, если хочет быть здоровым, активным и долго жить.
2. Человек, не имеющий соответствующей эмоциональной пищи, как автомобиль, который заправляется не тем горючим, быстро изнашивается, двигается с медленной скоростью по жизни, его часто приходится «ремонтировать» во время многочисленных болезней.
3. Каждый человек, вступающий в общение, должен знать: чтобы партнер продуктивно работал, он должен получить соответствующую положительную эмоцию. Руководители, педагоги, воспитатели, родители, можно ли кричать на своего подопечного? Можно. Но тогда не стоит ждать от него хорошей работы. Довольно часто утренние производственные совещания проводятся на фоне ругани и оскорблений, в результате к работе люди могут приступить лишь через полтора-два часа после него.
4. Если вы все же не сдержались и обругали партнера, то для того, чтобы его работоспособность восстановилась, вам надо его похвалить. Сколько раз? Это нетрудно вычислить, вспомнив соотношение положительных (35 %) и отрицательных (5 %) раздражителей. Итак, похвалить надо 7 раз! На это уходит много времени.
Умные педагоги и начальники не кричат на подчиненных. Вы можете спросить: «А если я не буду ругать их, то где же они получат отрицательные эмоции?» Не волнуйтесь! Где-нибудь в другом месте. У нас еще не так много психологически подготовленных людей. Зато к вам начнут тянуться люди. (Буду всех хвалить, кто первый ко мне на 7 бесплатных комплиментов Девушки вне очереди.)
А для чего нужны отрицательные эмоции? Если их не чрезмерно много, они стимулируют нас, заставляя искать новые решения, подходы, методы. Ведь отрицательные эмоции возникают тогда, когда наша деятельность не дает нужных результатов. Отрицательные эмоции играют такую же роль, как углекислый газ в процессе дыхания. Он стимулирует вдох. Для дыхания необходим кислород (положительные раздражители), углекислый газ (отрицательные раздражители) и азот (эмоционально нейтральные раздражители). Но если доля углекислого газа становится больше, мы говорим об экологической катастрофе. Если же не соблюдено соотношение положительных и отрицательных эмоций, наблюдается психологическая катастрофа.
Роль нейтральных раздражителей такая же, как балластных веществ в питании.
2. Положительные эмоции
Их всего две: интерес и радость. Они проявляются в выраженном виде в творческом труде и в любви. Только в творческом труде преобладает интерес, а радость является как бы наградой за успехи в труде. В любви же наоборот: для того, чтобы извлечь большую радость, надо немного потрудиться.
Интерес – наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Заинтересованный человек выглядит так, как будто он прислушивается или присматривается. Интерес, как указывает американский психолог К. Изард, является исключительно важным в развитии навыков, знаний и интеллекта.
Интерес способствует развитию последнего и позволяет индивиду заниматься какой-либо деятельностью или вырабатывать навыки, пока он ими не овладел. Это единственная эмоция, которая позволяет выполнять повседневную работу должным образом. Интерес помогает завязывать и поддерживать дружеские отношения, а также сохранять брачный союз. Если супруги интересуют Друг друга как личности и как сексуальные партнеры, то их брак счастливый. Но следует отметить, что интерес возбуждается незнакомым. Поэтому муж и жена должны постоянно меняться, причем в лучшую сторону, т. е. необходим постоянный личностный рост.
Отсутствие интереса угрожает развитию интеллекта не в меньшем мере, чем разрушение ткани мозга.
А. Маслоу говорит о двух фазах творчества: первичной и вторичной. Для первой характерны импровизация и воодушевление, а также интенсивный интерес. Вторая -разработка исходного вдохновения. Эта фаза требует дисциплины и тяжелой работы. Практически все люди пережили первую фазу, но не у всех хватило сил для второй. Прошло время, и выяснилось, что кто-то другой воплотил его идею в жизнь, прославился и получил материальные блага. Многие утешают себя тем, что они еще раньше пришли к этой идее. Не стоит этого делать! Маслоу указывал: «…взлеты и вдохновение дешева стоят. Различие между вдохновением и конечным продуктом заключается в огромном количестве тяжелой работы». Последняя очень часто сопровождается разочарованием, подавленностью. И только сила устойчивого интереса позволяет их преодолеть.
Радость
Радость нельзя вызвать произвольно. Радость – не чувство удовольствия, не веселье, хотя она может быть связана с последним. В наиболее чистой форме радость – это то, что ощущается после какого-либо творческого иля социально значимого действия, которое производилось не с целью получения выгоды (радость – побочный продукт).
