Беседы с пациентом о соблюдении режима дня и диеты

Читайте также:
|
Рациональное питание – это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее улучшению его здоровья и профилактике заболеваний.
Рациональное питание предполагает:
1. Энергетическое равновесие
2. Сбалансированное питание
3. Соблюдение режима питания
Первый принцип: энергетическое равновесие
Энергетическая ценность суточного рациона питания должна соответствовать энергозатратам организма.
Энергозатраты организма зависят от пола (у женщин они ниже в среднем на 10 %), возраста (у пожилых людей они ниже в среднем на 7 % в каждом десятилетии), физической активности, профессии. Например, для лиц умственного труда энергозатраты составляют 2000 – 2600 ккал, а для спортсменов или лиц, занимающихся тяжелым физическим трудом, до 4000 – 5000 ккал в сутки.
Второй принцип: сбалансированное питание
Согласно принципу сбалансированного питания, обеспеченность основными пищевыми веществами подразумевает поступление белков, жиров, углеводов в организме в строгом соотношении.
Белки являются основным строительным материалом организма, источником синтеза гормонов, ферментов, витаминов, антител. Белками должно обеспечиваться 10 – 15 % суточной калорийности, при этом доля животного и растительного белков должна быть одинаковой. Оптимальное количество белков должно равняться 1 г на 1 кг веса.
Жиры обладают не только энергетической, но и пластической ценностью благодаря содержанию в них жирорастворимых витаминов, жирных кислот, фосфолипидов. Оптимальный объем потребления жира – 15 – 30 % калорийности. Благоприятным считается такое соотношение растительных и животных жиров, которое обеспечивает 7 – 10 % калорийности за счет насыщенных, 10 – 15 % – мононенасыщенных и 3 – 7 % полиненасыщенных жирных кислот.
Углеводы – основной топливный материал для жизнедеятельности организма. Углеводами должно обеспечиваться 55 – 75 % суточной калорийности, основная их доля приходится на сложные углеводы (крахмалосодержащие и некрахмалосодержащие) и только 5 – 10 % – на простые углеводы (сахара).
К неусвояемым углеводам относится клетчатка. Несмотря на то, что в кишечнике клетчатка практически не усваивается, нормальное пищеварение без нее невозможно. Пищевые волокна содержатся в большинстве разновидностей хлеба грубого помола, крупах, картофеле, в бобовых, орехах, овощах и фруктах.
Важное значение для правильного обмена веществ и обеспечения функционирования организма имеют минеральные вещества и витамины.
Рациональное питание подразумевает, что белками обеспечивается 10 – 15 %, жирами 15 – 30 %, углеводами 55 – 75 % суточной калорийности
Третий принцип: режим питания
Питание должно быть дробным (3 – 4 раза в сутки), регулярным (в одно и то же время) и равномерным, последний прием пищи должен быть не позднее, чем за 2 – 3 часа до сна.
Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 121; Нарушение авторских прав
Источник
Беседа «Соблюдение режима дня»
Цель: информировать родителей о режиме дня, рекомендуем для соблюдения.
Задачи: ознакомить родителей воспитанников с анализом имеющихся нарушений самочувствия; способствовать необходимости установления и соблюдения режима дня в домашней обстановке; формировать у родителей правильное отношение к режиму дня детей, как залог здоровья, успешности и самостоятельности.
Подготовительный этап
Подготовительный этап к проведению беседы по теме «Режим дня – основа сохранения и укрепления здоровья первоклассников» имеет своей целью сбор необходимой информации влиянии режима дня на самочувствие детей данной группы.
Необходимую информацию воспитатель может получить, используя дневник здоровья, который родителям предлагается вести каждый день в течение недели до даты проведения беседы. Тесты Дневников здоровья выдаются каждой семье (Приложение №1). Перед беседой Дневники Здоровья собираются, анализируются. желательно установить связь между нарушениями самочувствия детей с возможным несоблюдением режима сна и отдыха.