Радость может возникать от упражнений, улучшающих физические возможности, при еде, питье, которые удовлетворяют голод и жажду, или вследствие чего-то, что уменьшает гнев, отвращение, презрение, страх или стыд. Но самое главное – радость появляется на различных этапах творческой работы, при открытии, при завершающем творческом достижении и при триумфе.
Как гласит восточная мудрость, «задача каждого человека – прожить свое простое будничное так, чтобы внести в свое и чужое существование каплю мира и радости». У некоторых людей весь процесс жизни связан с радостью. Они наслаждаются уже тем, что живут. Такие люди идут по жизни более медленно и спокойно. Радость усиливает отзывчивость и, как считает Томкинс, обеспечивает социальное взаимодействие.
Что же мешает радоваться? Устаревшие правила и инструкции, иерархизированные отношения между людьми, догматизм в отношении воспитания детей и секса. Все то, что Э.Берн называет Родителем. Если нет больших материальных лишении, грубых телесных повреждении, счастью мешают предрассудки, тени прошлого, привидения, призраки, которые душат человека и стоят на его пути к счастью. Как же добиться радости? есть два пути: один путь — приспособить к себе мир, переделав его и перевоспитав всех людей. Это дуть в никуда. По нему идут все невротики. Они готовы переделать всех и вся, но только не себя. Второй путь -приспособиться к миру и переделать себя. Это путь здоровья. Можно избегать холода, жары, поднятия тяжестей, а можно закаляться, тренироваться и получать удовлетворение от тех же факторов. Можно отгородиться от людей и не испытывать их «уколов», а можно обучиться технике общения и получать радость от него.
Связь между интересом и радостью
«Делу – время, а потехе – час» – гласит народная мудрость. В Библии четко указано соотношение труда и отдыха – 6:1. Шесть дней надо с интересом работать и один день с радостью отдыхать.
Эмоции интереса и радости в пропорции 6:1 должны являться основной нашей эмоциональной пищей. Главный источник интереса – свободный, творческий труд (он же приносит и свою порцию радости), а радости – любовь, но для того чтобы она пришла, надо изрядно и творчески потрудиться. Дефицит интереса, так же как и дефицит радости, приводит к депрессии.
3- Отрицательные эмоции
Оптимальное соотношение положительных и отрицательных эмоций -7:1. Запомните его!
Отличительной особенностью положительных эмоций является то, что они держат нас в настоящем, самое лучшее время – это настоящее. Прошлого уже нет, будущего еще нет. Только в настоящем происходит единение души и тела. Отрицательные эмоции уводят душу или в прошлое или в будущее. Тело же всегда в настоящем. Отрицательные эмоции имеют более широкий спектр, чем положительные, и делятся на биологические и социальные.
Биологические отрицательные эмоции
Тревога – эмоция, возникающая при общей оценке ситуации как неблагоприятной. Тревога – настолько частый эмоциональный феномен, что некоторые исследователи считают ее нашим «сторожем» и определенный уровень ее даже считают нормой.
Те, кто работают с тревогой, отмечают, что на работе у них аппетит повышен, тогда как во время отдыха, часто активного (турпоход, физическая работа в саду), он умеренный. Интересно отметить, что склонные к полноте люди при этом поправляются, а к худобе – худеют («не в коня корм»). Я уже давно пришел к выводу, что похудеть при помощи диеты – миф. Необходимо в душе навести порядок. А это можно сделать, только убрав тревогу.
Вы можете легко проверить уровень вашей тревожности при помощи теста «Субъективная минута».
Засеките время на часах с секундной стрелкой и отведите взгляд от часов. Мысленно фиксируйте течение времени. Как только минута пройдет, посмотрите на часы. Норма – 65 секунд. Легкая тревожность – 55-64 секунды, тревога средней выраженности -45-54 секунды. Подумайте, что вас беспокоит. Меньше 45 секунд -обратитесь к психологу, меньше 35 секунд – к врачу.
Тревога может быть ситуационной и личностной. Ситуационная возникает перед волнующим событием (экзамен, соревнование, свидание с любимой, визит к начальнику). Эту тревогу человек осознает. Он чувствует, как у него бьется сердце, перехватывает дыхание, его бросает то в дрожь, то в холод, потеют ладони и т. п.