В преддверии беседы по теме «Режим дня – основа сохранения и укрепления здоровья первоклассников» воспитателю раздать родителям первую памятку – письмо следующего содержания (Приложение № 2)
Подготовительная работа к беседе должна включать подбор материала для проведения педагогического всеобуча по теме «Режим дня детей старшей группы», оформление плакатов и стендов, содержащих указание на основные обязательные режимные моменты, влияющие на здоровье учащегося. желательно попросить некоторых родителей выступить по поводу распорядка дня, принятого в семье.
Организационный этап
Собрание лучше проводить в форме круглого стола, поэтому желательно так расположить посадочные места в учебном кабинете, чтобы все присутствующие имели возможность видеть друг друга и организатора разговора (классного руководителя). После обмена мнениями по поводу необычного расположения на период родительского собрания классный руководитель сообщает тему собрания, аргументирует необходимость выбора данной темы.
Проведение педагогического всеобуча для родителей
Классный руководитель. Сочетание «режим дня» известно каждому присутствующему здесь, но так ли существенна роль режима дня, чтобы посвящать этой теме целое родительское собрание? Да режим дня для первоклассника приобретает особенно важное значение, его следует рассмотреть как «установленный порядок чего-нибудь» (С.И. Ожегов). Значение режима увеличивается не только из-за изменения нагрузки, но ещё и потому, что новые обязанности требуют от младших школьников большей собранности и дисциплинированности. Режим помогает правильно сочетать труди отдых. Врачи утверждают, что режим дня – эта лучшая мера, предупреждающая возбудимость и раздражительность детей. Режим может помочь сохранить нормальную работоспособность в течение дня, в течение всего учебного года. Согласно исследованиям врачей-гигиенистов, работоспособность в течение дня бывает не одинакова, так, можно установить два пика трудоспособности. Первый пик приходится на промежуток времени с 08.00. до 11.00. часов утра – дети в это время находятся в школе. Затем происходит снижение трудоспособности. Второй пик приходится на промежуток времени между 16.00. и 18.00. часами, а потом следует резкий спад трудоспособности. Из этих данных следует, что жесткий контроль за выполнением домашних заданий после 18.00. часов вечера пользы не принесёт, и эта работа может нанести скорее вред, чем пользу. Как же должен быть распределён весь обычный день первоклассника?
Утро. Ребёнку необходимо умыться, сделать утреннюю зарядку, позавтракать, одеться, убрать свою постель. Эти умения должны быть сформированы до того, как ребёнок пойдёт в школу. Необходимо обойтись без излишней спешки нервозности, одёргивая и покрикивая на детей. Особое внимание хотелось бы обратить внимание на важность и оздоровительное значение утренней гимнастики. Она помогает сократить время перехода от сна к бодрствованию. Недаром она называется зарядкой, «заряжая» детей бодростью на предстоящий рабочий день, прогоняя остатки сна. Физиологические исследования показали, что дети, выполняющие каждый день утреннюю гимнастику, более работоспособны, бодры, дисциплинированы, чем, те, которые пренебрегают ею.
Наиболее благоприятное влияние на организм ребёнка оказывают физические упражнения, выполняемые приоткрытой форточке, в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе – на балконе, в саду, во дворе. Такие занятия несут элемент закаливания. Организм испытывает комплексное воздействие воздушной ванны, прямой и рассеянной солнечной радиации в сочетании с мышечными движениями. Выполнять упражнения нужно в свободном костюме, не стесняющем движений. Для занятий в помещении в любое время года лучше оставаться в майке и трусах. Очень важно выполнять зарядку вместе, взрослый и ребёнок.
Дорога до школы. Лучше использовать путь до школы для неторопливой прогулки перед уроками, поэтому из дома лучше выходить заранее.
Занятия в школе.
Дорога из школы домой. Нужно сделать обязательным требование: после школы сразу домой.
Свободное время. Возможно его использовать на сон, прогулку, отдых, выполнение полезных домашних дел, которая должна быть регулярна и контролироваться со стороны взрослых. Стоит прислушиваться к мнению врачей по поводу распределения свободного времени:
– не менее 3 часов должно отводиться на прогулку и подвижные игры;
– 30-40 минут – на полезную домашнюю работу;
– 1 час на самообслуживание;
– оставшееся время – на занятость внеурочной деятельностью (кружки, секции, клубы, студии и другие учреждения дополнительного образования по интересам);
– 1-2 часа на подготовку домашнего задания (первоклассникам 1 час).
Вечером следует отвести время для общения с ребёнком, непродолжительному просмотру детских передач по телевизору или работе на компьютере.
Подготовка ко сну. Ночной сон. Особенно важен для ребёнка достаточный по продолжительности ночной сон. Чем младше ребёнок, тем больше он должен спать. Так, первокласснику необходимо спать 11,5-12 часов в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. Чтобы ночной отдых был глубоким и спокойным, ему нужно соблюдать перед сном элементарные гигиенические правила:
– не играть в шумные и азартные игры;
– не заниматься спортом;
– не смотреть «страшные» фильмы.
А родителям советуем не устраивать перед сном «разборок» с ребёнком, чтобы он не уходил спать в слезах. Важно, чтобы время, когда ребёнок ложился спать, не зависело от каких-либо внешних причин, его желания или нежелания, а всегда было одним и тем же.
Это основные элементы режима дня ученика 1 класса. По времени режимные моменты могут быть распределены следующим образом (Приложение №3).
Социологический опрос родителей
После того, кого как родители прослушали выступление о режиме дня первоклассника, классный руководитель предлагает ответить на следующие вопросы в письменной форме. (Приложение №4)
Выступления представителей родительского коллектива
После ответов на вопросы анкеты предлагается озвучить свои ответы нескольким родителям учащихся класса. Если нет желающих участвовать в разговоре по обсуждению темы собрания, классный руководитель должен вовлечь родителей в разговор, используя игровой метод: по кругу отправляется коробочка с вложенными в неё полосочками цветной бумаги. Среди полосочек находится 5-6 полосочек одинаково цвета. вытянувшие эти полосочки и будут основными участниками разговора, остальные присутствующие поддерживают разговор, приводят примеры из жизни своей семьи, касающиеся соблюдения определённых режимных моментов.
Подведение итогов родительского собрания
В конце проведения родительского собрания участниками принимается решение.
Решение родительского собрания может быть следующим:
1. Согласиться с необходимостью соблюдения режима дня учащимся 1 класса.
2. Осуществлять контроль за соблюдением режимных моментов дома – родителями, в школе – классным руководителем.
3. Довести до сведения детей важность соблюдения режима дня их здоровья.
4.Постораться поддержать соблюдение режима дня школьниками до следующего родительского собрания. Провести совместный анализ результатов.
5. Провести классный час с учащимися по теме «Режим дня – залог Здоровья!»
Классный руководитель раздаёт родителям памятки (Приложение № 5 )
и советы (Приложение № 6) по выполнению режима дня.
Приложение № 1
Дневник Здоровья
_________________________________________________________
(Фамилия, имя ученика)
проживающий по адресу: ___________________________________
Родители заносят данные наблюдения за своим ребёнком.
Дата___________
Самочувствие
Утро
Вечер
Хорошее – бодр, жизнерадостен, интерес к делам.
Плохое – жалуется на боли, слабость, вялость и другие неприятные ощущения.
Боль
Утро
Вечер
Усталости нет, осталось чувство усталости.
Устал, не устал, переутомился
Настроение
Утро
Вечер
Хорошее, удовлетворительное
Сон
Продолжительность
Качество
(9-10 часов), качество сна, причины нарушения
Аппетит
Утро
Вечер
Хороший, повышенный, удовлетворительный, плохой, отсутствует
Работоспособность
На уроках
Дома
Повышенная, обычная, пониженная
Приложение №2
«Памятка – письмо для родителей»
Уважаемые родители!
Ваши дети на уроках в школе будут знакомиться с основными правилами здоровьесбережения. Учеников будут учить бережно относиться к общественному имуществу, соблюдать чистоту и порядок в общественных местах, в своём дворе, подъезде.