Как же снять ситуационную тревожность? Давайте подумаем. Если у машины, стоящей на месте, мотор работает на повышенных оборотах, то лучше уж пусть она едет, а не стоит. Если от волнения бьется сердце, то лучше пробежаться или присесть раз пятнадцать – двадцать, т. е. «подогнать» деятельность всего организма под работу сердца. После прекращения интенсивной нагрузки происходит общее успокоение, и тревога снимается. Таким способом легко снять предстартовую лихорадку у спортсменов.
Один молодой человек жаловался, что встреча с любимой девушкой вызывает у него столь сильное сердцебиение, что некоторое время после момента встречи ему трудно с ней говорить. Его знакомая жила на седьмом этаже. Я предложил ему не пользоваться лифтом, а подниматься бегом. Он остался доволен советом. Действительно, входил он к ней запыхавшись, но это выглядело вполне естественно, да и внутреннего волнения не было. Когда успокаивалось дыхание, одновременно прекращалось сердцебиение, и беседу он начинал спокойно. То же самое можно проделать, если предстоит публичное выступление в большой аудитории. Нужно только взбежать на трибуну. (Буду впрыгивать на трибуну. )
Страх
Если тревога существует достаточно долго, человек начинает искать источник опасности, ликвидирует его и успокаивается. Если источник тревоги ликвидировать не по силам, тревога переходит в страх. Таким образом, страх – это результат работы тревоги и мышлении.
Страх – самая опасная эмоция. Даже страшно стало )))
Но страх – не только зло. Дело в том, что при страхе усиливается стимуляция нервной системы. В таком состоянии легче быть активным, что может привести к развитию интереса, который нередко заглушает страх.
Как предупредить страх? Во-первых, не следует запугивать ребенка в процессе воспитания. Переживая за ребенка, родители не должны свой страх передавать ему. Опыт показывает, что страх, тревога за ребенка и вообще близкого человека порой уничтожают его.
Во-вторых, необходимо научиться не стесняться внешних проявлений тревоги и страха. Не ругайте ребенка за то, что он испугался. Если вы сами испугали ребенка, извинитесь и скажите ему, что вы этого не хотели.
Например, если человек боится простуды и начинает излишне кутаться, он становится изнеженным и рано или поздно обязательно простудится
Трусость часто рядится в различные маски. Рассмотрим их: Принципиальность, Щедрость, Гостеприимство, Галантность, Доброта, Заботливость, Скромность, Солидарность.
Страдание
Страдание – самая частая отрицательная эмоция, так же как интерес – положительная. Страдание зависит от личностных установок. Вот почему для одних увольнение с работы, конфликт на производстве, лишение девственности вне законного брака, неудача в любви являются глубокой драмой, другие переносят это спокойно. Но существует много причин для страданий, которые совершенно не зависят от личности. Это кризисы экономические, война, тяжелая болезнь, катастрофа, внезапная смерть любимого человека. Часто мы начинаем осознавать, что были счастливы, когда наступает страдание.
Как же поддержать человека, находящегося в горе? Я предлагаю такой вариант: «Я восхищен твоим мужеством, тем, как ты переносишь свое горе! Я бы давно не выдержал и разревелся!»
Если родители наказывают ребенка, не обращая внимания на причину его страдания, и у него нет возможности объясниться, это может привести к притворству, слабой выраженности индивидуальности, чрезмерному избеганию страдания, апатии и усталости. Если еще при этом ребенка бьют, он начинает плохо переносить боль. Вот почему мужчины хуже переносят боль, чем женщины (мальчиков ремешком наказывают чаще, чем девочек).
Если родители поощряют ребенка проявлять свои страдания, пытаются успокоить его и уменьшить действие фактора, вызывающего страдание, устранить его, то ребенок будет иметь возможность выражать страдание, бороться с ним и побеждать его. Он будет больше доверять людям, будет благополучно переживать страдания, которые обычно сопровождают радость и любовь, у него сформируется более оптимистическое отношение к жизни.
При неполном поощрении родители целуют, обнимают и гладят плачущего ребенка, вместо того чтобы сделать понятной для него причину страданий. Такой ребенок будет не преодолевать страдание, искать его причину, а искать успокоения. Из таких детей могут вырасти алкоголики и наркоманы.
При смешанном способе маленького ребенка поощряют плакать, чуть подрос – начинают наказывать. Мать требует одно, отец – другое. В результате замедляется развитие личности, возникает неудовлетворенность при контактах с другими людьми, зависимость в межличностных отношениях и боязнь конфликтов.