Пожалуйста:
Объясните вашему ребёнку, почему очень важно соблюдать чистоту и порядок в общественных местах.
Обратите внимание вашего ребёнка на состояние вашего двора, дома, вашего подъезда.
Научите вашего ребёнка:
– соблюдать чистоту и порядок в общественных местах.
– не писать, не рисовать на стенах домов, подъездов.
– следить, чтобы младшие дети не совершали эти действия.
4. Личным примером научите вашего ребёнка соблюдать эти требования.
5. Чтобы ваш ребёнок выглядел всегда опрятно, научите его:
– 2 раза в день чистить зубы;
– ежедневно принимать душ;
– ухаживать за своей одеждой и обувью;
– менять ежедневно нижнее бельё, носки;
– всегда иметь при себе чистый носовой платок, расчёску;
– содержать в порядке свою причёску;
Мы благодарим Вас и просим продолжать обучение ребёнка основным правилам личной и общественной гигиены.
Приложение №3
Режим дня первоклассника
Приложение №4
Анкета «Режим дня в жизни ребёнка»
для родителей
Существует ли в вашей семье определённый распорядок, режим дня?
Если существует, то в течение какого периода времени? Если не существует, то появлялось ли желание попробовать жить по определённому расписанию?
Ощущаете ли вы полезность соблюдения режима дня?
Может ли оказывать влияние соблюдение режима дня на самочувствие вашего ребёнка?
Какие режимные моменты могут оказаться наиболее сложными для выполнение в вашей семье?
Какие режимные моменты легки и просты для вашей семьи?
Связано ли соблюдение дня ребёнка напрямую с сохранением и укреплением его здоровья?
Связано ли соблюдение дня ребёнка напрямую с воспитанием самостоятельности, самоконтроля ребёнка?
Связано ли соблюдение дня ребёнка напрямую с успешностью ребёнка?
Приложение № 5
Памятка для родителей.
Заранее составьте для своего ребёнка дня с учётом особенностей жизни вашей семьи. Приучайте ребёнка к его соблюдению.
По мере возможности контролируйте, как ребёнок соблюдает режим дня, проанализируйте результаты и сделайте выводы.
Обратите внимание на то, достаточно ли развиты у вашего ребёнка навыки самообслуживания, привлекайте его к участию в домашних семейных делах.
Приложение № 6
Десять советов родителям
Совет 1. Режим дня школьника должен быть построен с учётом его возраста и функциональных возможностей.
Совет 2. Режим необходимо соблюдать точно и неукоснительно. Это обеспечит выработку определённого ритма в деятельности всех систем организма ребёнка.
Совет 3. Большая учебная нагрузка должна совпадать по времени с подъёмом умственной активности ребёнка: в первой половине дня – с 9 до 12 часов, после полудня – с 15 до 16 часов.
Совет 4. Выполнение уроков всегда в одни и те же часы позволяют ребёнку быстро войти в рабочее состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий.
Совет 5. Приём пищи в определённые часы обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение.
Совет 6. Постоянство в соблюдении времени отхода ко сну способствует быстрому засыпанию, более продолжительному и глубокому ночному отдыху ребёнка.
Совет 8. Режим дня ребёнка с ослабленным здоровьем должен быть щадящим, с обязательным дневным сном и дополнительным отдыхом на свежем воздухе.
Совет 9. Нарушения в установленном распорядке дня нежелательны, так как это может привести к расстройству выработанного ритма в деятельности организма ребёнка и его неблагоприятным реакциям.
Совет 10. Не забывайте чаще хвалить ребёнка за малейший успех и поддерживать в нём уверенность в своих силах.
«Нужно ли соблюдать режим дня?» – ответ на этот вопрос знает каждый культурный человек: «Да, нужно». Однако в жизни имеется множество поводов к его несоблюдению. И если взрослый человек может справиться с отрицательными последствиями нарушения режима дня, не замечая длительное время ухудшений своего здоровья, то дети реагируют на все отклонения от режима значительно тяжелее, и чем младше ребёнок, тем необходимее для него выполнять все требования режима.
Источник
Рациональное питание (ratio – разумный) – это физиологически полноценное питание здоровых людей с учетом их возраста, пола, характера труда и других факторов. Рационально питание способствует сохранению здоровья, сопротивляемости вредным факторам окружающей среды, высокой физической и умственной работоспособности, а также активному долголетию.
Требования рационального питания состоят из требований к: 1) пищевого рациона;2) режима питания;3) условий приема пищи.
Требования к пищевому рациону: 1) Энергетическая ценность рациона должна покрывать энергозатраты организма;2) Надлежащей химический состав – оптимальное количество сбалансированных между собой питательных веществ;3) Хорошая усвояемость пищи, которая зависит от ее состава и способа приготовления;4) Высокие органолептические свойства пищи (внешний вид, консистенция, вкус, запах, цвет, температура);5) Разнообразие пищи за счет широкого ассортимента продуктов и различных приемов их кулинарной обработки;6) Способность пищи (состав, объем, кулинарная обработка) создавать ощущение насыщения;7) Санитарно-эпидемическая безопасность.
Режим питаниявключает время и количество приемов пищи, интервалы между ними, распределение пищевого рациона за энергоемкостью, химическим составом и массой по приемам пищи.
Условия приема пищи:соответствующая обстановка, сервировка стола, отсутствие отвлекающих от еды факторов.
Правильное питание – первый ключ к здоровью и хорошему самочувствию, без которых трудно достичь максимальной работоспособности.
Сократу принадлежит высказывание: «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того чтобы жить».
Диетическое (лечебное) питание, или диетотерапия, – это применение в лечебных или профилактических целях специально составленных рационов и режимов питания ( диет ) для людей с острыми заболеваниями или обострением хронических, а также с хроническими заболеваниями вне стадии обострения. Требования к диетическому питанию такие же, как и к рациональному (правильному), однако с учетом характера заболевания на короткий или продолжительный срок могут изменяться требования к энергоценности и химическому составу рациона, набору пищевых продуктов и способам их кулинарной обработки, режиму питания.
Диетическое питание– обязательная мера комплексного лечения и вторичной профилактики большинства заболеваний. Оно может быть одним их основных, способов лечения и вторичной профилактики (при заболеваниях органов пищеварения, почек, сахарном диабете, ожирении и др.) или усиливать действие других способов, предупреждая осложнения и прогрессирование болезни (при недостаточности кровообращения, подагре и др.). При гипертонической болезни диетическое питание – один из основных методов лечения и профилактики (при так называемом «не медикаментозном лечении») или как обязательная, но дополняющая часть при лечении различными лекарствами. При инфекционных заболеваниях, травмах, после операций диетическое питание способствует повышению защитных сил организма, восстановлению тканей, ускорению выздоровления. Соблюдение любой диеты в домашних условиях должно учитывать следующие принципы.
Особенности реабилитации пациентов при заболевании органов дыхания.
Для каждого пациента подбираются строго индивидуально те средства, формы и методы ЛФК, которые помогут достижению лечебного эффекта. ЛФК назначают при отсутствии противопоказаний как можно раньше, так как она является не только методом патогенетической терапии, но и средством профилактики синдрома гиподинамии, развивающегося при соблюдении постельного режима.
Методику ЛГ при заболеваниях легких дифференцируют в соответствии с патогенезом, клинической картиной, особенностями и характером течения заболевания, преобладанием определенных симптомов и синдромов заболевания, тяжестью состояния больного.