Гнев
Гнев возникает обычно тогда, когда появляются препятствия для удовлетворения потребностей. Это могут быть физические помехи, правила, законы и, наконец, собственная неспособность.
Родители, педагоги, начальники, часто конфликтующие со своими детьми, учениками, подчиненными! Хорошо запомните это положение. Если зависимый от вас партнер кричит на вас в ответ, он относится к вам еще более или менее сносно. Но те, кто молчит и сдерживает свой гнев, испытывают к вам отвращение. Вот так-то!
Презрение – самая холодная и разрушительная эмоция. Если доля гнева в презрении падать и такое состояние становится хроническим, человек может превратиться в садиста.
Социальные отрицательные эмоции
Стыд
Стыдясь, человек видит себя объектом презрения и насмешки, ребенком, слабость которого выставлена на всеобщее обозрение, считает, что другие над ним будут смеяться.
Сразу же практический выход: никогда не следует стыдить партнера. Если у него нет совести, ваши стрелы пройдут мимо. Если вы попадете в цель, то наживете врага.
Я думаю, что у человека не должно быть ни чувства стыда, ни застенчивости. Не нужны такие стимуляторы и ограничители для развития личности. что же тогда нужно? Вы уже догадались. Развивать мышление! Оно должно стать и нашим стимулятором, и нашим ограничителем. Оно подскажет, когда не стоит раздеваться донага, но заставит пойти к врачу при болезни половых органов и будет сохранять нейтралитет в вопросах любви.
Вина
Одна из основных задач современной психотерапии – это снятие чувства вины.
4. Безэмоциональные состояния
Скука
Скука возникает тогда, когда на мозг не воздействуют эмоционально значимые раздражители и он лишен необходимой стимуляции.
Большинство людей считают источником скуки отсутствие внешних впечатлений, интересных людей или событий, тогда как источником скуки, как справедливо считал Шопенгауэр, является внутренняя пустота.
Так как же бороться со скукой? Путь один – самоусовершенствование, обогащение своей духовной жизни. Дорогой мой читатель! Я надеюсь, что вы получили великолепное воспитание и образование, что у вас никогда не было духовной пустоты, что вы всегда были интересны самим себе.
Удивление
Удивление знакомо каждому, но описать его трудно. Оно возникает при неожиданном событии, длится недолго, и в этот момент кажется, что мыслительные процессы остановились. Удивление способствует умственному развитию. При удивлении человек расположен к объекту, при скуке – нет. Вот почему состояние удивления большинство людей оценивает положительно, и если попросить вас припомнить случай, когда вы удивились, вы расскажете о ситуации приятной и радостной.
Итак, удивление выполняет функцию вывода нервной системы из того состояния, в котором она в данный момент находятся, я приспособления ее к внезапным изменениям в нашем окружении. Удивление – это эмоция, очищающая каналы, это тряпка, которая стирает с доски все, что на ней только что было написано.
5. Целенаправленное моделирование эмоций
Целенаправленное моделирование эмоций осуществляется по следующей схеме: удивление – интерес – радость.
Итак, удивление я должен вызвать своим собственным нетрадиционным поведением.
Довольно часто после удивления возникает интерес, и дальше можно продолжить контакт и решить конкретные вопросы, что принесет вашему партнеру по общению радость (удовлетворение). Многие в ходе целенаправленного моделирования эмоций делают одну принципиальную ошибку: они стараются сразу же вызвать к себе расположение, а иногда и стать кумиром, понравиться с первого раза. Это очень опасно, на цыпочках долго не простоишь. Через некоторое время в вас разочаруются . Поэтому за интересом иногда следует вызвать у партнера гнев. Вспомним, что гнев держит человека в настоящем и стимулирует мышление и силы.
Как это сделать? Самый простой и безопасный прием – не согласиться с какими-то его доводами, высказать прямо противоположное мнение, в общем, «уколоть» его. Здесь будьте внимательны и не доведите своего партнера до такого состояния, что он бросится на вас с кулаками. Снять гнев очень легко – согласитесь с партнером.
Интерес и радость могут меняться местами. Если вам надо, чтобы ваш партнер работал, основные усилия следует направить на поддержание устойчивого интереса. Как только он падает, развивается скука. При первых ее признаках необходимо начинать новый цикл по предложенной выше схеме.
Источник