В занятиях ЛФК при патологии органов дыхания применяются:
1) общетонизирующие упражнения, которые улучшают функцию всех органов и систем, активизируют дыхание (для стимуляции ФВД используются упражнения умеренной и большой интенсивности; упражнения малой интенсивности не оказывают тренирующего эффекта на сердечно-сосудистую и дыхательную системы);
2) специальные (дыхательные) упражнения, которые укрепляют дыхательную мускулатуру, увеличивают подвижность грудной клетки и диафрагмы; способствуют растягиванию плевральных спаек; уменьшают застойные явления в респираторной системе, облегчают выведение мокроты, совершенствуют механизм дыхания, координацию дыхания и движения;
3) различные методики дыхательной гимнастики, направленные на коррекцию преобладающего патологического процесса;
4) с целью расслабления напряженных мышечных групп могут быть использованы аутогенная тренировка, качательные и маховые движения конечностями, методика постизометрической релаксации мышц, физические упражнения на расслабление ассоциативных и сегментарных мышц, лечебный массаж с применением техник миофасциального релиза, сегментарно-рефлекторный массаж. С учетом миофасциальных изменений в мышцах наиболее эффективными физическими упражнениями являются движения с участием сегментарных и ассоциативных мышц.
Выполнение дыхательных упражнений требует соблюдения основных законов дыхания: перед любой физической нагрузкой необходимо удалить из легких остаточный воздух, для чего надо сделать выдох через губы, сложенные трубочкой; вдох в основном (на 80%) осуществляется за счет диафрагмы, при этом мышцы плечевого пояса должны быть расслаблены; выдох по продолжительности должен быть примерно в 2 раза и более длиннее вдоха; вдох осуществляется, когда грудная клетка расправлена, выдох – когда она сдавлена (например, при наклоне).
Выдох обычно производится при расслаблении мышц, участвующих во вдохе, под воздействием силы тяжести грудной клетки, т.е. замедленный выдох происходит при динамической уступающей работе этих мышц. Выведение воздуха из легких обеспечивают эластические силы легочной ткани. Форсированный выдох происходит при сокращении мышц, производящих выдох; усиление выдоха достигается наклоном
головы вперед, сведением плеч, опусканием рук, сгибанием туловища, поднятием ног вперед.
Дыхательными упражнениями можно произвольно изменять частоту дыхания. Чаще применяют упражнения в произвольном замедлении частоты дыхания (в этом случае рекомендуется считать про себя): упражнение уменьшает скорость движения воздуха и снижает сопротивление его прохождению через дыхательные пути. Учащение дыхания увеличивает скорость движения воздуха, при этом возрастают сопротивление и напряжение дыхательных мышц. При необходимости усиления вдоха или выдоха во время дыхательных упражнений произвольно меняют соотношение времени вдоха и выдоха. Для обеспечения полноценной вентиляции легких при обучении методике дыхания нужно освоить все типы дыхания (верхнегрудное, нижнегрудное и диафрагмальное).
Обучение полному дыханию и его сознательному регулированию начинается со статических упражнений; используют упражнения в ритмическом статическом дыхании, что приводит к урежению дыхательных движений за счет их углубления, при этом увеличивается сила дыхательных мышц и тонизируется межреберная мускулатура. Дыхание с добавочным сопротивлением (вдох через губы, сложенные трубочкой, через трубочку, надувание резиновых игрушек) уменьшает частоту и увеличивает глубину дыхания, активизирует работу дыхательных мышц. Дышать рекомендуется через нос, так как при этом происходит увлажнение и очищение вдыхаемого воздуха; раздражение рецепторов верхних дыхательных путей рефлекторно расширяет бронхиолы, углубляет дыхание и повышает насыщение крови кислородом.
При необходимости щадить пораженное легкое применяют исходные положения, ограничивающие подвижность грудной клетки с пораженной стороны (лежа на больном боку). Использование отягощения в виде мешочков с песком при выполнении дыхательных упражнений способствует укреплению мышц брюшного пресса, межреберных мышц и увеличению подвижности диафрагмы. Для дозирования физической нагрузки используют изменение исходного положения, темпа, амплитуды, степени мышечного напряжения, числа и продолжительности выполняемых упражнений, пауз для отдыха, включают упражнения на расслабление.
Эффективность средств ЛФК непосредственно связана с этапностью проведения восстановительного лечения – в стационаре, реабилитационном центре, санатории, поликлиннике.
Источник